» » » » Давид Кизик - Время Феофано


Авторские права

Давид Кизик - Время Феофано

Здесь можно купить и скачать "Давид Кизик - Время Феофано" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентНаписано пером3bee7bab-2fae-102d-93f9-060d30c95e7d, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Давид Кизик - Время Феофано
Рейтинг:
Название:
Время Феофано
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-00071-448-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Время Феофано"

Описание и краткое содержание "Время Феофано" читать бесплатно онлайн.



Книга описывает события, происходящие в Византии в 10 веке. На фоне жизни близких людей и окружения Анастасии, прошедшей путь от провинциальной актрисы до императрицы Феофано. Мировая политика, влияющая на события в Азии, Африке, Западной и Восточной Европе. Затрагиваются вопросы взаимоотношения Рюриковичей и правящей династии Византии. Княжение Ольги и походы Святослава. Формирование народов и стран. Становление мировых религий. Происхождение некоторых географических наименований и терминов. Акцентируется на цикличности мировых событий.






225

Эми́р или ами́р (араб. ’amīr – повелитель, вождь) – в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул. Также употребляется в значении предводитель мусульман вообще.

226

Хамвдан – Абуль Хасан Али ибн Хамдан (ок. 910–967) из арабской династии Хамданидов – эмир Алеппо, известный в истории Ближнего Востока как Державный меч, по-арабски Сейф-ад-Даула, неутомимый воин, враг Византии и наиболее опасный ее сосед. Его владения распространялись на Сирию, часть Армении, Верхнюю Месопотамию, Киликию (Хонигман. 1935, 93). Набеги Сейф-ад-Даулы на территорию Византии (особенно в середине 950-х годов) наносили большой ущерб населению. Императоры, опасаясь могущества Хамдана, старались вооружить против него багдадского халифа. Только победы, одержанные полководцами из семейства Фок, значительно потрясли государство Сейф-ад-Даулы (Канар. 1951; Васильев. 1950).

227

Магистр – один из высших титулов табели о рангах, как правило, не связанный с выполнением определенных функций. Уже к середине IX в. титул магистра стал чисто декоративным. Обладание им не обязательно сопровождалось ответственной должностью. Исчез в начале XII в. (Икономидис. 1972, 294)

228

Варда Фока Старший (ум. ок. 968) – византийский военачальник, отец императора Никифора II Фоки.

229

Схол – корпус столичных войск. Доместик схол, с X в. – главнокомандующий.

230

В 830 года из состава фемы Анатолик выделилась фема Каппадокия. Она располагалась на территории юго-запада исторической области Каппадокия, куда вошли части фем Армениак и Вукелария. Центром фемы стала крепость Корон.

231

Барда, древнее название Берда-а, груз. Бардав-и, арм. Партав, азерб. Bərdə. Современный центр Бардинского района Азербайджана. Барда – расположена на Карабахской равнине в 260 км от Баку, на реке Тертер. В нескольких километрах от современной Барды находятся остатки древнего города Барда, одного из центров Кавказской Албании. В V в. являлся центром сасанидского наместничества в Албании. В период нахождения Албании в составе Халифата (с 789 г.), Барда становится столицей Армянского эмирата – провинции Арабского Халифата, включавшей кроме Кавказской Албании и Армении, также Лазику (груз. Эгриси) и Баб аль-Абваб (Дербент).

232

Кавка́зская Алба́ния – древнее государство, сохранившее за собой топоним Гургистан, возникшее в конце II в до н. э. по левобережью Куры (северная часть) и занимавшее часть территории современных Грузии, Азербайджана и Дагестана (от моря до моря). Возникло после распада Албанского Союза (Великий Гургистан), когда земли по правобережью Куры вошли в состав империи Арийстан (Великая Армения). В 387 г. Закавказье было поделено между Ираном и Римом. Римская часть известна под названием Иверия. Топоним Албания (др. – арм Алуанк, новоарм. Агванк остался за персидской частью, которая начиналась от Тбилиси, доходила до Дербента и была увеличена за счёт передачи ему двух провинций Арийстана по правобережью Куры: Утик (лат. Отена), Арцах (лат. Орхистена). В 461 году самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством – провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского Ирана. В VII–VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили и хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом. Албания к IX – X векам превратилась в историческое понятие ср. – перс. Арран (Ар Ран – Армянский Ран), которое прилагалось к междуречью Куры (южная часть) и Аракса. Оно не идентично античной Кавказской Албании.

233

Иоанн Куркуас Старый – главнокомандующий при императоре Романе Лакапине, доместик схол. Его успехи в борьбе с мусульманскими государствами на Востоке окончательно изменили ход многовекового арабо-византийского конфликта.

234

При византийском императоре Юстиниане I (пр. 527–565) исторический регион Халдия (регион на малоазийском побережье Чёрного моря) вошёл в состав провинции Армения I Магна, чьей столицей стал Трапезунд. (при императоре Маврикии административная единица была переименована в Армения III). В 7 веке регион вошёл в состав фемы Армениак, но в 820 году был выделен в отдельную фему Халдия. С востока она граничила с Лазикой, на юге – с Каппадокией и Малой Арменией, а на западе – с западной частью Понта.

235

Двин (араб. Дабиль, перс. Двин) – крупный ремесленно-торговый город, столица древней Армении и главный город одноимённой области в провинции Айрарат.

236

Ашот II Еркат (Железный) сын Смбата I из рода Багратуни – коронован нахараром Вирка (Армянской Иверии) Аденарсе царем Ширака (Армении) 02.02.914–929. С 922 г. – шахиншах (царь царей).

237

Смбат I Мученик Багратуни (ок. 850–914), сын Ашота I, тагавор Ширака (владыка Армении) с 890 по 914. По приказу эмира Юсуфа в 914 году Смбат был обезглавлен, а его тело было распято на кресте в Двине.

238

При разделе Закавказья в 387 г. между Римом и Персией территория Кавказской Албании начиная от Тбилиси (Нарткала) до Лихского хребта (Иверия, Имеретия отошли к Риму под общим топонимом Иверия. Территория Иверии была увеличена за счёт передачи ей двух провинций Арийстана: Тайка и Гугарка (южнее Куры и к западу от области Ути). На западе римская провинция Иверия граничила с другой римской провинцией – Восточный Понт, куда входили исторические области Колхиды (Абхазия и Лазика (груз. Эгриси)). В 8 веке после отражения арабского вторжения в состав новообразовавшегося Абхазского царства кроме Лазики вошли и Имеретия и южная Иверия. А с 9 в. земли Тайка (Тао) и Гугарка вошли в новое Тао-Кларджетское царство и стали известны уже как Вирк (арм) или Армянская Иверия. С 1001 по 1074 гг Тао-Кларджетское и Анийское царства были включены в состав византийской фемы Иверия. С 1050 года при разделе единого католикосата Иверия, чтобы избежать путаницы, появились новые топонимы: Нижняя Иверия (Кавказская) и Верхняя Иверия (Армянская).

239

Аденарсе (арм. Смбат, греч. Афанасий) II Багратид, ишхан Тао-Кларджети, (888–923) г. В 898 г. Смбат I «Мученик» Багратуни, владыка Армении поставил правителя Тао-Кларджети, царем страны Вирк, с титулом «царь Картвелов» и вторым (бдешх), после себя, в своем государстве.

240

Нахара́р (арм. дословно: «первозданный», «первородный») – армянский дворянский титул вообще представителей высшей аристократии древней Армении, глав аристократических родов. В этом смысле это звание стало аналогом мецамеца, ишхана, мтавари, патрика, архонта и мелика. Наследственные правители гаваров (уездов) и областей в Великой Армении. Глава потомственной придворной службы-нахарарства при царском дворе в Армении. Почётная должность нахарара была прерогативой самых влиятельных великокняжеских родов и передавалась по наследству от отца к старшему сыну.

241

Гугарк (лат. Gogarene) – одна из 15 провинций (нахангов) Великой Армении, на правобережье среднего течения (до Мцхета) и в верховьях реки Кура. Включал в себя от 9 до 16 гаваров (уездов). Ей, как пограничной областью, управлял особый наместник (бдешх) с неограниченными полномочиями. В настоящее время эта территория находится в пределах современных Грузии, Турции и Армении.

242

Юсуф (Йусуф) ибн Абу-л-Садж (901–928) (Саджиты) эмир эмиров Атрпатакана.

243

Атрпатакан – армянская форма древнеиранского названия Адербайган, (араб.) Азербайджан. Так называлась северо-западная провинция Ирана. После арабского завоевания столицей Адербайгана стал г. Ардебиль. Население состояло из иранцев, говоривших на разных диалектах персидского языка. Арабы, разместившиеся здесь после завоевания, к середине X в. слились с местным иранским населением. Граница между Адербайганом – Атрпатаканом и Арменией шла по р. Аракс. Территориально древний Адербаиган – Атрпатакан соответствует современному иранскому Азербайджану.

244

В 387 году подписан договор между Римом и Персией о разделе Армянского царства.

245

Сбук или Собук. В 919 г. у ворот Ардебиля эмир Юсуф потерпел поражение от военноначальника халифа, попал в плен и был брошен в Багдаде в дворцовую тюрьму. Вместо него в течение четырёх лет правил его гулям Собук. Халиф ал-Муктадир утвердил Собука остиканом (наместником) вместо Юсуфа.

246

Тондракийцы – религиозное движение возникшее в 830-е годы севернее озера Ван, в районе горы Тондрак (тур. Тендюрек), в Западной Армении. Идеология движения носила резкий антицерковный характер. Члены секты жили небольшими коммунами, подражая первым христианам, преследовавшимся в Римской империи в I–III веках. Считая себя истинно верующими христианами, тондракийцы отвергали как идолопоклонство поклонение кресту, посещение литургии, а также сам институт церкви и священства. Члены секты требовали также уважения прав крестьянства и равноправия мужчин и женщин. Движение распространилось в X веке на территории Восточной Армении – Ширак, Сюник, Айрарат и даже на Месопотамию. Постепенно пошло на спад во второй половине XI столетия после того, как пало Анийское царство Багратидов. К этому времени влияние этого религиозного направления распространилось не только в крестьянской среде, но и среди горожан, части дворянства и духовенства. Духовным продолжением павликан и тондракийцев являются катары, альбигойцы, богомилы и иные влиятельные еретические движения эпохи Средневековья.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Время Феофано"

Книги похожие на "Время Феофано" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Давид Кизик

Давид Кизик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Давид Кизик - Время Феофано"

Отзывы читателей о книге "Время Феофано", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.