» » » Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика


Авторские права

Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика

Здесь можно купить и скачать "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Очерки, издательство ЛитагентОриенталияea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика
Рейтинг:
Название:
Отношения Учителя и ученика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91994-012-8, 1-55939-096-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отношения Учителя и ученика"

Описание и краткое содержание "Отношения Учителя и ученика" читать бесплатно онлайн.



В основе книги «Отношения Учителя и ученика» лежит труд «Объяснения отношений Мастера и ученика. Как следовать Мастеру, как учить Дхарме и слушать ее» Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае (1813–1899), одного из величайших ученых в истории тибетского буддизма. Тема ученичества крайне важна для Алмазного пути (Ваджраяны); здесь говорится, что без должной связи с Учителем развитие на пути невозможно. Поэтому труд Джамгёна Конгтрула имеет основополагающее значение для тибетского буддизма, и особенно школы Карма Кагью, к которой принадлежал сам автор.






3. Наша драгоценная человеческая жизнь

Джамгён Конгтрул объясняет, что буддисту, чтобы полностью использовать возможности драгоценного человеческого существования, необходимо практиковать Дхарму, а для этого он должен найти искусного учителя мудрости и следовать ему. Он пишет:

«Умные люди, вступающие на путь, вначале ищут учителя мудрости, обладающего [соответствующими] характеристиками. Это делается для того, чтобы не упустить те возможности, которые дает им человеческое тело, извлечь из него пользу. Оно подобно драгоценности, исполняющей желания, и обладает свободами и благоприятными обстоятельствами (dal ′byor). Найдя такого учителя, нужно правильно следовать ему».

Согласно Учению Будды человеческое тело считается редким и драгоценным, когда оно свободно от восьми ограничений и обладает десятью благоприятными обстоятельствами. Дже Гампопа в «Драгоценном украшении Освобождения» приводит эти восемь ограничений так, как они перечислены в Саддхарма-смрити-упастхана-сутре:

1) рождение в адских мирах (dmyal ba);

2) рождение в мирах голодных духов (yi dwags);

3) рождение в мире животных (dud 'gro);

4) рождение варваром (kla klo);

5) рождение среди богов с долгой жизнью (tshe ring lha);

6) неверные взгляды (log lta);

7) рождение в эпоху, когда Будда не приходит в мир;

8) умственная отсталость.


Таковы восемь ограничений34.

Десять благоприятных обстоятельств подразделяются на две группы. Первые пять зависят от самого человека (rang ′byor lnga), а вторые пять – от других (gzhan ′byor lnga). Вот список первой группы, согласно Гампопе:

1) рождение в человеческом теле;

2) рождение в центральной стране;

3) полноценные органы чувств;

4) правильный образ жизни;

5) доверие к основе, [которой является священная Дхарма]35.

Вторую группу Гампопа представляет так36:

1) Будда приходил в этот мир;

2) он учил Дхарме;

3) Дхарма осталась в мире;

4) есть последователи Дхармы;

5) они обладают сочувствием, достаточным для того, чтобы делиться ею с другими37.

Человек, у которого есть эти восемнадцать условий, должен практиковать Дхарму, поскольку она представляет собой источник всяческого блага: она ведет к прекращению страданий и создает причину неизменного счастья. Лучше всего практиковать прямо сейчас, ведь мы ничего не знаем о своем будущем. Те возможности, которыми мы располагаем сегодня, позже могут оказаться недостижимы.

Всякий, кто стремится к полному пробуждению, должен найти Учителя мудрости – искусного проводника на этом пути.

4. Почему Учитель мудрости необходим

Джамгён Конгтрул объясняет, почему необходимо следовать Учителю мудрости. При этом он приводит цитаты (lung), применяет рассуждение (rigs) и ссылается на примеры (dpe). У буддистов это традиционный способ излагать свои взгляды. Прежде всего Ринпоче цитирует слова Будды из Праджня-парамита-сутры и Гандавьюха-сутры, чтобы показать, что духовный Мастер – единственный источник всех наилучших качеств (yon tan) и благих дел (dge ba'i chos). Затем он утверждает, что эта важная мысль встречается в текстах бесчисленное количество раз. По сути, «Обоснование следования Учителю мудрости» – самый короткий из десяти разделов его работы, поскольку для тибетских буддистов необходимость в Учителе мудрости всегда была вне сомнений.

Далее Конгтрул Ринпоче применяет цепь рассуждений, чтобы представить свою точку зрения. Силлогизм38 заключается в том, что люди, желающие достичь Просветления, должны полагаться на Учителя мудрости, потому что не знают, как накапливать заслугу и высшее знание, как устранять завесы мешающих чувств и жестких взглядов. Это показано на примере всех Будд, которые достигли Просветления только за счет того, что полагались на Учителя мудрости. Обратный пример – это пратьекабудды (Будды-одиночки), которые, не имея учителей, полного Просветления не достигают.

5. Категории и квалификация буддийского Мастера

Итак, мы уже горим желанием пробудиться и понимаем, что проводник необходим. Что теперь нужно сделать, чтобы узнать искусного Учителя мудрости? К счастью, есть подробные описания его достижений и навыков, и это придаст нашим поискам верное направление. Джамгён Конгтрул описывает различные виды учителей мудрости и качества, которыми должен обладать Лама. При этом используется традиционная классификация:

1. обычный человек;

2. Бодхисаттва;

3. Состояние излучения (нирманакайя) Будды;

4. Состояние радости (самбхогакайя) Будды.

Это поучение из книги «Драгоценное украшение Освобождения» – классического текста линии преемственности Кагью, посвященного ступенчатому пути (lam rim). Конгтрул Ринпоче объясняет, что тип Учителя мудрости, которого мы себе выбираем, зависит от нашего уровня развития. Для Бодхисаттвы на десятой ступени, последней перед Просветлением, подходящим учителем будет форма Состояния радости Будды. Бодхисаттве, достигшему великого пути накопления, в качестве Ламы подойдет тот, кто принял форму Состояния излучения Будды. Человек, который почти полностью очистился от кармических загрязнений (las kyi sgribpa), может идти учиться к Бодхисаттве высокого уровня.

Однако большинство из нас относится к категории начинающих. О таких учениках говорят, что они «заключены в темницу кармы и мешающих эмоций». В такой ситуации невозможно встретить наставника, относящегося к предыдущим трем категориям. Конгтрул Ринпоче утверждает, что такие начинающие буддисты «даже мельком не видят лиц этих учителей мудрости». Таким ученикам следует выбирать ламу, который проявляется как обычный человек.

В начале пути важно быть разборчивым при поиске учителя. Конгтрул обращается к трем спискам качеств, необходимых духовному другу, снова ссылаясь на «Драгоценное украшение Освобождения»39. Самомуже Гампопе источниками для изложения этой темы послужили разные тексты. Список из восьми качеств взят из труда Асанги «Ступени пути Бодхисаттв», список из четырех качеств заимствован из «Украшения сутр Махаяны», авторство которого приписывается Майтрейе и Асанге, а список из двух качеств – из работы Шантидэвы «Вступление на путь Бодхисаттвы».

Задумываясь над тем, стоит ли выбрать определенного ламу себе в учителя, полезно обратиться к рекомендациям Конгтрула: учителя нужно прежде всего проверить согласно критериям, приведенным в «Ступенях пути Бодхисаттв». Он должен вести правильный образ жизни и хранить свои обеты Бодхисаттвы40. Следует ожидать, что он хорошо разбирается в сутрах и шастрах Махаяны и сочетает знание с личным постижением, обретенным благодаря практике медитации.

Очень важно, чтобы лама проявлял глубокую заботу о благополучии и счастье всех существ – собственно говоря, именно это качество считается совершенно необходимым для Учителя мудрости. Если человек больше внимания уделяет себе, чем другим, он не может считаться квалифицированным наставником.

Затем Джамгён Конгтрул, цитируя Гампопу, приводит краткое перечисление качеств, которыми должен обладать учитель из обычных людей:

«Следовательно, такой Учитель мудрости знает Учение [Махаяны] и соблюдает обет [Бодхисаттвы]».

Обет Бодхисаттвы можно практиковать на трех разных уровнях намерений. Первый называется Просветленным настроем[3] короля. Это намерение достичь Просветления, чтобы привести к нему всех остальных существ, подобно тому, как король вначале сам приходит к власти, чтобы затем облагодетельствовать подданных.

Второй уровень – Просветленный настрой лодочника – стремление обрести состояние Будды одновременно со всеми существами, подобно тому, как лодочник переплывает реку в одной лодке со своими пассажирами. Наконец, третий – Просветленный настрой пастуха, наивысший уровень. Такой Бодхисаттва откладывает свое собственное Просветление до тех пор, пока в сансаре есть страдающие существа, и его сравнивают с пастухом, который гонит стадо впереди и в первую очередь заботится о своих подопечных, а потом уже о себе.

Более подробное объяснение, касающееся духовных друзей, можно получить, классифицируя их согласно определенным обетам, связанным с этими отношениями. В этом контексте различают мастеров Пратимокши (so sor tharpa'i slob dpon), мастеров Просветленного настроя (byang chub kyi slob dpon) и мастеров мантры (sngags kyi slob dpon). Конгтрул описывает специфические качества каждого из этих типов учителей.

МАСТЕР ОБЕТОВ ПРАТИМОКШИ

Есть пять категорий таких мастеров:

1. кхенпо (mkhanpo);

2. мастер ритуалов (las byed pa slob dpon);

3. личный наставник (gsang ste ston pa);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отношения Учителя и ученика"

Книги похожие на "Отношения Учителя и ученика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джамгон Конгтрул

Джамгон Конгтрул - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика"

Отзывы читателей о книге "Отношения Учителя и ученика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.