» » » Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика


Авторские права

Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика

Здесь можно купить и скачать "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Очерки, издательство ЛитагентОриенталияea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика
Рейтинг:
Название:
Отношения Учителя и ученика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91994-012-8, 1-55939-096-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отношения Учителя и ученика"

Описание и краткое содержание "Отношения Учителя и ученика" читать бесплатно онлайн.



В основе книги «Отношения Учителя и ученика» лежит труд «Объяснения отношений Мастера и ученика. Как следовать Мастеру, как учить Дхарме и слушать ее» Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае (1813–1899), одного из величайших ученых в истории тибетского буддизма. Тема ученичества крайне важна для Алмазного пути (Ваджраяны); здесь говорится, что без должной связи с Учителем развитие на пути невозможно. Поэтому труд Джамгёна Конгтрула имеет основополагающее значение для тибетского буддизма, и особенно школы Карма Кагью, к которой принадлежал сам автор.






Есть пять категорий таких мастеров:

1. кхенпо (mkhanpo);

2. мастер ритуалов (las byed pa slob dpon);

3. личный наставник (gsang ste ston pa);

4. опекун или мастер чтения (nas sam klogpa'i slob dpon);

5. наставник новообращенных монахов (dge tshul gyi slob dpon).

Конгтрул Ринпоче лишь вкратце приводит функции, качества и характеристики этих учителей, потому что эта информация относится только к ученикам, соблюдающим монашеские обеты, и преподается только им. В беседе с Кхенпо Цультримом Гьямцо Ринпоче я попросил его подробнее развить эту тему. Он ответил, что сведения об этих учителях относятся только к монахам или монахиням, а мирянам они не нужны и не полезны41.

В целом мастер Пратимокши характеризуется тремя признаками:

непоколебимостью (brtan pa) в отношении нравственной дисциплины. Считается, что такой учитель полностью овладел дисциплиной, если он строго придерживается своих обетов как минимум десять лет;

образованностью (shes pa mkhas pa) в области правил и ритуалов Винаи ('dul bа), которые мастер Пратимокши должен в совершенстве знать;

благими делами (phan 'dogs pa). Поступки такого учителя приносят пользу всем существам вообще и его ученикам в частности. Он проявляет сочувствие к своим подопечным и щедрость ко всем – как в передаче Дхармы, так и в материальных вещах. Каждый из пяти типов мастеров Пратимокши выполняет в монастыре свою функцию, но описанными здесь базовыми качествами в той или иной степени обладать должны все.


Конгтрул пишет, что всего насчитывается 105 различных аспектов непоколебимости кхенпо. Они изложены в комментарии к «Тремстам строфам», в трудах Пемы Карпо (pad ma dkarpo). Он упоминает о двенадцати признаках, необходимых кхенпо для того, чтобы приносить благо существам.

В дополнение к вышеупомянутым общим качествам, которые требуются всем мастерам Пратимокши, – сочувствию и щедрости в Дхарме и материальных вещах – кхенпо должен обладать терпением при работе с учениками, а ученики его должны сами придерживаться монашеских обетов. Помимо всего перечисленного, предполагается, что кхенпо сохраняет «правильный взгляд». Кроме того, он должен понимать смысл Дхармы и быть способным донести его до своих воспитанников. Кхенпо стабилен в своих проявлениях и рождается только в человеческом теле, в человеческом мире, не производя своих излучений в других сферах существования, в отличие от Бодхисаттв, – ведь обеты Пратимокши возможны лишь среди людей. Далее Джамгён Конгтрул утверждает, что мастер ритуалов – это человек, который:

1. поддерживает в полной чистоте обеты монаха;

2. имеет соответствующие характеристики;

3. сохраняет подобающий взгляд;

4. соблюдает три условия;

5. живет в обычном человеческом теле;

6. ведет естественный образ жизни на земле.

В дополнение к этим шести пунктам он должен быть искусным в передаче обетов Пратимокши.

Согласно Конгтрулу Ринпоче, передача обетов ученикам есть особая функция мастера ритуалов. В «Махавьютпатти» говорится, что мастер ритуалов видит, как следует «верно провести ритуал, и осуществляет перед общиной формальные действия, необходимые для посвящения в монахи».

Что касается личного наставника, то ему требуются те же шесть качеств. Специфика его деятельности заключается в том, чтобы задавать вопросы предполагаемым ученикам с целью выяснить, какие трудности могли бы помешать им принять обеты Пратимокши. В «Махавьютпатти» сказано, что функция личного наставника – «во время ритуала посвящения в монахи побеседовать с новичком с глазу на глаз и спросить, нет ли у него физических затруднений», которые могли бы препятствовать принятию монашества. Во многих текстах приводится пример: кандидату в монахи будет отказано, если он гермафродит42.

Конгтрул Ринпоче далее пишет, что опекун или репетитор тоже должен обладать теми же качествами, что и кхенпо, и он отвечает за передачу наставлений о том, как следует себя вести – что делать и чего не делать. Тем самым такой мастер позволяет ученику очиститься от негативной кармы.

Наконец, работа наставника новообращенных монахов заключается в том, чтобы помогать им понять Учение и следовать советам учителей.

МАСТЕР ОБЕТА БОДХИСАТТВЫ

Ученику, стремящемуся вступить во взаимоотношения с Учителем мудрости, чтобы обучаться Махаяне, необходимо найти проводника, обладающего должной квалификацией. Мастеру обета Бодхисаттвы требуются десять качеств, перечисленных в «Украшении сутр Махаяны»43, и двенадцать качеств, приведенных Нагарджуной (klu sgrub).

Конгтрул дает краткое толкование десяти качествам, или свершениям, ссылаясь на «Украшение сутр Махаяны»:

1. выработанные навыки дисциплины (tshul khrims bslabpa). Дисциплина помогает усмирить (did bа) ум, не ограничиваясь только телом44;

2. выработанные навыки глубокой медитации (ting nge 'dzin gyi bslab pa); позволяющие оставлять ум в покое (gzhi gnas);

3. выработанные навыки различающей мудрости. Благодаря аналитической медитации, основанной на сосредоточении, возникает мудрость, рассеивающая неведение.

Эти три первых качества называются наивысшими – они обретаются в результате тренировки наивысшей дисциплины, наивысшей концентрации и наивысшей мудрости. Вся практика Махаяны может быть сведена к этим трем упражнениям. Нагарджуна в своей работе «Письмо другу» (bshes springs) пишет45:

«Всегда упражняйся в дисциплине, концентрации и мудрости. Все остальные упражнения (числом 151) укладываются в эти три вида».

Конгтрул Ринпоче продолжает список навыков, необходимых мастеру обета Бодхисаттвы:

1. учитель мудрости должен быть более опытным, чем ученик;

2. учитель мудрости приносит благо другим: мастер Махаяны активно помогает людям;

3. он знает письменные источники, относящиеся к Махаяне, – Винаю, Сутру и Абхидхарму46;

4. учитель обладает постижением пустотности всех явлений, обретенным благодаря изучению, размышлению и медитации. На уровне Хинаяны практикующий постигает пустотность эго. От мастера обета Бодхисаттвы следует ожидать определенного опыта пустотности всех вещей;

5. он искусен в обучении Дхарме: он ведет учеников по ступенчатому пути к Просветлению, ориентируясь на их предрасположенности, индивидуальные особенности и таланты;

6. учитель мудрости обладает чистой мотивацией сочувствия. Намерения, побуждающие его учить людей Дхарме, заключаются в том, что он стремится помочь всем существам, а не обрести личное благополучие или славу;

7. он никогда не «сгорает». Его долг – объяснять Дхарму снова и снова, но его силы от этого не истощаются. Кроме того, учитель должен быть терпелив к людям, которые обращаются к нему с гневом.

Затем Джамгён Конгтрул цитирует список из двенадцати пунктов, приведенных Нагарджунои. Это, по существу, те же пункты, что и в «Украшении сутр Махаяны». В качестве самых важных характеристик учителя мудрости он упоминает сочувствие, мудрость, мотивацию бодхичитты и способность к преподаванию.

МАСТЕР ОБЕТОВ ВАДЖРАЯНЫ

Конгтрул Ринпоче приводит качества, которые требуются мастеру Ваджраяны, в виде пяти наборов из десяти компонентов:

1. общие характеристики, описанные в «Пятидесяти строфах о преданности Гуру»;

2. десять сущностных пунктов, относящихся к вадж-рному мастеру (nye bar mkho ba'i de nyid bcu);

3. десять важных аспектов ритуала (cho ga'i de nyid bcu);

4. десять необходимых пунктов, касающихся абсолютной реальности (de kho na nyid bcu);

5. десять тайных свойств (gsang ba'i de nyid bcu).

Джамгён Конгтрул упоминает также о качествах, которые считаются необходимыми учителю согласно школе Ньингма. Завершая этот раздел, он рассуждает о том, у кого лучше всего учиться – у мирянина (человека, еще не достигшего ступеней Бодхисаттвы), новообращенного монаха или полностью посвященного монаха. Конгтрул утверждает, что из трех приведенных категорий полезнее всего пойти в ученики к полностью посвященному монаху. Но еще лучше выбрать себе в учителя так называемого прославленного ламу (dpal ldan blа ma), то есть человека, достигшего первой ступени Бодхисаттвы, независимо от того, монах он или мирянин.

Далее Конгтрул пишет, что в дополнение к качествам, необходимым мастеру Пратимокши или мастеру обета Бодхисаттвы, мастер мантры должен обладать определенными характеристиками, относящимися к Ваджраяне. Чтобы проиллюстрировать, что это такое, он комментирует стихи с седьмого по девятый из «Пятидесяти строф о преданности Гуру»47. Первые шесть свойств, по его словам, совпадают со свойствами мастера обета Бодхисаттвы:

1. мастер Ваджраяны полностью контролирует свои поступки, речь, мысли и чувства;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отношения Учителя и ученика"

Книги похожие на "Отношения Учителя и ученика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джамгон Конгтрул

Джамгон Конгтрул - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика"

Отзывы читателей о книге "Отношения Учителя и ученика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.