» » » Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика


Авторские права

Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика

Здесь можно купить и скачать "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Очерки, издательство ЛитагентОриенталияea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика
Рейтинг:
Название:
Отношения Учителя и ученика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91994-012-8, 1-55939-096-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отношения Учителя и ученика"

Описание и краткое содержание "Отношения Учителя и ученика" читать бесплатно онлайн.



В основе книги «Отношения Учителя и ученика» лежит труд «Объяснения отношений Мастера и ученика. Как следовать Мастеру, как учить Дхарме и слушать ее» Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае (1813–1899), одного из величайших ученых в истории тибетского буддизма. Тема ученичества крайне важна для Алмазного пути (Ваджраяны); здесь говорится, что без должной связи с Учителем развитие на пути невозможно. Поэтому труд Джамгёна Конгтрула имеет основополагающее значение для тибетского буддизма, и особенно школы Карма Кагью, к которой принадлежал сам автор.






Конгтрул также предлагает при выборе ученика как минимум смотреть на его умственные способности, как это рекомендуется в «Общей тантре»:

«Ученик без физических недостатков, наделенный исключительными благородными качествами, свободный от болезней, происходящий из уважаемой семьи, преданный и соблюдающий обеты, – редкость. Коротко говоря, все, кто уверен в Трех драгоценностях, вдохновлен поучениями Махаяны и накопил заслугу, – великие существа. По этой причине главное, чтобы ученик искренне стремился практиковать путь Тайной мантры Сугат. Тогда, даже если внешне он не очень привлекателен и не обладает благородными качествами, но при этом разумен, его следует привести на путь».

Так Конгтрул советует учителю мудрости принимать в ученики и вести за собой тех, кто обладает хотя бы упорством и сообразительностью.

8. Как следовать Учителю мудрости

Согласно Джамгёну Конгтрулу, отношения между учителем и учеником возникают и развиваются в два этапа. Сначала учитель мудрости и ученик должны тщательно проверить друг друга, а потом уже вступить в связь. Благодаря таким отношениям ученик достигает Просветления, а учитель выполняет свое обещание приводить всех существ к Просветлению. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы подобная связь не прерывалась и оставалась чистой, без загрязнений.

Он объясняет, почему так важно проверять отношения. Если учителю или ученику недостает мастерства, то они оба нарушат самайи и у них возникнет много проблем. Чтобы подчеркнуть важность хороших отношений между учителем мудрости и учеником, Конгтрул цитирует «Пятьдесят строф о преданности Гуру»:

«Поскольку Лама и ученик вместе будут переживать последствия нарушенных самай, то вначале воину следует проверить связь Мастера и ученика».

Конгтрул Ринпоче пишет, что если Лама дает посвящение ученику, который не в состоянии выдержать взятые на себя тантрические обязательства, то будущие перерождения такого ламы станут ухудшаться, достижение йогических совершенств надолго отложится, возникнет множество проблем и помех.

Ученика тоже поджидает много неприятностей, если он получает посвящения от неумелых лам: он пойдет по ложному пути, нарушит свои самайи, не сможет обрести совершенства, его драгоценная человеческая жизнь будет потрачена зря.

Так Джамгён Конгтрул подчеркивает крайнюю необходимость взаимной проверки учителя и ученика, прежде чем они решатся на близкую связь. Многие из нас на Западе, кто практикует различные духовные пути, сначала «запрыгивают» в отношения с учителем, а потом уже начинают проверять его – и находят недостатки. Зачастую ученик начинает злиться на учителя и уходит от него, ему самому больно и он плохо отзывается о своем Ламе. Но если бы он уже на первом этапе проверил мастера, трудная ситуация могла бы не возникнуть. Эта тенденция свойственна не только западным ученикам. Про Тибет XIV века Кюн Кхьен Лонгченпа писал так:

«Вначале, когда отношения еще новы, ученики безрассудно погружаются в них безо всякой проверки. Они восхищаются каждым благородным качеством Ламы, но позже лишь обвиняют и критикуют. Некоторые люди, к чему бы они ни прикасались, всюду распространяют обман и клевету, ослабляют близкий круг учеников Ламы и в результате оказываются в самом низком аду»69.

Поэтому ученикам тибетских буддийских традиций важно тщательно ознакомиться с традиционным набором признаков Учителя мудрости, перечисленных Конгтрулом Ринпоче. Проверив мастера, новичок может принять решение не учиться у него по двум основным причинам: если учителю не хватает мастерства (Конгтрул Ринпоче уже писал об этом) или ученику не подходят его стиль или личные проявления. Чтобы распознать искусного мастера, нужно знать содержание третьей и четвертой глав автокомментария Джамгёна Конгтрула: там он описывает подлинного учителя.

В этой работе Конгтрул Ринпоче ничего не пишет о стиле и личности Ламы. Зачастую такая информация передается устно. Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче показывает это на примере негармоничной связи между учителем, которому нравится фокусироваться на логике и философии, и учеником, который больше любит медитировать.

Конгтрул Ринпоче продолжает: после того как ученик уже достаточно убедился в квалификации мастера и решил, что тот ему подходит, следует полностью довериться Учителю мудрости, поскольку без него нет условий (rkyen) для достижения Просветления. Гампопа в «Драгоценном украшении Освобождения» пишет:

«…даже если у вас есть самая надежная опора [rten, драгоценное человеческое тело], но нет главного условия [достижения Просветления] – духовного друга, который побуждал бы вас продвигаться по пути, вам трудно будет проложить дорогу к состоянию Будды. Мешает сила привычных тенденций (bag chags), сложившихся в результате плохих поступков, которые вы совершали в прошлом»70.

Для того чтобы должным образом положиться на учителя мудрости, сначала нужно выработать верное отношение к нему, а уже потом ему следовать. Конгтрул Ринпоче говорит, что правильно относиться к духовному другу означает доверять тому, что он приведет нас к полному Просветлению. Главное – чтобы ученик, вступающий в отношения с Ламой, шел на это не ради достижения своих личных целей, например, не для того, чтобы снискать уважение за счет связи с великим учителем.

Согласно Джамгёну Конгтрулу, после того как ученик удостоверился в своем правильном отношении к учителю, он следует Ламе, выполняя определенные действия. Конгтрул Ринпоче перечисляет три основных способа: дарение материальных вещей и почитание учителя; проявление уважения; применение поучений Ламы на практике. Ринпоче говорит, что ученик должен проявлять готовность с радостью отдать учителю все, что у него есть, без остатка. В традиционных текстах сказано, что такие выдающиеся ученики, как Наропа, Марпа и Миларепа, поднесли бы Ламе все, включая жену и детей, и прежде всего свои собственные тело, речь и ум. Однако сегодня для большинства учеников о подобных подношениях не может быть и речи – более того, они считаются крайне нежелательными.

Почитать Ламу означает относиться к нему с уважением. Когда учитель входит в комнату, ученик должен встать и ждать, пока тот сядет, а потом выполнить перед ним три простирания. Если ученик входит в комнату, когда Лама уже там, он делает три простирания сразу. Ученик не пользуется посудой учителя мудрости, не надевает его одежду и не садится на его место, поскольку относится к нему как к Будде. Не следует также валяться на полу в присутствии учителя, зевать, не прикрывая рот, и вытягивать ноги в его направлении.

Ученик может выразить свое уважение к учителю различными способами. Например, в Тибете считалось большой честью помочь учителю умыться или сделать ему массаж. На Западе уважительное отношение проявляется в том, что ученик выполняет различные поручения учителя, помогает ему в домашних делах, подносит багаж и так далее.

Но опыт показывает, что самое важное в следовании Учителю мудрости – это применять все его инструкции и советы, касающиеся практики Дхармы. Конгтрул Ринпоче пишет об этом так:

«Радостно применяй все наставления (bsgo bo) Ламы, усердно слушай (thos), размышляй (bsam) и медитируй (sgom) на все доступные тебе поучения Дхармы. Этим ты порадуешь (bsnyen bkur) учителя гораздо больше, чем поступками, о которых только что говорилось. Подлинный учитель мудрости ценит подношение практики, а не материальных вещей».

Патрул Ринпоче в «Словах моего всеблагого учителя» тоже соглашается с тем, что лучшее подношение – это наша практика:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В русском переводе мы используем местоимение «он» и надеемся, что читатель не сделает вывода, будто учителя и ученики бывают только мужского пола. Буддизм утверждает, что мужчина и женщина обладают одинаковым потенциалом достижения Просветления и могут учиться и учить с равным успехом. – Здесь и далее прим. ред.

2

Одна из современных концепций перевода буддийских текстов на западные языки предполагает нахождение слов, максимально близких по смыслу к исходным санскритским или тибетским терминам. Иногда авторы настоящего перевода отступают также от общепринятых в российской буддологии оборотов. В частности, санскритское слово «karuna» мы переводим как «сочувствие», а не «сострадание», поскольку каруна не подразумевает «совместного страдания». Напротив, важным аспектом буддийского сочувствия является радость (санскр. mudita).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отношения Учителя и ученика"

Книги похожие на "Отношения Учителя и ученика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джамгон Конгтрул

Джамгон Конгтрул - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика"

Отзывы читателей о книге "Отношения Учителя и ученика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.