» » » Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика


Авторские права

Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика

Здесь можно купить и скачать "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Очерки, издательство ЛитагентОриенталияea272c22-c6cd-11e2-b841-002590591ed2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика
Рейтинг:
Название:
Отношения Учителя и ученика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91994-012-8, 1-55939-096-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отношения Учителя и ученика"

Описание и краткое содержание "Отношения Учителя и ученика" читать бесплатно онлайн.



В основе книги «Отношения Учителя и ученика» лежит труд «Объяснения отношений Мастера и ученика. Как следовать Мастеру, как учить Дхарме и слушать ее» Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае (1813–1899), одного из величайших ученых в истории тибетского буддизма. Тема ученичества крайне важна для Алмазного пути (Ваджраяны); здесь говорится, что без должной связи с Учителем развитие на пути невозможно. Поэтому труд Джамгёна Конгтрула имеет основополагающее значение для тибетского буддизма, и особенно школы Карма Кагью, к которой принадлежал сам автор.






«Учитель обладает посвящениями, хранит в чистоте самайи и другие обеты; он полностью постиг все особые устные наставления о смысле тантр. Он в совершенстве владеет просветленным подходом, постижением и активностью, обрел признаки окончательной цели во взгляде, медитации и действии. Обладая великой любовью, он искусными средствами наставляет своих учеников на пути созревания и освобождения. Учитель – это неизменное облако благословения линии преемственности, потому следуйте прославленному ламе, мудрому и совершенному»52.

Джамгён Конгтрул подводит итог, перечисляя все описанные выше требования к мастеру Ваджраяны в шести пунктах.


НЕПРЕРЫВНАЯ ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Очень важно, чтобы ваджрный мастер принадлежал к непрерывной линии передачи, которая начинается от Держателя Алмаза (Дордже Чанг) и продолжается от учителя к ученику до наших дней. Линия учительской преемственности играет важную роль в буддизме Ваджраяны, где практика невозможна без особых устных наставлений и благословения учителя.


НЕПОВРЕЖДЕННЫЕ САМАЙИ

Человеку, практикующему Ваджраяну, необходимы чистые обеты и связи, поскольку они являются непременным условием обретения всех достижений и йогических совершенств.


ПОВЕДЕНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБЕТАМ

Ваджрный мастер должен жить в соответствии с Дхармой – практиковать то, чему учит других. Особенно важно, чтобы его действия не расходились с обещаниями, будь то Пратимокша, обет Бодхисаттвы или тантрические обеты.


СУЩНОСТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Мастер Тайной мантры должен получить от своего ламы и хранить особенные устные наставления, передаваемые по линии преемственности.


ЗНАНИЕ ТЕКСТОВ

Ожидается, что Учитель мудрости хорошо разбирается в сутрах, шастрах и тантрах.


СОЧУВСТВИЕ

Все приведенные характеристики мастера Ваджраяны сводятся к одному пункту: ему необходимо сострадание ко всем существам.

Порядок, в котором Джамгён Конгтрул перечисляет эти пункты, указывает на то, что в области отношений ученика с Учителем, как и во всех остальных поучениях школ Кагью, Ньингма и несектантского движения Римэ, акцент делается на практике, а не на учености. Первым в списке требований стоит наличие непрерывной линии преемственности, а последним – знание текстов. Важнейшим же названо сочувствие, к которому можно свести все остальные качества, – тем самым Конгтрул показывает важность принципов Махаяны в качестве основы для практики Алмазного пути. Как и мастер обета Бодхисаттвы, учитель Ваджраяны во всех своих делах должен руководствоваться стремлением помогать существам, ведя их к окончательному Просветлению – раскрытию их природы Будды.

Патрул Ринпоче отводит такое же важное место перечисленным качествам, описывая минимальные требования к мастеру Ваджраяны:

«Сегодня, в это время упадка, трудно найти ламу, который обладал бы всеми качествами, приведенными в драгоценных тантрах. Но каждый лама, обучающий людей, обязательно должен быть наделен следующими характеристиками. Он продолжает чистую линию преемственности, поскольку не нарушает своих обещаний и запретов, налагаемых на него тремя видами обетов: внешними обетами Пратимокши, внутренними обетами Бодхисаттвы и тайными обетами Ваджраяны. Он хорошо образован, то есть не испытывает затруднений с пониманием сутр, шастр и тантр. Поток его ума настолько насыщен состраданием, что лама любит всех бесчисленных существ, как мать свое единственное дитя. Он отлично разбирается во внешней Трипитаке, а на внутреннем уровне искусен в ритуалах четырех классов тантр Тайной мантры. Его ум, нашедший опору в практике смысла отречения и постижения, полностью проявляет эти выдающиеся благородные качества. Он собирает вокруг себя достойных учеников благодаря четырем навыкам привлечения: щедрости, приятной речи, полезному поведению и действиям, согласующимся с Дхармой. Этими качествами он должен обладать»53.

Конгтрул Ринпоче завершает раздел, посвященный характеристикам мастера ваджры, обсуждением того, что будет для ламы наилучшей опорой. Под опорой здесь понимается вид обетов, которые лама может принять: обеты мирянина (dge bsnyan), монаха-новичка (dge tshul) или полностью посвященного монаха (dge slong).

Конгтрул пишет, что из этих трех категорий учителей лучше всего следовать полностью посвященному монаху. Этот совет не относится к учителям, достигшим как минимум первой ступени Бодхисаттвы54, поскольку такие мастера считаются наилучшими в любом случае, будь они монахами или мирянами. Ламу, находящегося на первой или более высокой ступени Бодхисаттвы, называют «палдэн» (dpal ldan), то есть прославленный или великолепный. Конгтрул пишет:

«Лама, достигший первой ступени Бодхисаттвы, является великолепным ламой, он, безусловно, лучше остальных учителей».

В конце раздела он объясняет, что великолепный лама – это высший из всех мастеров, потому что он способен передавать ученикам благословение Махамудры и четвертое посвящение55.

6. Как выбрать Учителя мудрости

Ознакомившись с необходимыми характеристиками, ученик должен тщательно проверить учителя, основываясь на их знании и не давая отвлечь себя внешними эффектами. Конгтрул Ринпоче пишет:

«Пусть Лама пользуется известностью, отличной репутаций или имеет высокий статус – чуткие и разборчивые [ученики тщательно его] проверяют».

Мы должны внимательно проверить учителя мудрости, потому что последствия работы под руководством ламы, не имеющего должной квалификации, пагубны для духовного роста. Однажды «обжегшись», многие люди начинают избегать любых учителей и подчас разочаровываются в самой практике Дхармы. Неквалифицированным считается лама, который не обладает многими из приведенных характеристик, учит или действует вопреки Учению Будды. Конгтрул советует начинающим буддистам держаться подальше от неподходящих учителей, чтобы избежать неприятных последствий. Он приводит цитату из «Калачакра-тантры»:

«Если учитель привязан к развлечениям, беспечен, грубо выражается или ищет чувственных удовольствий, то разумные ученики должны отвергнуть его так, как они отвергли бы ад в качестве причины полного пробуждения».

Патрул Ринпоче тоже предупреждает о том, как опасно вступать в отношения с недостойным учителем56:

«Ламы, которые подобно брахманам защищают интересы своей касты или живут в страхе за свой монастырь, с головой погружены в переживание отрицательных результатов своего обучения и размышления.

Эти проводники на пути подобны верстовым столбикам, сделанным из дерева57. Хотя по природе своей эти учителя не отличаются от обычных людей, глупая вера их последователей возводит их в этот ранг, который на деле оказывается поверхностным.

Становясь надменным из-за обилия материальных подношений и почтения, такой духовный друг подобен жабе в колодце58, ему недостает учености, и он пренебрегает своими обетами и связями.

Хотя интеллектуальный уровень этих лам низок, они очень высоко задирают нос. Отвергая спасительную мотивацию любви и сострадания, эти безумцы совершают все больше вредных поступков.

Если у ламы не больше благородных качеств, чем у тебя, или он не обладает Просветленным настроем, но ты продолжаешь учиться у него, потому что тебя привлекает его слава, – следование этому слепому капитану есть самая большая ошибка. Связав себя с таким шарлатаном, ты будешь скитаться в непроглядной тьме».

Патрул Ринпоче помогает нам также понять, какую опасность таит в себе недостаточная проверка учителя мудрости:

«Лама – тот, кому вы доверяете жизнь за жизнью. Именно он показывает вам, что следует принять, а от чего отказаться. Если вы стали учеником обманщика из-за того, что недостаточно проверили его, то вы растеряете все добродетели, накопленные за всю вашу жизнь благодаря преданному обучению. Тем самым вы упустите возможности, которые дает вам драгоценное человеческое тело, с его свободами и благоприятными обстоятельствами. Вы ошибетесь, как ошибается путник, принимающий змею, что свернулась под деревом, за тень дерева: едва он приблизится к змее, она его ужалит»59.

Иногда ученик проверяет качества ламы уже после того, как примет его в качестве учителя. Конгтрул полагает, что в этом случае, если мы постепенно обнаружим, что учитель не обладает необходимой квалификацией, от него следует незаметно отстраниться. Это нужно сделать, не критикуя его и никак не выражая негативные чувства. Очевидно, что для ученика лучше всего проверить ламу прежде, чем начинать учиться у него, и при этом следует опираться на характеристики, перечисленные в предыдущем пункте.

Как мы уже видели, найти такого учителя, который обладал бы всеми описанными качествами, и избежать контакта с ламой, у которого их нет, очень важно, но нелегко. Поэтому к учителю мудрости нужно внимательно присматриваться. Конгтрул перечисляет несколько существенных характеристик, которые обязательно должны присутствовать в ламе:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отношения Учителя и ученика"

Книги похожие на "Отношения Учителя и ученика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джамгон Конгтрул

Джамгон Конгтрул - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джамгон Конгтрул - Отношения Учителя и ученика"

Отзывы читателей о книге "Отношения Учителя и ученика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.