» » » » Андрей Мясников - Что значит быть свободным человеком? Философские беседы


Авторские права

Андрей Мясников - Что значит быть свободным человеком? Философские беседы

Здесь можно купить и скачать "Андрей Мясников - Что значит быть свободным человеком? Философские беседы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Что значит быть свободным человеком? Философские беседы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Что значит быть свободным человеком? Философские беседы"

Описание и краткое содержание "Что значит быть свободным человеком? Философские беседы" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой собрание современных научно-популярных философских бесед по теме свободы. Автор берёт на себя смелость рассуждать о самых сложных вопросах человеческого свободного бытия, раскрывает многие стереотипы и традиционные установки, препятствующие человеку быть свободным. Книга рассчитана на широкий круг читателей, написана живым и понятным языком.






– Хорошо, а я ещё подумаю обо всём.

Беседа вторая: о негативной свободе

– Здравствуй, Наталья. Не хочешь ли ты продолжить, нашу философскую беседу?

– Добрый день, господин философ. Снова убедилась, какой Вы интересный собеседник.

– Наталья, мы же давние друзья, можно обойтись без формальностей.

– После нашего первого разговора мне пришлось многое передумать, и почитать некоторых мыслителей. Я почти согласилась с тем, что взрослый человек может постоянно выбирать. Но мне пока не очень понятно, как выйти из «негативной свободы»? Как преодолеть произвол? Ведь жить только по своей воле и не считаться с другими людьми – очень плохо. И в то же время совсем отказываться от собственных желаний – это как-то дико. Ты понимаешь меня?

– Я очень рад, что ты почти разобралась с негативной свободой. Она действительно опасна, может быть губительной для молодых людей, которые захвачены своими страстями, и для взрослых людей, жаждущих своеволия, но она необходима как начальный этап развития человеческой разумности. Через неё должен пройти и конкретный человек, и даже общество, чтобы обрести разумную зрелость. Переход на новый уровень, который обычно называют позитивной свободой, начинается в самосознании человека, когда он признаёт себя самовольным лицом. А ведь самовольничать хочется с самого раннего детства, и с самого раннего детства взрослые наставники пытаются ограничить это естественное самоволие.

– Андрей, ты хочешь сказать, что ребёнок, который начинает самовольничать, становится свободным?

– Именно это. А когда маленький озорник получает наказание за своё самоволие, он приобретает знание ответственности за свою свободу, точнее, за свой произвол. Конечно, чрезмерный страх наказания может со временем подавить естественное самоволие и превратить человека в послушного раба. Но и без сознания ответственности невозможно формировать такие важные личностные качества как дисциплинированность, законопослушность и организованность.

– Как я поняла, самыми свободными людьми будут те, которые в детстве были непослушными озорниками, хулиганами?

– Может быть не все, но многие. Прежде всего, под действием генетической активности они не бояться выражать свои желания, а без этого невозможно выйти на следующий уровень свободы. Если боязнь сковывает волю человека, то он будет мечтать лишь о личном произволе, и завидовать решительным, смелым людям, как более свободным. А у тебя было такое?

– По правде сказать, я была очень стеснительной девочкой, и часто завидовала бойким подружкам, да и сейчас иногда завидую тем, кто умнее и смелее меня. Только недавно я решилась пойти на водительские курсы. Смотрю, многие взрослые женщины спокойно водят авто, и не боятся. И я подумала, неужели я не смогу.

– Спасибо за откровенность. Твои слова ещё раз подтверждают, что главным препятствием для перехода от негативной свободы к позитивной являются страхи, основанные на предубеждениях и слабоволии. И чтобы развеять эти страхи нужно преодолеть предубеждения с помощью новых знаний, и побороться со своим слабоволием с помощью новых положительных примеров и самовоспитания. А главное, по моему мнению, через реальную заинтересованность человека в достижении новых целей. Обычно это экономическая заинтересованность, но может быть и другая, например, новое увлечение. Вот, например, у тебя была экономическая заинтересованность в получении водительских прав?

– Пожалуй, что была. Ведь я понимаю, что пользоваться личным авто – очень удобно и выгодно, экономится много времени и расширяются возможности. К тому же мне надоело ездить в общественном транспорте.

– Значит, с помощью собственного автомобиля ты станешь более свободной?

– Несомненно. Я об этом мечтаю.

– Но ты же понимаешь, что приобретая автомобиль и начиная его эксплуатировать, берёшь на себя новые проблемы. Это и заправка, и парковка, и ремонт, т.е. в целом обслуживание.

– Ты не поверишь, Андрей, недавно вижу во сне, как я поздно вечером подъезжаю на машине к своему дому, а там нет свободных мест, и мне приходится снова ехать на работу. Это был ужас.

– Как ты думаешь, эти новые проблемы с машиной будут тебе в тягость, сильно будут напрягать?

– Может быть первое время, а потом я надеюсь с ними справляться. Вообще я готова на эти трудности ради собственного авто.

– А вот сейчас ты осознаёшь, какие предубеждения тебе пришлось преодолеть, чтобы начать учиться на водительские права.

– Пожалуй, главное предубеждение было в том, что – это будет очень сложно и опасно. И это предубеждение усиливало мои страхи. Конечно, и сейчас я ещё побаиваюсь дороги и интенсивного движения, но с каждым разом становлюсь всё увереннее.

– А я не сомневаюсь, что ты будешь хорошо и аккуратно водить, потому что ко всему относишься очень ответственно. Но возвращаясь к нашему вопросу о свободе, хотел бы спросить: ты понимаешь, почему нужно всем строго выполнять правила дорожного движения, даже если этого не хочется делать?

– Конечно, Андрей, теперь я очень хорошо понимаю, как трудно водителю среагировать на выбегающего на дорогу пешехода или на подрезающую машину. Эти правила должны защитить всех участников дорожного движения от возможных рисков и опасностей.

– А если человек их намеренно нарушает ради своих частных интересов, например, он опаздывает на работу или на свидание, то он самовольничает и ограничивает свободу других, т.е. возможности других людей. Получается, что нарушая правила, он пытается подчинить поведение других участников дорожного движения своим интересам. Например, он торопится, проезжает на красный свет светофора, и заставляет всех встречных водителей останавливаться, чтобы избежать аварии. По сути, такой нарушитель игнорирует свободу других, и демонстрирует только свой произвол или негативную свободу. Но за неё он должен нести ответственность, ведь это он сам решил нарушить правила, и наказание должно быть строгим и неотвратимым. Ведь со стороны нарушителя произошло покушение на свободу других людей! А если ещё причинён материальный ущерб, то тем более строгим должно быть наказание.

– Я полностью согласна с тобой. Тем более, статистика показывает, что главной причиной всех аварий является человеческий фактор, т.е. сознательное нарушение правил дорожного движения.

– Итак, нам пора подвести некоторый итог. Переход от негативной свободы к позитивной начинается с осознания личной ответственности человека за свои решения и поступки, и готовности человека принимать эту ответственность как результат своего выбора.

– Если этот переход к позитивной свободе только начинается с личной ответственности, то что же дальше?

– Наталья, я предлагаю продолжить нашу беседу в следующий раз, мне уже нужно ехать домой.

– Но ты так и не ответил на мой вопрос: почему ты свободен?

– Хорошо, я поясню по сути. Во-первых, потому что я делаю в основном то, что хочу, а, во-вторых, потому что отвечаю за все свои решения. Уже поэтому я свободен.

– Но тогда и я свободна.

– Поздравляю, Наталья Николаевна, с этим важным открытием. До встречи.

Беседа третья: на пути к позитивной свободе

– Добрый день, Наталья, приятно видеть тебя в таком хорошем настроении. Сразу видно в тебе свободного человека.

– Здравствуй, Андрей. Да, сегодня у меня замечательное настроение, я получила водительские права и почувствовала себя свободной.

– А можно я сразу прицеплюсь к твоим словам «получила права и почувствовала себя свободной»?

– Конечно.

– Как ты думаешь, случайна ли эта связь «прав» и «чувства свободы»?

– Думаю, что не случайна, ведь права дают человеку возможности для деятельности, т.е. расширяют свободу.

– А как же быть с тем, что новые права предполагают и новые, дополнительные обязанности. Прав без обязанностей не бывает – это юридическая истина. Эту истину мы можем принять в качестве необходимой предпосылки позитивной свободы. Таким образом, наличие у человека юридических прав и соответствующих обязанностей является необходимым, так скажем минимальным условием позитивной свободы. Бесправный человек – это раб, хотя у него может быть куча разных обязанностей.

– Пожалуй, я соглашусь. Ведь у человека могут быть одни обязанности, но он не будет свободен до тех пор, пока у него не появятся права.

– Думаю, тебе понятно, почему первая предпосылка позитивной свободы именно юридическая, а не моральная?

– Честно говоря, не совсем. У нас обычно считается, что мораль важнее права.

– Тогда нужно пояснить. В большинстве традиционных, доиндустриальных обществ мораль и право были очень тесно связаны, и почти не различались. Правовая, т.е. властная, принудительная регуляция общественных отношений чаще всего опиралась на общую мораль, на неписанные нормы. И эти моральные нормы должны были мотивировать поведение человека изнутри, они должны были побуждать человека как бы самому выбирать, по своей воле определённый способ поведения. Не принуждаться извне, а по собственному убеждению следовать общественным нормам – в этом главное отличие правовых норм от моральных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Что значит быть свободным человеком? Философские беседы"

Книги похожие на "Что значит быть свободным человеком? Философские беседы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Мясников

Андрей Мясников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Мясников - Что значит быть свободным человеком? Философские беседы"

Отзывы читателей о книге "Что значит быть свободным человеком? Философские беседы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.