» » » Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование


Авторские права

Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентНестор-История7684fd89-41fc-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование
Рейтинг:
Название:
Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4469-0721-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование"

Описание и краткое содержание "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование" читать бесплатно онлайн.



В работе коллектива авторов представлены результаты комплексного эмпирического исследования кризисов и трудностей, с которыми сталкивается личность на начальных этапах своей профессиональной деятельности. Детально рассмотрена специфика кризисных переживаний на этапе выбора профессии, обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях (от 1 курса до окончания обучения) и в первые годы профессиональной деятельности. Большое внимание уделено анализу факторов, влияющих на успешное преодоление кризисов. Описаны особенности внешних и внутренних ресурсов личности, способствующих успешному профессиональному развитию в подростковом, юношеском возрасте и в периоде ранней взрослости. В монографии представлены оригинальные авторские методики диагностики жизненных ориентаций, кризисных переживаний, показателей успешного профессионального развития личности. В Приложении даются методические рекомендации по психологическому сопровождению профессионального развития.

Монография может быть полезна психологам, педагогам, медикам и всем специалистам, занимающимся обучением, психологической помощью подросткам и взрослым, а также студентам, магистрам, аспирантам психологических и педагогических специальностей.






Для юношей период 14–16 лет является кризисным в плане смены профессионального типа личности, который, согласно Д. Холланду, основывается на личностной направленности (интересов, ценностных ориентаций) и неразрывно с ней связан. Результаты исследования свидетельствуют, что у юношей соотношение параметров профессиональной направленности в 16 лет меняется (рис. 16). Снижается выраженность ведущей предпринимательской направленности, а второе место занимает направленность на технические сферы деятельности, занимающей место социальной, характерной для предыдущих возрастных периодов. У юношей 14–15-ти лет лидирующую позицию занимает «предпринимательский» тип личности, который к 16 годам сменяется «артистическим». На третьем месте, наряду с конвенциональным, оказывается исследовательский профессиональный тип личности. Это свидетельствует о том, что, в период 14–16 лет у юношей наблюдается возрастная перестройка профессионального типа личности.


Рис. 16. Возрастно-половые особенности профессионального типа личности подростков


Рис. 17. Возрастно-половые особенности профессиональной направленности подростков


Следствием смены ведущего профессионального типа у юношей может быть снижение их уверенности в ранее совершенном профессиональном выборе и рост числа тех, кто не определился со своими профессиональными планами.

У девушек всех возрастов наиболее выражен «социальный» профессиональный тип, второе и третье места занимают «предпринимательский» и «артистический» типы. Можно предполагать, что формирование профессионального типа личности у девушек проходит в более ранние сроки, чем у юношей, и в 14–16 лет соотношение параметров их профессионального кода, состоящего из трех основных типов, существенным изменениям не подвергается.

На рисунке 17 наглядно показано, что возрастно-половая специфика развития профессиональной направленности подростков проявляется в бо́льшей ее стабильности у девушек. У юношей в 16 лет структура профессиональной направленности, также как и профессионального типа, меняется. Снижается выраженность ведущей предпринимательской направленности, а второе место занимает направленность на технические сферы деятельности вместо социальной, характерной для предыдущих возрастных периодов.

В соответствии с полом и возрастом респондентов получены достоверные различия (р = 0,02), свидетельствующие, что профессиональные предпочтения девушек всех возрастов чаще лежат в сфере «человек-человек» и «человек-предприниматель», тогда как юноши в большей мере отдают предпочтения техническим профессиям.

По данным опросника профессиональной готовности (ОПГ-6) выявлены достоверные различия в плане полового диморфизма по всем типам профессий, кроме типа «человек-знак» (табл. 8).


Таблица 8

Результаты сравнительного анализа средних значений юношей и девушек по профессиональной готовности к выбору профессии (р < 0,05)


Выявлена роль половых различий в процессе их профессионального самоопределения. Юноши чаще стремятся выбирать профессии, связанные с техникой, а девушки – с природой, культурой и искусством, социальной сферой и предпринимательством.

В многочисленных исследованиях подросткового и раннего юношеского возраста (Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер, И. В. Дубровина и др.) отмечается кризисный характер личностного развития. Изучение личностных особенностей юношей и девушек 14–16 лет показало специфику их проявления в различных микровозрастных группах (рис. 18а, б, в). С 14 до 16 лет юноши становятся менее общительными (А), у них повышается уровень самодостаточности (Q2), в то время как девушки проявляют большую жизнерадостность (F), послушность (Е) и напряженность (Q4).

На основании проведенного в группе девушек сравнительного анализа, не выявившего достоверных различий в микровозрастных группах, можно говорить в целом о стабильности личностных характеристик девушек в период 14–16 лет. В группе юношей получены статистически значимые различия, показывающие, что от 14 к 16 годам юноши реже проявляют общительность (A, t = 2,02; p = 0,05), жизнерадостность (F, t = 2,41; p = 0,02), социальную смелость (H, t = 2,55; p = 0,01) и чаще – стремление к самодостаточности (Q2, t = 3,95; p < 0,01).

Сравнительный анализ разных половозрастных групп (табл. 9) выявил достоверность различий в коммуникативной (A, E, F, Q2) и эмоционально-волевой сфере подростков (C, I, O, Q4).

Девушки 14–15 лет, в сравнении со сверстниками юношами, характеризуются общительностью, чувствительностью, тревожностью, послушанием и эмоциональной нестабильностью (р < 0,01). Юноши в 15 лет более социально смелы (Н), самодостаточны (Q2) и менее напряжены (Q4), чем девушки (р < 0,01). К 16 годам девушки более общительны (A), оптимистичны (F), чувствительны (I), напряжены (Q4) и менее самодостаточны (Q2), чем юноши того же возраста (р < 0,01).

Девушки всех возрастных групп воспринимают людей и события жизни прежде всего эмоционально. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха и тревоги. Эмоции превращаются в основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми. У девушек проявляется открытость, активность в установлении межличностных контактов и нужда в поддержке и одобрении, а также эмоциональная нестабильность, впечатлительность, ранимость. Тогда как юноши склонны рационализировать собственные эмоциональные переживания и впечатления, они менее активны в установлении социальных контактов, им свойственны доминантность, озабоченность, стремление иметь собственное мнение, а также жесткость и эмоциональная сдержанность.


Рис. 18. Личностный профиль респондентов разных возрастно-половых групп: а – 14-летние, б – 15-летние, в – 16-летние


Показатели самооценки и уровня притязаний юношей и девушек, как и в целом по выборке, соответствуют высоким значениям (СО = 62–63 %; УП = 85–86 %). Во всех группах конфликтный характер отмечается в когнитивной сфере (самооценка ума и способностей). В когнитивной сфере это период смены стадий развития мышления и выхода его на новый уровень – уровень формальных операций. В эмоционально-волевой и социальной сфере подростков в этот возрастной период отмечается повышение критичности в оценке своих качеств и способностей, индивидуализация самооценки, а также нестабильность познавательной мотивации, временное снижение работоспособности и школьной успеваемости. Все это влияет на самооценку когнитивной сферы подростков и выражается в высоком расхождении между уровнем самооценки и притязаний. Достоверные различия между группами респондентов выявлены по показателям уровня притязаний в ручной умелости, который выше у юношей (t = 2,36; p = 0,02).


Таблица 9

Достоверные различия личностных характеристик юношей и девушек в микровозрастных группах (р < 0,01)


Исследование профессионально-личностных характеристик выявило противоречия между чертами личности и показателями профессионального типа у юношей. Низкая коммуникативная активность (необщительность, робость в установлении межличностных взаимодействий) с одной стороны, и стремление к организационной, управленческой деятельности (выраженность «предпринимательского» профессионального типа) с другой могут стать причиной внутриличностных конфликтов, а также неадекватных профессиональных выборов. Профессиональный тип личности девушек находится в большем соответствии с их личностными характеристиками.

Личностные характеристики, ценности, мотивация, отражающие субъективное представление человека о своем месте в профессиональной среде, составляют основу профессиональной идентичности, которая как компонент личности позволяет прогнозировать возможные последствия профессионального выбора. Проблема профессиональной идентичности в подростковом возрасте является сложной и неоднозначной, поэтому к изучению этого феномена, а также эмоционального фона (как основы его проявления) и основных стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях мы привлекли подростков 15–16 лет, учащихся старших выпускных классов, у которых основные компоненты профессионального самоопределения должны уже сформироваться. Данные исследования показали, что у всех респондентов выборки преобладает статус диффузной идентичности (рис. 19), и по результатам сравнительного анализа половозрастных параметров профессиональной идентичности достоверных различий не выявлено.

Диффузная идентичность – состояние, при котором у человека не только отсутствуют ясные цели и представления о ценностях, мотивах, но он и не проявляет активности в их формировании. При диффузной идентичности могут проявляться неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в ценности собственной личности, наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, неуверенности в себе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование"

Книги похожие на "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование"

Отзывы читателей о книге "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.