» » » » Алексей Моисеев - Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов


Авторские права

Алексей Моисеев - Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов

Здесь можно купить и скачать "Алексей Моисеев - Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Моисеев - Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов
Рейтинг:
Название:
Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-01942-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов"

Описание и краткое содержание "Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов" читать бесплатно онлайн.



В издании приводится развернутая характеристика пастельной живописи. Раскрывается художественно-эстетическая значимость пастели, технико-технологические особенности исполнения в различных техниках с учетом специфики русской реалистической школы.

Может быть применено в учебном процессе на занятиях по рисунку, живописи, композиции, на пленэрной практике, в самостоятельной и творческой работе учащимися училищ, колледжей, художественных школ.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальностям: 050100.62 – Педагогическое образование (Изобразительное искусство и мировая художественная культура), 050600.62 – Художественное образование, 050100.68 – Изобразительное искусство, 070901.65 – Живопись, 070601.65 – Дизайн, 072600.62 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 050602.65 – Изобразительное искусство.

Пособие будет полезно также тем, кто самостоятельно занимается изобразительным искусством.






Определенная художественно-образная незавершенность и разнообразие часто противоречащих друг другу течений и форм искусства – характерные особенности XX века, переходного этапа изобразительного искусства, стремящегося отобразить динамично меняющиеся условия и общественную мысль.

Современные художники-пастелисты из-за утраты реалистических традиций чаще используют штриховую импрессионистическую технику как эмоционально выразительную и более простую в усвоении, часто для этих целей применяется масляная пастель. Однако существуют мастера сухой пастели, работающие в различных жанрах: портрет, пейзаж, тематическая композиция в реалистической манере. Реалистический подход в современных работах теряет живость, непосредственность восприятия, приближаясь к фиксации факта – гиперреализму (фотореализму) и не раскрывая, таким образом, в полной мере возможности материала. Объяснением этому может служить методика обучения пастели, основанная на методе копирования. Наиболее распространено копирование по фотографии, в сочетании с применением знаний о рисунке и живописи, что приводит к недостаточному уровню овладения навыками рисования с натуры.

Среди зарубежных авторов можно отметить современных мастеров пастели: Барбара Грофф, Элизабет Моури, Джо Манкусо, Максим Боше, Патрик Мартин, Петер Селтзер, Рон Монсма, Брайан Коббл, Клавдия Сеймур, Колетт Одия Смит, Алан Флаттманн, Синди Хаус, Дон Рантз, Ричард МакКинли, Томас Сиерек, Венде Капорел, Сэм Гудселл, Даниел Грин, Вилльям Хоснер, Ричард Пьонк, Вильям Шнейдер.

Пастельная живопись в России

Пастель стала знакома зрителю в середине XVIII века и поначалу составляла коллекции работ европейских мастеров. Мода на пастель, начавшаяся во Франции под влиянием творчества Кантена де Латура, Жана Батиста Перроно и др., за несколько лет распространилась по всей Европе. В начале второй половины XVIII века она дошла до России. Зарубежные художники, приезжавшие сюда на заработки в 1750-е годы, делали пастелью небольшие зарисовки и эскизы. Ж. де Самсуа и В. Эриксен выполняли заказы на портреты представителей дворянства. В 1757 году по заказу великого князя Петра Федоровича Жан де Самсуа выполнил 11 портретов фрейлин. С некоторой одинаковостью в аллегорическом ключе художник выполнил портреты Е. С. Куракиной, А. Н. Нарышкиной, Е. Б. Бутурлиной, М. В. Салтыковой и др.

И. Г. Шмидт, И. Барду и Г. Ф. Шмидт создали в 1780-е годы большое количество достаточно искусных портретов представителей высшего света.

В истории XVIII века, кроме Г. И. Скородумова и великой княгини Марии Федоровны, практически не осталось имен русских художников-пастелистов. Отчасти это объясняется особенностями самой пастельной техники. Кажущаяся легкость работы материалом способствовала популярности пастели среди непрофессионалов, не ставивших на работах авторской подписи. С другой стороны, для многих заказчиков пастельных портретов важно было само изображение, в то время как имя малоизвестного автора существенного значения не имело.

Пастель XVIII века в России получила широкое распространение только в одном жанре – камерном портрете. Как правило, портретируемый изображался по грудь на нейтральном фоне с поворотом головы в три четверти. В отличие от парадного, камерный портрет создавал более скромный образ, который был рассчитан на восприятие узкого круга зрителей. Простота композиции и исполнения сполна компенсировалась душевностью в передаче внутреннего мира портретируемого, знакомого только близким людям. Если большеформатный портрет маслом, содержащий сложные ракурсы и изобилующий деталями, могли позволить себе только богатые заказчики, то небольшой и лаконичный пастельный портрет был гораздо доступнее. Камерные портреты размещали не только в фамильных галереях, но и в жилых комнатах. Помимо камерных, в России рисовали в технике пастели парадные, групповые и костюмированные портреты. Великая княгиня Мария Федоровна работала в жанре натюрморта (см. рис. 12).


Рис. 12. Великая княгиня Мария Федоровна. Цветы.1787. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Среди причин ограничения интереса к технике можно назвать сугубо практические недостатки пастели: необходимость очень бережного хранения, сложность реставрации, трудности в создании крупноформатных произведений.

С началом эпохи романтизма (классицизма) пастель в портретном жанре частично уступила место технике акварели, масляная живопись, не теряя при этом актуальности во всех жанрах на протяжении всего XIX века. И, тем не менее, художники первой половины XIX века. А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, А. Молинари, К. И. Барду, Н. Е. Макухина, П. А. Оленин, П. Барбье, П. П. Соколов, М. Е. Ваильченко, С. К. Зарянко, И.-А. Тимм, К. Е. Маковский работали пастелью. А. О. Орловский работал в достаточно редких для техники жанрах – сюжетной композиции и шаржа. Шарж «Портрет архитектора Джакомо Кваренги» 1811 года выполнен в экспрессивной импрессионистической гротескной манере и на полвека опережает тенденции развития искусства.


Рис. 13. А. Г. Венецианов. Портрет А. И. Бибикова. Между 1807 и 1809, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Пастель использовалась как учебный материал для рисунка в Академии художеств, но широкого распространения в системе художественного образования не получила. Карл Брюллов в Академии выполнил несколько работ пастелью, в работе «Натурщик. Гений искусств» (1817–1820) он добавлял мел и уголь, в постановке «Натурщики» (1817) использовал мел, уголь, итальянский карандаш, сангину. Сочетание родственных графических материалов позволяло усилить выразительность рисунка. Мел и уголь увеличивали тональный диапазон работы, итальянский карандаш, наложенный аккуратным штрихом, лучше раскрывал форму.


Рис. 14. И. Е. Репин. Портрет Е. П. Антокольской. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Алексей Венецианов (см. рис. 13) начинал свой творческий путь с объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях», трижды появлявшегося в период с 30 мая по 6 июня 1802 года и содержащего такой текст: «Недавно приехавший Венецианов, списывающий предметы с натуры пастелем в три часа, живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Однако отсутствие заказов по пастели побудило художника перейти на масляную технику в конце 1820-х годов. Венецианов открыл новую страницу в истории русской живописи. Он первым обратился к теме жизни крестьянства, став в оппозицию официальному искусству Академии художеств. В сдержанной холодной гамме выполнена многофигурная композиция «Очищение свеклы», 1822 (?) год. Венецианов создал в жанре пастельного портрета целый срез представителей разночинного российского общества первой половины XIX века. Можно в связи с этим вспомнить слова барона М. Врангеля о Венецианове: «… «отец русского жанра» сильнее всего как портретист, особенно в пастельных работах».

Орест Кипренский в сочетании с итальянским карандашом, углем и сангиной выполнял работы пастелью. Работы Кипренского скорее походят на «подкрашенные» цветом, графическая составляющая в них уступает живописным качествам. Пастелью работал художник Карл Вильгельм (позднее – Карл Иванович) Барду, портретируя представителей среднего дворянства. Известны работы К. И. Барду в сдержанной цветовой гамме в жанрах погрудного, поясного и группового портрета.

В 1830–1890 годы пастель постепенно вытесняется другими техниками, в частности растет популярность соуса с возможностью работы «сухим» и «мокрым» способом. Широта тональных градаций, возможность работать кистью и тем самым с легкостью добиваться мягких переходов были приняты И. Н. Крамским и обществом «передвижников».

Шестнадцать лет спустя после смерти Венецианова состоялся известный «бунт четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским. По идеологическим соображениям молодые художники демонстративно оставили учебу в Императорской Академии художеств, а в 1870 году было создано Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), членами-учредителями которого стали И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, А. К. Саврасов. Видными деятелями ТПХВ были: И. Е. Репин (см. рис. 14), А. М. и В. М. Васнецовы, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, В. Е. и К. Е. Маковские, Н. А. Ярошенко. Нарастала интенсивность движения под названием «хождение в народ», искусство также принимало ярко выраженную «народную» окраску. Новому времени идеи Венецианова оказались удивительно близки, но технически «передвижники» мало нуждались в «аристократизме» пастельных эффектов.


Рис. 15. И. И. Левитан. Вид в окрестностях Бордигеры в Италии 1890. Государственная Третьяковская галерея


В качестве исключения из общей тенденции можно выделить известного графика и иллюстратора Петра Боклевского, автора иллюстраций к поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Он работал пастелью и в смешанной с углем и мелом технике. Известны два автопортрета художника: конца 1830-х годов и 1854 года.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов"

Книги похожие на "Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Моисеев

Алексей Моисеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Моисеев - Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов"

Отзывы читателей о книге "Пастельная живопись. Русская реалистическая школа. Учебное пособие для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.