» » » » Любовь Гречина - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие


Авторские права

Любовь Гречина - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Любовь Гречина - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Гречина - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Административное право. Курс лекций. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Административное право. Курс лекций. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Административное право. Курс лекций. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Административное право». Предлагаемый курс лекций позволяет сформировать цельное представление об основных институтах общей части административного права: о сущности, принципах, функциях, формах и методах государственного управления; предмете, методе, системе и источниках административного права; правовом статусе субъектов административного права (граждан, органов исполнительной власти, государственных гражданских служащих); особенностях административного принуждения и ответственности; административном процессе, в том числе производстве по делам об административных правонарушениях; способах обеспечения законности в сфере государственного управления. Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2014 г. Учебное пособие рекомендуется студентам юридических вузов и факультетов, обучающихся по программе бакалавриата, а также тем, кто интересуется вопросами административного права.






По составу участников выделяют внутриаппаратные (взаимодействие властных субъектов между собой (органами, структурными подразделениями, служащими и т. д.)) и внеаппаратные (отношения, в которых властный субъект взаимодействует с гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями и т. д., т. е. «внешними» субъектами, не входящими в управленческий аппарат).

По юридическому характеру взаимодействия участников правоотношения есть отношения вертикальные (возникают между соподчиненными сторонами, властеотношения) и горизонтальные (отношения, в рамках которых стороны юридически и фактически равноправны).

По способу защиты: защищаемые в административном порядке (путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления, должностного лица) и защищаемые в судебном порядке.

Существуют и другие критерии классификации административно-правовых отношений.

4.3. Структура административно-правовых отношений

Структура административно-правового отношения – это его внутреннее строение, расположение основных элементов и связей между ними.

Она включает три элемента:

• субъекты правоотношения;

• объект правоотношения;

• содержание правоотношения.

Субъекты правоотношения – это участники правоотношения, которые наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями. Обязательным участником административно-правового отношения является властный субъект.

Субъекты административного правоотношения делятся на две группы:

1) коллективные (государство, субъекты РФ, органы государственной власти, юридические лица, общественные и иные организации);

2) индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; члены устойчивых административных коллективов – обучающиеся (школьники, студенты, аспиранты и т. п.), военнослужащие, гражданские служащие и т. п.).

Важным субъектом административных правоотношений является должностное лицо.

Объекты правоотношения – социальные явления и блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношение, на которые направлены их субъективные права и юридические обязанности.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности участников административного правоотношения. Субъективное право – это обеспеченная государством мера и вид возможного, дозволенного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность – это обеспеченная государством мера необходимого, должного, требуемого поведения участника правоотношения.

4.4. Юридические факты в административном праве

Юридические факты – конкретные обстоятельства, с наступлением которых административные нормы связывают возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

Юридические факты по правовым последствиям делятся на:

• правообразующие (обстоятельства, с наступлением которых норма права связывает возникновение административно-правового отношения);

• правоизменяющие (обстоятельства, с наступлением которых норма права связывает изменение уже существующего административно-правового отношения);

• правопрекращающие (обстоятельства, с наступлением которых норма права связывает прекращение административно-правового отношения).

По волевому признаку:

• события (не зависят от сознания и воли людей – рождение человека, достижение определенного возраста, смерть, наводнение, пожар и т. п.);

• деяния (обстоятельства, которые зависят от сознания и воли людей).

Последние, в свою очередь, делятся на:

• неправомерные (не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их – это административные правонарушения и дисциплинарные проступки), могут совершаться как в форме действия, так и в форме юридически значимого бездействия;

•правомерные (соответствуют требованиям административно-правовых норм), делятся на акты (специально направлены на возникновение, изменение, прекращение правоотношения, например, акты управления) и поступки (специально не направлены на возникновение, изменение, прекращение правоотношения, но влекут указанные последствия).

Лекция 5

Граждане как субъекты административного права

5.1. Общий административно-правовой статус граждан.

5.2. Административная правосубъектность.

5.3. Специальные административно-правовые статусы граждан.

5.4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

5.5. Право граждан на обращение в органы государственной власти.

5.6. Жалоба как разновидность обращений в органы государственной власти.

5.1. Общий административно-правовой статус граждан

Гражданин является приоритетным субъектом административного права, так как в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью права, стержневым выступает обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2, 17, 18 Конституции РФ).

Административно-правовой статус – совокупность закрепленных нормами административного права прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей, в том числе механизм их защиты (ответственность).

Таким образом, в административно-правовой правовой статус граждан включаются такие элементы, как права, обязанности, гарантии и ответственность.

1. Права граждан – мера возможного, дозволенного поведения гражданина.

В сфере государственного управления права граждан делятся на абсолютные (безусловные) – гражданин осуществляет их самостоятельно, без специального на то разрешения властного субъекта (право на участие в управлении делами государства, на равный доступ к государственной службе и т. д.); и относительные (условные) – для их реализации требуется специальное разрешение властного субъекта (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности, право на управление транспортным средством и т. д.).

В Конституции РФ названы основные права граждан в сфере государственного управления, важнейшими из которых являются право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ), на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) и др.

2. Обязанности граждан – это мера необходимого, должного поведения гражданина.

Обязанности граждан в сфере государственного управления делят на абсолютные – обязанности, которые возлагаются на каждого гражданина (уплата налогов, защита Отечества и т. д.) и относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности студента, владельца транспортного средства и т. д.), а также из правонарушений (уплатить административный штраф и т. д.).

В сфере государственного управления существуют следующие конституционные обязанности граждан: соблюдение Конституции РФ, иных нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), а также основанных на них законных требований органов государственной власти и их должностных лиц; платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ); сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ); защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ) и т. д.

3. Гарантии – закрепленные в законодательстве средства и способы, которые устанавливаются государством для создания необходимых условий реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления.

Например, гарантии реализации права на обращение в органы государственной власти (ст. 33 Конституции РФ) содержатся в ряде федеральных законов и других нормативных правовых актах: Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и др.

Существуют и иные механизмы обеспечения прав и свобод граждан в сфере управления (институт Уполномоченного по правам человека, деятельность Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и т. п.).

4. Ответственность, как элемент административно-правового статуса гражданина, наступает в случае неисполнения (например, неуплата налогов) или ненадлежащего исполнения (например, несвоевременная уплата налогов) гражданином обязанностей, а также в случае злоупотребления предоставленным правом (например, нарушение правил дорожного движения водителем транспортного средства).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Административное право. Курс лекций. Учебное пособие"

Книги похожие на "Административное право. Курс лекций. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Гречина

Любовь Гречина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Гречина - Административное право. Курс лекций. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Административное право. Курс лекций. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.