» » » » Владислав Мальцев - Белорусский национализм против русского мира


Авторские права

Владислав Мальцев - Белорусский национализм против русского мира

Здесь можно купить и скачать "Владислав Мальцев - Белорусский национализм против русского мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Мальцев - Белорусский национализм против русского мира
Рейтинг:
Название:
Белорусский национализм против русского мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-8041-0808-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Белорусский национализм против русского мира"

Описание и краткое содержание "Белорусский национализм против русского мира" читать бесплатно онлайн.



В Российской Федерации начиная с советских времён принято называть белорусов «братским народом», а Белоруссию – «братской республикой». Действительно, между великорусами (русскими) и белорусами нет никакой культурной дистанции: нас объединяет общерусская история, русский литературный язык, принадлежность большинства верующих к Русской православной церкви. Белоруссия – участник всех интеграционных проектов, инициированных Россией на постсоветском пространстве, – Союзного государства, Евразийского союза, Организации Договора о коллективной безопасности и др.

Однако уже около четверти века Республика Белоруссия является суверенным государством, мучительно пытающимся найти подходящую для себя идентичность. Ввиду того, что на общерусскую идеологию, постулирующую национальное единство великорусов и белорусов, в РБ наложен негласный запрет (несмотря на популистские заявления президента Лукашенко в духе «мы же русские люди»), в белорусском обществе год от года укрепляет свои позиции местечковый национализм, традиционно имеющий антирусскую направленность.

Особенно ярко националистические тенденции проявились в Белоруссии в связи с украинским кризисом: десятки молодых белорусов отправились в Донбасс для участия в карательных операциях против жителей исторической Новороссии.

Авторами исследования выступили белорусский политолог Кирилл Аверьянов-Минский, долгое время занимающийся изучением проблем белорусского национализма, и российский журналист Владислав Мальцев, являющийся автором ряда публикаций о деятельности белорусских экстремистов.






Из новой националистической концепции истории полностью «выпала» Древняя Русь, частью которой были белорусские земли. В 1993 году в Белоруссии была издана научно-популярная книга «100 вопросов и ответов по истории Белоруссии», в которой авторы следующим образом отвечали на вопрос «Существовал ли древнерусский народ»: «Такого народа не было. Его придумали российские историки. К терминам «древнерусский народ», «единый русский народ» они обращались каждый раз, когда возникала потребность оправдать имперскую политику Москвы, которая стремилась всеми путями доказать своё якобы историческое право на Белоруссию и Украину»[41].

«Дерусификация» начального периода белорусской истории осуществляется за счёт позиционирования Полоцкого княжества как полностью независимого от Киева государства. Популярный белорусский историк Владимир Орлов отмечает: «Полоцкое княжество успешно отстаивало независимость от Киева. Кроме политических и экономических выгод, это предоставляло творческую свободу зодчим, живописцам, ювелирам, от которых никто не требовал ориентации на киевские образцы. Полоцкая земля не только прародина белорусов, но и колыбель белорусской культуры»[42]. Примечательно, что общерусскую святую Евфросинию Полоцкую Орлов называет «знаменем борьбы полочан за независимость», а изготовленный по её заказу напрестольный крест – «символом древней государственности белорусов»[43].

Если в начале XX века Великое княжество Литовское называлось белорусскими националистами «литовско-белорусским» или даже «литовско-русским» государством, то начиная с 1990-х годов «сознательные белорусы», опираясь на работы историка-любителя Николая Ермоловича[44], стали воображать ВКЛ как исключительно (или преимущественно) белорусское государство. (Наиболее радикальные националисты даже предложили переименовать Белоруссию в Литву, а белорусов – в литвинов[45], при этом Литовскую республику предлагалось называть «Летува», а её граждан – «летувисы».) В качестве «своего» государства националистически настроенные интеллектуалы рассматривают также Речь Посполитую, частью которой стало BKЛ после заключения между Польшей и Литвой Люблинской унии в 1569 году. В связи с этим в националистической среде принято фетишизировать различные артефакты польско-литовской эпохи (статуты ВКЛ, слуцкие пояса, шляхетские замки и др.), объявляя их белорусскими национальными ценностями.

Многочисленные войны Литвы и Москвы в националистической историографии стали рассматриваться как межэтнические (или даже цивилизационные) конфликты великорусов (московитов) и белорусов (литвинов). Главной победой белорусского оружия была объявлена победа объединённых войск Великого княжества Литовского и Королевства Польского над русским войском в битве под Оршей 8 сентября 1514 года. За время белорусской независимости вышло несколько десятков научных и научно-популярных работ, повествующих о «грандиозном разгроме белорусами 80-тысячного московского войска»[46]. Выступая на мероприятии в честь 500-летия Оршанской битвы, Владимир Орлов назвал её «столкновением двух миров – европейского мира, частью которого были наши земли на протяжении столетий, и мира евразийского, где возвысилось Московское княжество, освобождение которого от татарского ярма было чисто внешним»[47]. По словам коллеги Орлова, Анатолия Грицкевича, победа под Оршей «помогла белорусскому, или, как тогда говорили, литвинскому народу отстоять свою независимость», а также установила «ту границу, которая сейчас есть между Белоруссией и Смоленской областью»[48].

Если Оршанская битва является своего рода «белорусским Конотопом», то на роль «белорусского Голодомора» претендует «Кровавый потоп» – так белорусские националисты называют события Русско-польской войны 1654–1667 годов, происходившие на территории современной Белоруссии. В 1995 году вышла книга историка Геннадия Сагановича «Неизвестная война 1654–1667», в которой автор описал якобы устроенный «московитами» геноцид белорусского населения: «Катастрофа – иначе не назовёшь состояние, в которое была ввергнута Белоруссия тринадцатилетней войной. И самые страшные потери – это потери людские. В Белоруссии в пределах примерно её современной территории численность населения уменьшилась более чем наполовину: если перед войной оно достигало 2 миллионов 900 тысяч человек, то на 1667 год осталось около 1 миллиона 350 тысяч. Это примерно 47 процентов… Пожалуй, не осталось в Белоруссии ни одного более-менее целого города. Все они лежали в золе и руинах… Война как будто переиначила всю Белоруссию. Край хорошо развитого хозяйства, ремесленного производства, далеко известный изделиями своих мастеров, совсем опустел и стал неприметной окраиной. Сотни кузнецов, резчиков, тысячи других ремесленников, насильно оторванных от своей земли, работали теперь в Московии… Трудно сказать, когда же Белоруссия окончательно оправилась от этой катастрофы. И оправилась ли вообще. Уж очень долго пришлось преодолевать регресс – демографический, хозяйственный, культурный, причинённый прежде всего тринадцатилетней войной Алексея Михайловича – того самого «добрейшего человека, славной русской души» (В.О. Ключевский). Думаю, именно к этим событиям уходят своими истоками причины кризиса, в который на долгое-долгое время попала белорусская культура в целом»[49]. «Неизвестная война 1654–1667» была подвергнута обоснованной критике со стороны российского историка Алексея Лобина[50], и спустя 17 лет после выхода книги Саганович всё-таки признал, что она «была очень поверхностной», и даже призвал не неё не ссылаться[51]. Однако к тому времени миф о «Кровавом потопе», созданный во многом усилиями Сагановича, уже получил весьма широкое распространение.

Наиболее ярко русофобский характер белорусской националистической историографии проявился в оценке периода нахождения Белоруссии в составе Российской Империи. Владимир Орлов в популярной книге «Страна Белоруссия» пишет: «После трёх разделов Речи Посполитой давняя мечта русских царей осуществилась: Белоруссия стала частью Российской Империи… 208,5 тысяч душ «мужского пола» Екатерина II и её сын император Павел I раздали в белорусских губерниях своим дворянам. Таким образом, более полумиллиона белорусов стали крепостными русских помещиков, причём значительная часть этих крестьян ранее была лично свободной. Белорусских крестьян, которые в большинстве своём ранее платили денежный оброк, погнали на барщину. Помещики широко практиковали сдачу тысяч крепостных на строительные работы в далёкие российские губернии»[52]. И далее: «Существует мнение об извечной покорности нашего народа. Однако не кто-нибудь, а именно наши предки на протяжении неполных ста лет после захвата Белоруссии царской Россией трижды брались за оружие, чтоб вырваться из смертельных объятий империи»[53]. Имеются в виду польские восстания 1794, 1830–1831 и 1863 годов, в которых, по мысли Орлова и его единомышленников, принимали активное участие белорусы[54].

Особым почитанием в среде белорусских националистов пользуется польское восстание 1863 года (в Польше это событие называют «Январским восстанием», в Белоруссии – «восстанием Кастуся Калиновского»). Несмотря на то, что целью мятежа было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть возвращение земель Белой Руси в состав польского государства, белорусские националисты изображают данное событие как проявление национально-освободительной борьбы белорусского народа против российского империализма. Проживающий в Польше белорусский историк Олег Латышонок в одной из своих статей предпринял попытку сравнить повстанцев 1863 года и белорусских партизан периода Великой Отечественной войны – сравнение ожидаемо оказалось не в пользу последних:

«Январские повстанцы боролись за присоединение Белоруссии к Речи Посполитой, советские партизаны – за присоединение Белоруссии к Советскому Союзу. Казалось бы, одно и то же, но в 1863 году независимая Белоруссия не существовала даже как идея, в то время как в 1943 году прошла четверть столетия со дня провозглашения независимости Белорусской Народной Республики. Таким образом, с точки зрения белорусского самосознания, советские партизаны были явлением регрессивным.

Ещё хуже для советских партизан представляется сравнение с социальной точки зрения. Январское восстание было направлено на то, чтобы освободить крестьян от угнетения и дать им землю и волю. Советские партизаны боролись за то, чтобы забрать у крестьян землю и волю. После их победы несколько десятилетий колхозники не имели паспортов, а земли им не вернули до сих пор.

Таким образом, в сравнении с советской партизанщиной, январское повстанческое движение было явлением, с точки зрения национального и социального освобождения белорусов, прогрессивным»[55].

Февральская революция 1917 года оценивается белорусскими националистами сугубо положительно, ибо она создала условия для «национального самоопределения белорусов», в результате чего 25 марта 1918 года, в условиях немецкой оккупации, была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики (БНР). Созданная через некоторое время после фактической ликвидации БНР Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), как правило, не воспринимается националистами в качестве формы национального самоопределения белорусского народа, однако насильственная «белорусизация» 1920-х годов и укрупнение БССР за счёт территории РСФСР в 1924 и 1926 годах оцениваются ими как положительные моменты в деятельности советской власти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Белорусский национализм против русского мира"

Книги похожие на "Белорусский национализм против русского мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Мальцев

Владислав Мальцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Мальцев - Белорусский национализм против русского мира"

Отзывы читателей о книге "Белорусский национализм против русского мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.