» » » » Наталья Антипьева - Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография


Авторские права

Наталья Антипьева - Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Здесь можно купить и скачать "Наталья Антипьева - Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Антипьева - Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография
Рейтинг:
Название:
Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография"

Описание и краткое содержание "Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются теоретические и экономические основы единства и дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения. Анализируется сущность единства и дифференциации как черты метода и принципа данной отрасли. Формулируется содержание понятия «критерий дифференциации правового регулирования», приводится классификация критериев. Характеризуется дифференциация социального обеспечения граждан с учетом специфики их профессиональной деятельности, а также внутривидовая дифференциация в праве социального обеспечения. Проявление единства и дифференциации в праве социального обеспечения исследуется на примере социального обеспечения государственных служащих, в том числе лиц, проходящих (проходивших) военную службу, и членов их семей, характеризуются особенности реализации военнослужащими права на медицинскую помощь, пенсионное обеспечение и другие виды социального обеспечения. Законодательство приведено по состоянию на март 2016 г. Монография предназначена для научных и практических работников, преподавателей и лиц, обучающихся по программам подготовки юристов, а также всех, кто интересуется проблемами права социального обеспечения.






Таким образом, социальный риск, подлежащий компенсации в системе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, – это обусловленная особенностями военной службы вероятность утраты (сокращения, неполучения) трудового дохода военнослужащим (членами его семьи) вследствие нанесения ущерба здоровью (смерти) военнослужащего либо изменения или прекращения военно-служебных отношений (основные социальные риски), а также возможность возникновения трудностей в самостоятельной реализации доступа военнослужащего и членов его семьи к социально значимым благам и услугам (дополнительные социальные риски).

Вследствие специфики социального риска военнослужащие охватываются системой государственного социального обеспечения и не могут быть включены в число застрахованных по обязательному социальному страхованию (более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже, в § 2 гл. 1).

Дифференциация правового регулирования (как и обеспечение его единства) требует использования специальных правовых средств. Согласно устоявшейся в науке трудового права точке зрения, реализация принципа дифференциации правового регулирования осуществляется посредством установления норм-дополнений, норм-изъятий и норм, приспосабливающих общие положения трудового законодательства к каким-либо специальным условиям (норм-приспособлений)101, которые иногда также характеризуются как нормы-применения (предполагающие закрепление новых способов применения общих норм к отдельным категориям работников)102.

Какие из общепризнанных в трудовом праве дифференцирующих норм используются в сфере социального обеспечения населения? Этот вопрос представляет известную сложность, поскольку система законодательства в данной сфере существенно отличается от системы законодательства о труде, что прежде всего выражается в особенностях взаимосвязей общих и специальных норм. Данный тезис можно проиллюстрировать следующим образом.

Как уже говорилось, в соответствии с законодательством каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в связи с инвалидностью и в случае потери кормильца, предоставляемое в первую очередь путем выплаты пенсий. Однако пенсионное обеспечение сразу дифференцируется по видам пенсий и по кругу лиц, имеющих право на их получение. Таким образом, при наличии общего для всех граждан вида социального обеспечения (пенсии) его предоставление – с учетом их категорий – производится по-разному. Это означает, что в пенсионном законодательстве невелико число универсальных норм, распространяющихся на все категории граждан.

Исключение, пожалуй, составляют нормы, регламентирующие порядок назначения пенсий (процедурные нормы). В системе страховых пенсий сходство проявляется и в правилах определения размеров пенсий разного вида. Ряд общих норм применяется для регулирования аналогичных отношений как в обязательном пенсионном страховании, так и в государственном пенсионном обеспечении. Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»103 (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении) при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Закона о страховых пенсиях, регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Законом о государственном пенсионном обеспечении.

При этом страховые пенсии по инвалидности и пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению значительно отличаются друг от друга, что справедливо и для иных видов пенсий. Есть различия в правилах пенсионного обеспечения для одного и того же вида пенсий применительно к различным категориям граждан. Так, при назначении пенсий по инвалидности лицам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и пенсий по инвалидности военнослужащим используются нормы, содержание которых имеет мало общего. В то же время военнослужащим, признанным инвалидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС, пенсии назначаются в порядке, установленном для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Некоторые меры социального обеспечения предназначены лишь определенным категориям граждан и позволяют учесть специфику распространяющихся на них социальных рисков. Так, целый ряд социальных выплат, предназначенных для компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, пострадавших от радиационных катастроф, выплачивается исключительно обозначенной категории лиц и т. д.

Следовательно, социальное обеспечение некоторых категорий граждан изначально формируется как система норм специального характера, которая предполагает также наличие дальнейшей, более узкой дифференциации. Это означает, что нормы-дополнения не являются в праве социального обеспечения основным способом установления дополнительных гарантий.

В то же время нельзя отрицать и наличия институтов, где общие нормы, предусмотренные для той или иной категории граждан, существуют наряду со специальными, представляющими собой именно нормы-дополнения. Таковы, например, положения, закрепляющие дополнительные социальные гарантии для лиц, увольняемых с военной службы в связи с достижением ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее – льготные основания увольнения), предусмотренные как законодательством о статусе военнослужащих, так и пенсионным законодательством.

Другим аналогичным примером может служить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемое к пенсиям104.

Количество норм-изъятий, предусмотренных в социально-обеспечительном законодательстве, невелико. В основном они касаются реализации права на получение социальных предоставлений лицами, которые своими действиями способствовали наступлению социально рисковых ситуаций. В частности, п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях закреплялось, что в случае наступления инвалидности вследствие совершения гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему назначалась социальная пенсия по инвалидности. Следует отметить, что ст. 9 Закона о страховых пенсиях, определяющая условия назначения страховой пенсии по инвалидности, аналогичных положений уже не содержит.

Существуют нормы, ограничивающие право на получение пособия по временной нетрудоспособности, пособия по безработице и т. д. Однако унифицированного подхода здесь нет: вопрос об отказе в предоставлении того или иного вида социального обеспечения вследствие каких-либо действий гражданина обычно разрешается по-разному.

Нормы-альтернативы в отношениях в сфере социального обеспечения населения почти не используются. Исключением в этом смысле является государственная социальная помощь в виде предоставления гражданам набора социальных услуг. Право на ее получение имеют граждане, названные в ст. 6.1 Закона о социальной помощи, в том числе: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий (подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»); 4) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 5) инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа указанных категорий и некоторых иных категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки в санаторно-курортные организации на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом гражданин, имеющий право на получение набора социальных услуг, может отказаться от их получения, и тогда ему будет назначена ежемесячная денежная выплата.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения призвана гарантировать предупреждение и компенсацию социальных рисков, которым подвержены разные группы субъектов (лица, реализовавшие свое право на труд; граждане, имеющие особые заслуги перед Отечеством; пострадавшие вследствие радиационных катастроф и др.). По существу именно специфика социального риска выступает в качестве основополагающего дифференцирующего критерия. При этом состав мер социального обеспечения, предусмотренных в отношении каждой категории граждан, формируется так, чтобы в системе социальных предоставлений также учитывались факторы, усугубляющие социальные риски или являющиеся основанием для реализации льготного подхода к той или иной категории граждан. Например, особенности военно-служебной деятельности являются основанием формирования государственного социального обеспечения военнослужащих, тогда как иные обстоятельства (основание поступления на службу, причина и тяжесть повреждения здоровья, продолжительность выслуги лет) учитываются при установлении для соответствующих категорий военнослужащих социального обеспечения в большем объеме или на льготных условиях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография"

Книги похожие на "Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Антипьева

Наталья Антипьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Антипьева - Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография"

Отзывы читателей о книге "Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.