» » » » Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие

Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие
Рейтинг:

Название:
Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие
Издательство:
ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Издание содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Обществознание». Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для школьников, студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.






Обществознание

Екатерина Васильевна ФилатоваШпаргалка : учебное пособие[битая ссылка] [email protected]

I. Общество

1. Общество. Обществознание

В связи с тем что определений у термина общество великое множество, сложно выделить единственно верное. Основных направлений для рассуждений о его содержании несколько: а) общество как группа людей, связанных общими целями и интересами (напр., «Общество любителей поэзии»); б) общество как обозначение социальной группы, слоя (напр., «высшее общество»); в) общество как совокупность жителей какой-то страны (напр., «российское общество»), этническая общность, часто обозначение групп населения по географическому признаку (напр., «западноевропейское общество» и пр.); г) человечество в целом; д) общество как этап развития человечества (напр., «примитивное» или «средневековое» общество). Формулировки конкретных определений зависят от подхода исследователя и конкретных темы и контекста.

Так или иначе, под обществом понимается группа людей – маленькая или огромная, – имеющих общие характеристики (от биологических до социальных, политических, культурных, экономических и т. п.); часть материальной природы, состоящая из личностей, наделенных волей и сознанием и связанных сложнейшей системой взаимодействия и объединения.

С точки зрения философии общество – это динамическая саморазвивающаяся система, совокупность постоянно взаимодействующих элементов, которая тем не менее сохраняет свою сущность и основные качества. В связи со сложностью структуры общества для его исследования введено такое понятие, как подсистема, имеющая те же характеристики, что и общество в целом, но ограниченная по выбранным исследователями критериям.

Обществознание как дисциплина включает в себя рассмотрение ключевых вопросов, необходимых молодым людям для успешной самоидентификации, определения собственной роли в жизни и построения гармонических отношений с окружающими. В связи с этим поднимаются проблемы, исследуемые науками, выходящими за рамки стандартной школьной программы: философией, социологией, культурологией, этнографией, правоведением и т. д.

2. Сферы жизни общества. Общественные отношения

Основными подсистемами, введенными для облегчения изучения всего многообразия общественной жизни, являются экономическая, политическая, духовная и социальная сферы.

Экономическая сфера включает в себя материальное производство, а также отношения между людьми в процессе этого производства, обмена и распределения.

Политическая сфера объединяет проблемы государства, права и собственно политики.

Под духовной сферой понимают различные формы и уровни человеческого сознания, которые в совокупности образуют то, что мы называем культурой, наукой, искусством и т. д.

Социальная сфера состоит из таких единиц, как классы, социальные слои, нации, а также регулирует их соотношение и взаимодействие.

Естественно, что такое деление условно, но оно облегчает исследование общества в целом. В частности, при исследовании общественных отношений, говоря об этих подсистемах, выделяют несколько основных подходов. В первом главным фактором, влияющим на развитие общества, считается экономика, т. е. материальные потребности человека; во втором – духовная жизнь, т. е. утверждается, что культура и наука определяют отношения между индивидами и состояние остальных подсистем; в третьем во главу угла ставится политическая жизнь общества; в четвертом – наиболее популярном в современном мире – утверждается равноценность всех сфер и постоянное их взаимодействие, в результате чего разделить их и определить главенствующую просто невозможно.

3. Природа и общество

Человек – неотъемлемая часть природы, значит, и общество как совокупность людей также есть часть окружающей среды. В философском понимании общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы на определенном этапе своего развития, но продолжает взаимодействовать с ней. В таком случае обществом называют всю совокупность людей, все формы их взаимодействия друг с другом и с окружающей средой.

Принято различать естественную (не тронутую человеком, дикую) и искусственную природу (она включает все предметы и объекты, испытавшие влияние человечества).

Именно в сравнении с естественной природой становятся понятны основные характеристики общества:

– наличие людей с собственным сознанием и волей;

– организация и управление (государство, общественные институты);

– существование общественных отношений и норм, их регулирующих;

– способность человека при помощи идей и собственной деятельности изменять окружающую среду и т. д.

Первоначально человек был вынужден подстраиваться под окружающий мир и потому считал себя зависимым от стихий, но с течением времени, углубляя знания о них и находя новые способы познания мира, он не только подчинил природу, но и изменил ее. Испокон веков именно природные условия – климатические и географические – определяли основные направления и уровень развития конкретного общества (отдельного племени, деревни, города, княжества, государства, цивилизации). В современном мире этот фактор продолжает играть очень важную роль, хотя уже не первостепенную, так как человек научился изменять природу в зависимости от своих потребностей. С другой стороны, географическое расположение и климатические условия все еще влияют на основные сферы экономической деятельности всех стран. К сожалению, постоянное использование природных ресурсов, часто бездумное, жестокое, поставило человечество на грань экологической катастрофы.

4. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль, обычаи, право

Межличностные отношения имеют некоторые всеми признаваемые и одобряемые ограничения и предписания, которые называются социальными нормами. Эти нормы – результат сознательной деятельности всех людей и обязательны для всех.

Нравственность – врожденная потребность человека, внутренняя установка действовать согласно совести и собственной воле.

Мораль – внешнее требование к поведению, совокупность представлений о добре и зле, правила, регулирующие межличностные отношения. Мораль имеет как «положительные» предписания (делай так-то), так и «отрицательные» (не делай так-то). Моральные нормы зависят от многих факторов, они относительны и разнятся в различных социальных группах, хотя имеют, как правило, общие для всех народов мира указания (напр., не убий, не укради, будь честен и т. п.). Соотношением морали и нравственности, добра и зла, должного и желательного занимается такой раздел философии, как этика.

Традиции и обычаи – закрепившийся набор представлений о правилах поведения, внешнее проявление моральных норм. Именно традиции и обычаи, как правило, способствуют передаче новому поколению знаний, опыта, моральных представлений и практических навыков предков.

Когда моральные нормы, традиции и обычаи становятся обязательными формально, т. е. когда государство или общество следят за их выполнением, а за их нарушение полагается некое наказание, вся эта система становится правом, а каждая отдельная ее часть – правовой нормой.

5. Аграрное, индустриальное, информационное общество

Человечество проходило разные ступени развития. Существует множество критериев для систематизации этих этапов. Как минимум принято различать традиционное общество и индустриальное. Традиционное общество (аграрное) основывается на обычаях и обладает жесткой и неизменной социальной структурой. В основе экономики такого общества лежат сельское натуральное хозяйство и примитивное ремесло. В результате сложных и длительных процессов традиционное общество трансформировалось. Экономика новообразовавшегося индустриального общества базируется на промышленности, причем широко применяется машинная техника. Сельское хозяйство в результате использования научных и технических новшеств становится более производительным. Социальная структура перестает быть такой жесткой, как ранее, активно проявляется социальная мобильность, в результате чего начинается отток крестьян из деревни в города. Кроме того, появляются новые социальные группы – буржуазия и промышленный пролетариат. Человек постепенно перестает приспосабливаться к окружающей среде и частично подчиняет себе природу.

Следующий этап развития общества – постиндустриальный: основой мировой экономики становится не производство, а сфера услуг, а наиболее ценными ресурсами – знания и информация. В связи с этим такое общество также принято называть информационным.

6. Общество как динамическая саморазвивающаяся система

В философии принято определение общества как динамической саморазвивающейся системы, которая способна при любых изменениях сохранять свою сущность. Это значит, что вне зависимости от того, что именно происходит в отдельных сферах жизни общества, сами сферы существуют и взаимодействуют постоянно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие"

Книги похожие на "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Филатова

Екатерина Филатова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.