Ирина Алебастрова - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография"
Описание и краткое содержание "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена исследованию взаимосвязей и взаимовлияния конституционализма и социальной солидарности. Последняя оценивается автором как парадигма конституционализма, проявляющаяся во всех его принципах и институтах. В свою очередь, будучи порождением потребности общества в укреплении солидарности, реальный конституционализм выступает одним из важнейших факторов ее развития. Через призму проблематики социальной солидарности в книге рассмотрены история и концепции конституционализма, его основные принципы и институты, а также современные проблемы и тенденции его развития. Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г. Предназначена широкому кругу просвещенных читателей, интересующихся проблематикой конституционализма как одного из величайших культурных достижений человечества.
Итак, в соответствии с принципом разделения властей функции, а следовательно, и полномочия между законодательными, исполнительными и судебными органами строго разграничены, данные органы не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, тем более подменять друг друга, осуществляют свою деятельность самостоятельно, но при этом контролируют друг друга с целью не допустить злоупотреблений, нарушения закона, народного суверенитета и свободы личности. При этом главная проблема реализации принципа разделения властей заключается в том, чтобы создать сильный парламент, а также сильный и независимый суд – как инструменты контроля за исполнительной властью (но не подмены ее!): поскольку наиболее мощной, могущественной и активной219, а следовательно, в наибольшей степени склонной к злоупотреблениям является именно власть исполнительная (в ее ведении находятся и силовые структуры, и финансы государства), две другие ветви власти должны обладать достаточными возможностями сдерживать ее от таких злоупотреблений.
В качестве гарантии таких важнейших принципов конституционализма, как свобода личности и народный суверенитет, принцип разделения властей получил чрезвычайно широкое признание в доктрине и распространение в конституционном законодательстве. Так или иначе он был использован уже в самых первых конституциях. Его значение в качестве фундаментального принципа конституционализма подчеркивается во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «…общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет Конституции» (ст. 16). Столь высокая оценка принципа разделения властей сохраняется в конституционно-правовой доктрине до наших дней, получая отражение в конституциях и законодательстве. Его отрицание – это лакмусовая бумажка диктаторских режимов.
Принцип разделения властей по-разному оформляется в конституциях зарубежных стран. В большинстве из них он не получил вербального выражения, а вытекает из конституционных положений о порядке формирования различных государственных органов, их полномочиях и взаимоотношениях друг с другом. Например, согласно Конституции США 1787 г. полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу США (ст. I), исполнительная власть осуществляется Президентом (ст. II), а судебная – Верховным судом США и нижестоящими судами, учреждаемыми Конгрессом (ст. III).
Особенности, а также степень глубины и последовательности реализации принципа разделения властей зависят от формы правления. Образцовыми моделями его реализации принято считать президентскую республику, а также парламентарные республику и монархию. При этом президентскую республику в доктрине подчас характеризуют как наиболее последовательную220 или жесткую модель разделения властей, а парламентские страны – как гибкую (мягкую)221. Впрочем, в юридической литературе высказывалось мнение о том, что в парламентарных странах принцип разделения властей отсутствует. Первым такую точку зрения – применительно к организации государственного механизма Соединенного Королевства – выразил известный английский конституционалист XIX в. У. Беджгот222. В американской правовой доктрине организационно-правовой механизм реализации принципа разделения властей получил название системы сдержек и противовесов.
Разделение функций и полномочий между государственными органами различных видов, но одного уровня (законодательными, исполнительными и судебными) в доктрине нередко именуется разделением властей по горизонтали. Но наряду с ним в демократических государствах существует также разделение властей между органами одного вида, но разных уровней (например, между общенациональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в федеративных государствах – также между федеральными органами и органами субъектов федерации. Такое разграничение полномочий называется разделением властей по вертикали.
Как и все прочие классические принципы конституционализма, принцип разделения властей не был реализован в том виде, в котором он задумывался его разработчиками. Но главная идея, которая за ним стоит, – о недопустимости узурпации власти и ее произвола по отношению к «маленькому человеку» – стала символом правового государства. Именно в это смысле данный принцип сохраняет свою значимость для поддержания и развития в обществе социальной солидарности.
2.2. Принцип социальной солидарности и идеи демократического государства в конституциях первой волны
Демократия явилась, пожалуй, наиболее важной новеллой конституционализма как политико-правовой парадигмы индустриального общества и главным показателем нарастания в нем тенденции солидарности. К блоку конституционных принципов, охватываемых понятием «демократическое государство», относятся народный суверенитет как важнейший из них, а также переосмысленный в его контексте государственный суверенитет и представительное правление. Анализ данных взаимосвязанных принципов представляется целесообразным начать с исследования государственного суверенитета как принципа, признанного исторически первым еще в доконституционную эпоху.
Государственный суверенитет (как и суверенитет вообще) в российском государствоведении традиционно понимается как особое качество власти (в данном случае – государственной), выражающееся в ее верховенстве, независимости, единстве, неделимости и неотчуждаемости223. Данный принцип предназначен для обоснования существования мощной централизованной власти над той или иной территорией и ее населением.
Принцип государственного суверенитета, считающегося одним из важнейших признаков государства и фундаментальных принципов конституционализма, был унаследован им (конституционализмом) от непосредственно предшествовавшего ему исторического периода абсолютизма: само зарождение данного термина было обусловлено необходимостью формирования и обоснования централизованной национальной государственности с целью преодоления феодальной раздробленности224. Именно на этапе абсолютизма он был разработан концептуально и оформлен юридически – одновременно с разработкой концепции суверенитета монарха. Последняя же имела целью обоснование притязаний монархов на власть в их противостоянии и борьбе с такими же притязаниями со стороны Папского престола (на сохранение власти в общеевропейском масштабе), более мелких феодалов (на сохранение власти в более скромных пределах своих государств-поместий) и императоров Священной Римской империи – в те времена, когда такое противостояние обострилось и, соответственно, вопрос о том, чья власть должна быть наиболее сильной, актуализировался. Данные притязания монархов «среднего уровня» были реализованы путем укрупнения государств – как правило, на национальной (этнической) основе, лишения феодалов их привилегий (правда, на деле в основном политических) и отказа Папе Римскому в претензиях на светскую власть225. Все эти устремления совпадали с интересами нового «третьего сословия», нуждавшегося в существовании стабильного и обширного пространства для формирования рынка, а также некой сильной власти, наличие которой давало гарантии увеличения мирных периодов существования общества, в которых нуждалась буржуазия для развития бизнеса.
Действительно, именно во второй половине XVII в., т. е. в период утверждения абсолютных монархий и национальных государств в Европе, отмечается уменьшение роли войны в осуществлении внешней политики государствами. Поэтому в борьбе за установление абсолютной монархии и формирование крупных суверенных государств-наций буржуазия поддерживала в соответствующих государствах монархов. По выражению А. Дж. Тойнби, «обнаружив, что мир разделен на небольшие экономические единицы, индустриализм… принялся переформировывать мировую экономическую структуру… Он пытается уменьшить количество экономических единиц и укрупнить их»226.
Идеи абсолютной власти захватили не только монархов, но и их подданных, а также целый ряд мыслителей, создавших идейное обоснование абсолютизма. Особое место среди них принадлежит французскому мыслителю и политику профессору права Ж. Бодену (1529 / 1530–1596), который в сочинении «Шесть книг о республике» («Les six livres de la Republique») сформулировал концепцию суверенитета. Данная концепция имела целью именно обоснование укрепления власти короля. Он объявлялся полностью ответственным за судьбу и благо народа, который однажды и навсегда передал ему свою власть, но ответственным лишь перед Богом: власть монарха характеризовалась как неограниченная. Никаких ограничений такой власти не существовало ни по объему, ни по сроку, ни в смысле наличия каких бы то ни было обязанностей, подкрепленных реальной ответственностью. При этом исключались как совместное осуществление монархом власти с кем бы то ни было, так и передача, уступка им своей власти. Именно такая власть – абсолютная, т. е. единая, неделимая и неотчуждаемая – была названа суверенной. Как верховный правитель монарх был объявлен олицетворением государства. Поэтому из его суверенитета выводился суверенитет государства в качестве механизма его правления, основополагающий принцип его внутренней и внешней политики. Как видно, государственный суверенитет концептуально был признан организационно-правовым механизмом реализации суверенитета субъекта, от которого исходит реальная власть в стране. Заслуга постановки акцента на разграничении суверенитета государства («общего субъекта») и суверенитета монарха как его носителя принадлежит Г. Гроцию227.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография"
Книги похожие на "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Алебастрова - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография"
Отзывы читателей о книге "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.





























