Э. Абдуллин - Теория музыкального образования

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Теория музыкального образования"
Описание и краткое содержание "Теория музыкального образования" читать бесплатно онлайн.
В учебнике излагаются основы теории музыкального образования, осуществляемого в учреждениях общеобразовательного типа. Теория музыкального образования рассматривается как учебный предмет, раскрывающий сущность данной области педагогической науки. Специальное внимание уделяется музыкальному искусству в образовательном процессе, личности ребенка в музыкально-образовательной системе, основным компонентам музыкального образования, личности и деятельности педагога-музыканта. Все разделы пособия представлены в совокупности с учебными заданиями и перечнем рекомендуемой литературы для студентов с целью развития у них профессионального мышления, формирования личностной позиции, творческого отношения к изучаемым проблемам.
Учебник адресован студентам, аспирантам, учителям музыки, педагогам-музыкантам в системе дополнительного образования, преподавателям высших и средних профессиональных учебных заведений музыкально-педагогической направленности, всем, кто интересуется проблемами музыкального образования.
2-е издание, исправленное и дополненное.
Говоря о музыкальном образовании, нельзя не иметь в виду и музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это и развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося; и развитие всех сторон его музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; интуиции и ассоциаций; и развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и даже композиционно-творческих умений и навыков и т. п.
Еще одно уточнение. Педагогика музыкального образования, в том числе теория музыкального образования, как уже отмечалось, изучает деятельность, связанную с музыкальным образованием, направленную на приобщение учащихся к музыкальной культуре в целом, а не только к музыкальному искусству. Вот почему Д. Б. Кабалевский при обсуждении вопроса о школьном учебном предмете настаивал именно на названии «Музыка», имея в виду музыкальную культуру, а не «Музыкальное искусство» и тем более «Пение».
Предназначение учебного предмета «Теория музыкального образования»
Эффективность деятельности педагогов-музыкантов во многом зависит от того, в какой мере они владеют теоретическими знаниями в области музыкального образования. Овладение теорией музыкального образования способствует:
• раскрытию значимости теории музыкального образования для педагога-музыканта;
• приобретению знаний о сущности теории музыкального образования, ее основных категориях, закономерностях, понятиях;
• формированию теоретического профессионального мышления;
• накоплению опыта творческого применения теоретических знаний в области музыкального образования в своей практической педагогической деятельности; становлению профессиональной позиции по отношению к актуальным вопросам музыкального образования;
• развитию способности самостоятельного обогащения профессиональных знаний, умений и навыков, опыта творческой музыкально-педагогической деятельности.
В содержании учебного предмета «Теория музыкального образования» рассматривается прежде всего общее музыкальное образование. Под общим музыкальным образованием понимается образование, направленное к каждому учащемуся, ибо общее среднее образование в нашей стране является обязательным. Оно осуществляется в школах, гимназиях, лицеях в рамках учебного предмета «Музыка» под руководством учителя музыки, который имеет среднее специальное или высшее педагогическое (музыкально-педагогическое) образование и работает по одной из учебных программ, в соответствии с Государственным стандартом общего образования.
Система музыкального образования включает в себя и дополнительное музыкальное образование, которое не является обязательным. Дети по желанию могут заниматься музыкой в студиях, кружках, в музыкальных школах, которые теперь официально называются «Музыкальные учреждения дополнительного образования детей» и др.
Основное предназначение таких учреждений заключается в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. При этом учитывается, что музыке, как писал А. Б. Гольденвейзер, «нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».[4]
Данная педагогическая установка продолжает действовать и в наши дни. Поэтому работа с детьми в музыкальных учреждениях дополнительного образования ведется по двум основным направлениям:
• общее музыкально-эстетическое развитие;
• подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в специальные учебные заведения для получения выбранной ими музыкальной специальности.
Музыканты, работающие в этой сфере, имеют среднее специальное или высшее музыкально-педагогическое или музыкальное образование с квалификацией педагог дополнительного образования.
1.2. Теория музыкального образования в подготовке педагога-музыканта
Сегодня теория музыкального образования выступает в качестве одной из учебных дисциплин, входящих в содержание вузовской теоретико-методической подготовки будущих педагогов-музыкантов. В основных образовательных программах и учебных планах высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» с профилем «Музыка»[5] или сдвоенными профилями – «Музыка» и, к примеру, «Дополнительное образование»,[6] – к таким дисциплинам отнесены:
• теория музыкального образования;
• методика музыкального образования;
• музыкально-педагогические практикумы;
• музыкальная психология и психология музыкального образования;
• история музыкального образования;
• основы исследовательской деятельности педагога-музыканта;
• практика.[7]
Изучение теоретических основ музыкального образования предвосхищает освоение курса «Методика музыкального образования», а последняя в опоре на усвоение теории направлена на познание и творческое, практическое применение будущими педагогами-музыкантами основных методов, средств и форм организации процесса музыкального образования, изучение различных школьных и внешкольных программ по музыке и методических рекомендаций в области общего и дополнительного музыкального образования.
Одновременно с теорией и методикой музыкального образования вводятся «Музыкально-педагогические практикумы», задача которых – привить будущим педагогам музыкантам практические навыки по руководству, педагогической организации всеми имеющими место видами музыкальной деятельности школьников.
Следующая дисциплина «Музыкальная психология и психология музыкального образования» призвана создать надежный фундамент для того, чтобы психологический аспект музыкального образования осуществлялся на высоком профессиональном уровне.
Вместе с изучением музыкально-педагогических проблем в психологическом ракурсе начинается и изучение дисциплины – «История музыкального образования», в которой вопросы теории и методики музыкального образования рассматриваются как в историческом аспекте, так и в плане прослеживания их связи с современностью.
Необходимо особо выделить два предмета профессионально ориентированного теоретико-методического цикла вузовских учебных дисциплин, как бы стоящие над остальными: «Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта» и «Практика».
1. Дисциплина «Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта» ставит задачу познакомить будущего педагога-музыканта с основами исследовательской деятельности, которая получит конкретное выражение в выпускной квалификационной работе.
2 «Практика», центральным компонентом которой является педагогическая практика в учреждениях общего основного и дополнительного образования, выступает (вместе с выпускной квалификационной работой) в качестве индикатора для выявления того, как усвоены будущим педагогом-музыкантом профессионально ориентированные теоретико-методические дисциплины, в том числе и «Теория музыкального образования». В содержание вузовской подготовки входит также и культурно-просветительская практика.
Столь широкая и многокомпонентная теоретико-методическая подготовка педагога-музыканта в вузе объясняется необходимостью создания системы, обеспечивающей возможность разработки студентом собственной модели общего и или дополнительного музыкального образования, которая отвечала бы его личностным особенностям как музыканта и педагога и в то же время решала бы актуальные задачи, которые ставит перед школой и системой дополнительного образования общество.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основное содержание дисциплины «Теория музыкального образования».
2. Раскройте основные задачи изучаемого курса и объясните необходимость их решения для становления профессионального мастерства педагога-музыканта.
3. Почему термин «музыкальная педагогика» считается недостаточно корректным в научном понимании?
4. Что означает термин «профессиональный тезаурус»?
5. Охарактеризуйте современное понимание термина «музыкальное образование» и укажите его основные разновидности.
6. Раскройте содержание термина «общее музыкальное образование».
7. Охарактеризуйте содержание термина «дополнительное музыкальное образование».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теория музыкального образования"
Книги похожие на "Теория музыкального образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Э. Абдуллин - Теория музыкального образования"
Отзывы читателей о книге "Теория музыкального образования", комментарии и мнения людей о произведении.