» » » » Вячеслав Буланов - Основы социально-экономической теории развития человека. Монография


Авторские права

Вячеслав Буланов - Основы социально-экономической теории развития человека. Монография

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Буланов - Основы социально-экономической теории развития человека. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Буланов - Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Рейтинг:
Название:
Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы социально-экономической теории развития человека. Монография"

Описание и краткое содержание "Основы социально-экономической теории развития человека. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена дальнейшему совершенствованию экономической теории развития человека, разрабатываемой специалистами ПРООН и доводимой до читателей в регулярно публикуемых докладах начиная с 1990 г. В монографии предложены новые теоретико-методологические подходы к характеристике природы социально-экономического развития человека, показана возрастающая роль социальной сферы экономики и социальной политики государства, социально-трудовых отношений и институционального механизма в развитии человека и общества в целом, раскрываются основные категории этой теории и эффективность социальных инвестиций. Учитывая большую роль социальной сферы в развитии человека, а также учитывая то, что не все проблемы данной теории рассмотрены, мы назвали работу «Основы социально-экономической теории развития человека». Книга может представлять интерес для специалистов в области общественных наук, а также для студентов, аспирантов, докторантов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами социально-экономического развития человека.






Некоторые сторонники автономизации науки утверждают, что поскольку познавательные структуры науки социально обусловлены, постольку в самих познавательных структурах заложены отрицательные последствия научного прогресса и вся вина за эти последствия ложится на саму науку. Конечно, наука несет свою долю ответственности, но и общество, государство также несут ответственность за отрицательные последствия научного прогресса. Методологическая ошибочность подобных рассуждений заключается в том, что «социальная обусловленность развития науки отождествляется здесь с социальной обусловленностью ее практического применения, и самой науке приписывается та роль в ее использовании, которую может играть лишь общество» [24, с. 467]. Движущей силой научно-технической революции выступает общественная практика, наука же является начальным звеном революционизирующего воздействия на производство в современный период. Сегодня без накопления опыта, без развития познания (высшей формой которого является наука) человек не мог бы совершенствовать свою практическую деятельность, улучшать технику, развивать производство и самого себя. Познавая все глубже законы развития природы, человек выделяется из нее, возвышается над ней, но не отрывается от нее.

Знания, создаваемые в науке, передаются через систему образования обучающимся. Образование в этом случае выступает в роли посредника системы науки, играя роль как бы двойника науки и роль матрицы второго порядка, если использовать термины генетики. С этой матрицы при взаимодействии с обучающимися осуществляется последовательная передача знаний, выработанной наукой («ядерной ДНК»), через преподавателей, учебники и т. д. («информационную РНК») на запоминающие участки мозга (память) обучающегося, где они перерабатываются и откладываются, образуя определенную структуру и выполняя определенную функцию. Отдельные слова, термины исполняют роль знаний только в результате тесной (адекватной) взаимосвязи и взаимодействия с другими словами, как внутри отдельного человека, так и во взаимосвязи с окружающей средой, т. е. когда отдельное знание обогащается, усложняется, превращаясь в комплекс знаний, который, в свою очередь, благодаря дифференциации превращается в определенную целостность, систему. Система знаний продолжает развиваться и воспроизводиться, в ней каждое отдельное знание или их совокупность превращаются в отдельный орган этой системы, выполняющий отдельную функцию. Отдельные функции вступают во взаимодействии с собой и с окружающей средой. При этом отдельные связи могут разрушаться, распадаться, но их носители могут сохраняться в структуре системы.

Таким образом, система знаний как единство структуры и функции представляет собой явление, свойство которого реализуется в отношении к другим объектам, во взаимодействии с ними, т. е. в его функционировании. Единство структуры и функции достигается в конечном итоге путем взаимодействия составляющих ее подсистем в динамике. Этим достигается устойчивость и надежность самоорганизующихся систем.

2.3. Образование как производитель и транслятор знаний и духовных ценностей

Как отмечено выше, в понятие «культура» в широком смысле входит образование (обучение и воспитание). Образование как социальный институт возникло относительно недавно, хотя в форме обучения как передаче опыта от старших к младшим, от поколения к поколению существовало, можно сказать, всегда, т. е. оно возникло еще до появления человека разумного. Как организованная система образование в Европе стало складываться в эпоху Средневековья в рамках христианской церкви и было направлено на обучение и воспроизводство представителей определенных статусных групп, прежде всего духовного сословия, т. е. носило элитарный характер. Только с конца ХIХ в. в Европе начался процесс становления массового образования. В ХХ в. был сделан гигантский шаг по становлению массового образования во всем мире. Гигантский шаг по внедрению массового образования был сделан и в России, прежде всего в рамках бывшего СССР.

Как отмечает П. В. Агапцов, «образование – 1) как социальный институт представляет систему, охватывающую совокупность статусов и ролей, норм и ценностей социальных организаций (школ, университетов, академий), отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее становления и адаптации к определенным общественным отношениям; 2) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; 3) элемент духовного производства, представляющий собой важнейший фактор движения и распределения знаний» [23, с. 74]. Оно выполняет ряд функций: трансляция культурного наследия (передача ценностей господствующей культуры, специфика культуры определяет специфику образования), генерирование и хранение культуры общества; социализация личности, ее интеграция в общество [23, с. 74].

Довольно емкое определение дано в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 1), принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [25]. Воплощение в жизнь указанных установок позволяет подготовить всесторонне развитую личность. Но это требует больших усилий как педагогов, так и самих обучающихся и весьма сильную мотивацию.

В условиях ослабления роли религии и семьи, значение образования как социального института в области социального контроля существенно возрастает. Образование – это в то же время и определенный способ социальной стратификации людей в соответствии с их способностями и достижениями, что оказывается позитивным фактором для общества в целом [23, с. 75]. В образовании имеет место наличие четкой системы распределения ролей: учитель – ученик, воспитатель – воспитуемый, педагог и ученый. Различают образование социальное, профессиональное, непрерывное, социологическое и т. д. В процессе образования человек из объекта воздействия становится субъектом самостоятельной деятельности и общественных отношений, формируется как личность.

Образование взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Производственная сфера формирует материальную базу образования, обусловливает его содержание через изменение структуры дисциплин, перечня специальностей и профессий. Политическая сфера также оказывает большое влияние на структуру и содержание образования. Масштаб этого влияния зависит от форм государственного устройства и типа политического режима. Духовная сфера действует на систему образования через нормативные установки, нравственные ценности и традиции определенной культуры. В то же время образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность. В этой системе взаимодействуют различные социальные группы – ученический (студенческий) коллектив, педагогический коллектив, родительский коллектив (семья) и администрация учебного заведения. Другими словами, образование представляет собой особый социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества. Тем самым образование представляет собой синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации личности [23, с. 76], т. е. формирует умение жить и взаимодействовать в обществе [23, с. 77].

В этом смысле образование, да и весь социально-культурный комплекс целесообразно было бы относить не к сфере услуг, как сегодня это представлено в статистической классификации видов деятельности РФ, в государственных экономических документах, в экономической литературе, а выделить в самостоятельный сектор, а именно в сектор культурно-интеллектуальный (наряду с аграрным, индустриальным и сектором услуг), деятельность которого направлена на формирование и развитие человека как социального индивидуума, как личности, на развитие его способности к труду, творчеству (креативный работник), к выполнению общественных и государственных обязанностей (законопослушный гражданин), активно участвующего в политических процессах, способного на равных участвовать в мировой хозяйственной деятельности, политике и культуре.

Собственно, об этом свидетельствует и определение образования, данное в вышеупомянутом законе, и определения, данные двум составным частям образования – воспитанию и обучению. Так, в п. 2 ст. 2 закона записано: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [25].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы социально-экономической теории развития человека. Монография"

Книги похожие на "Основы социально-экономической теории развития человека. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Буланов

Вячеслав Буланов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Буланов - Основы социально-экономической теории развития человека. Монография"

Отзывы читателей о книге "Основы социально-экономической теории развития человека. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.