» » » » Влада Лукьянова - Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография


Авторские права

Влада Лукьянова - Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография

Здесь можно купить и скачать "Влада Лукьянова - Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Влада Лукьянова - Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография
Рейтинг:
Название:
Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография"

Описание и краткое содержание "Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются актуальные вопросы технического регулирования экономики и предпринимательской деятельности в условиях вступления России в ВТО. В частности, исследуется понятийный аппарат в сфере технического регулирования, а также анализируются проблемы совершенствования законодательства о техническом регулировании. Большое внимание уделяется таким вопросам, как правовая природа технических регламентов, стандартизация как средство обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса, сертификация продукции, работ и услуг, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Законодательство приводится по состоянию на май 2015 г. Предназначается преподавателям юридических и экономических вузов, студентам, магистрантам, аспирантам, а также всем, кто интересуется данной темой исследования, в том числе специалистам и практикующим юристам.






Однако в реальности Закон о техническом регулировании оказался неработающим, а цели реформы технического регулирования не достигнуты49. Причин здесь много, которые условно можно подразделить на недостатки самого Закона и проблемы организационно-системного характера. Коротко рассмотрим их. Прежде всего надо обозначить внутренние недостатки Закона.

1. Действие Закона о техническом регулировании не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг. Интересно другое: оставив за пределами действия Закона о техническом регулировании в сферах связи, охраны труда, образования, бухгалтерского учета, аудита, эмиссии ценных бумаг, медицины и экологии, законодатель сохранил обязательность действующих в этих сферах технических норм и систему регулирования50. Одним словом, сфера действия Закона – особый предмет изучения.

Далее, в настоящее время имеет место несогласованность норм Закона о техническом регулировании с положениями других федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих сходные отношения. Закон о техническом регулировании не стал центральным законодательным актом в этой сфере.

Как уже отмечалось выше, в Законе о техническом регулировании отсутствует определение понятия «объекты технического регулирования», что вызывает на практике значительные трудности в применении, поскольку недостаточно четко сформулирован круг объектов технического регулирования.

2. Системообразующей проблемой российского законодательства о техническом регулировании является следующее: а) реализация большой части норм Закона о техническом регулировании напрямую связана с принятием подзаконных нормативных актов и главным образом актов Правительства РФ. Однако приходится констатировать, что значительная часть этих актов отсутствует; б) крайне плохо обстоит дело с принятием технических регламентов. Для справки: в определении Верховного Суда РФ от 14 января 2009 г. (дело № 5-Г 08–105) читаем: «На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят». И это за семь лет реформы технического регулирования, тогда как по подсчетам специалистов их должно быть более шестьсот51; в) в обновленной редакции Закона о техническом регулировании (п. 1 ст. 9) технический регламент, разработанный в порядке, установленном настоящей статьей, принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. В то же время новелла Закона не привела к росту технических регламентов.

3. На формирование технического законодательства России опосредованное воздействие оказывает судебная практика. Необходим глубокий ее анализ с участием специалистов в сфере технического регулирования. Для примера: в деле № 5-Г 08–105 Верховный Суд РФ аргументирует свою позицию о применении обязательных требований ГОСТ Р 52044–2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Другой пример: в решении Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. (дело № АКПИ14–1259) проводится разграничение между понятиями «нормативно-технический документ» и «нормативный правовой акт». В решении записано: «Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации “О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии” Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044–2003, являются нормативными (техническим) документами, а не нормативными правовыми актами». Вопрос: в чем же различие между ними?

В итоге мы считаем, что в России необходимо разработать и принять Концепцию по модернизации технического законодательства как составной части российского законодательства с учетом внутренних и внешних факторов.

Глава 2

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

§ 1. Понятие, цели принятия и содержание технических регламентов

Технические регламенты как особая категория актов были введены в систему российского законодательства не так давно – в конце 2002 года, когда был принят Закон о техническом регулировании. Статьей 2 этого законодательного акта (в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”»52) технический регламент определен как «документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации53)».

Как известно, в Советском Союзе и впоследствии в Российской Федерации существовала развитая система государственной регламентации вопросов качества и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, основу которой составляли государственные стандарты. Эта система позволяла учесть и согласовать требования, предъявляемые к сырью, материалам, комплектующим изделиям, полуфабрикатам и готовой продукции, обеспечить создание изделий с заранее заданными свойствами, устраняя при этом «ненужное многообразие изделий»54, и в рамках плановой экономики функционировала достаточно эффективно. Однако переход к рыночной экономике, ориентация на качественно новое развитие основных экономических институтов и экономики страны в целом потребовали коренной модернизации этой системы. И Закон о техническом регулировании стал одним из важнейших инструментов формирования государственной политики, призванной обеспечить новые условия хозяйствования. Он заложил основные направления реформирования системы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам ее производства и обращения, а также диктующей алгоритмы контроля за соблюдением этих требований со стороны государства, общества и субъекта хозяйствования, обозначив ее как «систему технического регулирования». Ключевым элементом этой системы был провозглашен технический регламент – документ, основное содержание которого составляет нормирование параметров опасных или вредных факторов, которые при определенных условиях могут нанести вред здоровью людей, окружающей природной среде или имуществу, вследствие чего контактирование с ними нуждается в регламентации. Количественной и качественной оценкой опасности взаимодействия с такими факторами выступает категория риска, приемлемость которого оценивается по целому ряду направлений55:

безопасность излучений;

биологическая безопасность;

взрывобезопасность;

механическая безопасность;

пожарная безопасность;

безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

термическая безопасность;

химическая безопасность;

электрическая безопасность;

радиационная безопасность населения;

электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений;

другие виды безопасности, без регламентирования которых невозможно достижение целей технического регулирования.

Кроме установления требований безопасности, в первую очередь – требований технических (точных либо интервально определяемых параметров и характеристик каждой единицы продукции, требований к организации и технологии производственных процессов и т. д.), правовыми актами в сфере технического регулирования могут определяться механизмы и инструменты обеспечения выполнения этих требований. К таковым, в частности, относятся правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования предъявляемым к ним требованиям, необходимые испытания и исследования объектов технического регулирования, методы и методики их проведения и т. д. Причем исполнение этих актов должно обеспечить совмещение и сбалансированность двух различных, а порой и конфликтующих установок: «саморегулирование экономики – конкуренция – интересы субъектов хозяйствования» и «стабильность – безопасность – права потребителей», поскольку система технического регулирования базируется на презумпции минимизации вмешательства государства в экономику. А это значит, что установленные требования не должны служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей технического регулирования56. Таким образом, значение технических регламентов состоит в том, что они выступают в качестве единых и постоянных (стабильных) критериев безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителя выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой – указывая потребителю, какой эта продукция должна быть. Вместе с тем они призваны повысить значимость обязательных требований к продукции и связанными с требованиями к ней процессам ее производства и обращения, сделать эти требования более стабильными и юридически конкретными, воспрепятствовать их произвольному толкованию и применению. И в этом состоит коренное отличие технических регламентов от действовавшей до вступления в силу Закона о техническом регулировании системы государственных и отраслевых стандартов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография"

Книги похожие на "Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Влада Лукьянова

Влада Лукьянова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Влада Лукьянова - Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография"

Отзывы читателей о книге "Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.