» » » » Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие


Авторские права

Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам. Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.






Во второй половине 20-х годов XIX века на смену романтизму в лирике Пушкина приходит реализм, то есть изображение жизни такой, какая она есть без прикрас, осмысления и идеализации. Пушкин называл себя «поэтом действительности», поэтому пейзажи в его произведениях начинают смешиваться с картинами русской жизни, более значительными становятся бытовые детали. Теперь герой – человек определенной эпохи и определенной среды, и, знакомясь с ним, читатель сразу понимает, к какому культурному слою он относится. Появляются слова, которые можно обобщить понятием «интеллигентское просторечие» – разговорные слова, не входящие в литературную речь, но которые может себе позволить образованный человек. Сама действительность свободно входит в сознание Пушкина и в его стихи, теперь уже нет деления на «высокую» поэзию и «низкую» жизнь. Все, что есть в жизни – достойно стать предметом поэзии.

В 1830 году выходит стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый», представленное как разговор поэта и критика о том, что действительность не такая, какой она рисуется в воображении, а совершенно другая:

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,

За ними чернозем, равнины скат отлогой,

Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса?

Критик хочет увидеть что-то веселое и красивое, но поэт отказывается, так как реальность не такая. Мы видим, насколько сильно изменилось пушкинское понимание природы, как сильно изменились пейзажи в его произведениях. Пушкин будто полемизирует с ранними идиллическими картинами, иронически перепевает стихи 1819 года («Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»)).

В поздней поэзии меняется география пейзажа (не экзотический романтизм, а средняя полоса и северо-запад России), где Пушкин находит поэзию среди самых обычных видов. Это уже новый взгляд на природу и новая роль пейзажа: Пушкин изображает природу такой, какая она есть, реальная и не приукрашенная. В стихотворении «Осень» (1833) пейзаж помогает Пушкину передать самое сложное – процесс творчества. От описания осени и повседневной жизни поэт переходит к самому процессу творчества, но он показывает только его начало. Все остальное – тайна:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

В «Осени» происходит соединение пейзажа с размышлениями. Любовь к жизни, ее приятие при очень трезвом на нее взгляде – характерная черта творчества Пушкина того времени. Изображение природы у позднего Пушкина становится частью философской лирики.

Лекция № 8

Историзм Пушкина

Историзм – характерная черта зрелого творчества Пушкина. Наиболее ярко формирование историзма проявилось в работе над «Евгением Онегиным», «Капитанской дочкой» и «Борисом Годуновым».

Еще В. Г. Белинский говорил, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Он же отметил особую зрелость VII и VIII глав романа «Евгений Онегин», в которых историзм Пушкина проявился в полной мере. На первый план выступают взаимоотношения человека и истории, а автор объясняет поступки и поведение героев не роком или судьбой, как это было принято в романтической традиции, а тем, как влияет действительность и окружающая жизнь на человека.

Пушкин верил в поучительную роль истории и придавал ей большое значение с самого начала своего творческого пути. Декабристы в свое время также придавали большое значение прошлому и истории, и это отразилось в написанной в 1817 году оде «Вольность», где Пушкин обращается к историческому прошлому Франции и России, к образам короля Людовика XVI и Наполеона.

Стремясь охарактеризовать главного героя романа «Евгений Онегин» как человека образованного, Пушкин дает ему следующую характеристику:

И дней минувших анекдоты,

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Комментируя роман, литературовед Ю. М. Лотман объяснял, что анекдотами в то время назывались исторические очерки, а это значит, Онегин хорошо знал историю.

В конце «Евгения Онегина» судьба главного героя, как «лишнего человека», погружается в исторический контекст. Таков строй русской жизни, что даже лучшие люди эпохи не могут найти применение своим силам. То есть реалистическая традиция в литературе не может существовать без исторических отсылок, без историзма реализм немыслим.

В реалистическом произведении, в отличие от романтического, время конкретно: под этим подразумевается включение произведения в контекст исторических реалий и способность изобразить в нем современность. Первая глава романа написана в 1819 году, последняя – весной 1825 года, и тем не менее Белинский считал роман историческим произведением (настолько достоверно Пушкин изобразил русскую жизнь).

Историзм Пушкина проявился в его зрелой лирике. В стихотворении «Вновь я посетил…» (1835) Пушкин подчеркивал свое понимание взаимоотношений человека и истории – скорее философское, нежели бытовое: «и сам, покорный общему закону, переменился я».

Говоря об историзме Пушкина, нельзя не упомянуть драму «Борис Годунов». Автор посвятил свое произведение историку Н. М. Карамзину, потому как приступил к работе над драмой в конце 1824 года, сразу после выхода XI тома «Истории государства Российского», который как раз описывал царствование Бориса Годунова (11 (21) февраля 1598–13 (23) апреля 1605).

Пушкин в работе над своим произведением не только опирался на труды историков, но и самостоятельно работал над сбором информации, систематизировал исторические документы, найденные в архивах, составлял хронологию событий с большим вниманием к деталям. Таким образом в драме «Борис Годунов» появилось несколько эпизодов, которых нет в «Истории…» Карамзина: описание смерти Федора Иоанновича, рассказ о слепце Афанасии Пушкине и др.

Каждое историческое произведение Пушкина тесно связано с современностью, и «Борис Годунов» не исключение. Драма была закончена в ноябре 1825 года – накануне важнейших социально-политических событий (восстание декабристов, смерть старого и коронация нового императоров). Пушкин не случайно выбирает те исторические события, которые помогают лучше понять процессы, происходящие в современности, и, видимо, ему это мастерски удается: не только цензура не допустила «Бориса Годунова» к публикации, но и сам император Николай I наложил на произведение резолюцию: надо переделать. В результате «Борис Годунов» увидел свет спустя пять лет – в конце декабря 1830 года с датой издания 1831 год, а для представления на сцене драма была запрещена вплоть до 1866 года.

Лекция № 9

Романтическая лирика А. С. Пушкина

Расцвет романтической лирики пришелся на 1820–1824 годы. В тот период в творчестве поэта преобладают идеи необходимости преобразования общества (ода «Вольность»), Пушкина волновали вопросы равенства, гуманизма, проблема крепостного права («К Чаадаеву»).

Перемены во внешней жизни поэта (1819 год и Южная ссылка (1820–1824 годы)) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин пишет стихотворение «Возрождение», где, говоря о судьбе картины, поэт размышляет о самом себе. В конце стихотворения Пушкин осознает, что надо вернуться к своему собственному неповторимому поэтическому голосу:

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

Как подметил пушкинист Б. Томашевский, первые дошедшие до нас стихи Пушкина напоминали зрелого поэта, но Пушкин понимал, что, для того чтобы стать поэтом, надо учиться у своих предшественников. Такое «ученичество» соответствовало представлению классицистов о необходимости подражать образцам. В то время Пушкин называл себя учеником «школы гармонической точности» (Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский).

В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило» (1820).

Ключевое понятие романтизма – свобода. В первую очередь – свобода политическая, но важную роль играет и свобода творческая. Романтизм, пришедший на смену классицизму в 20-е годы XIX века, проповедовал отказ от канонов, поэтому Пушкин смело отказывается от штампов классицизма. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров – элегии и дружеского послания, что было совершенно не свойственно поэтической традиции классицизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие"

Книги похожие на "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анастасия Сарычева

Анастасия Сарычева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анастасия Сарычева - Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.