» » » » Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография


Авторские права

Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография

Здесь можно купить и скачать "Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография
Рейтинг:
Название:
Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография"

Описание и краткое содержание "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой переработанную диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук, защищенную в Институте социологии РАН в феврале 2011 г. Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий». Данная работа обращена к широкому кругу читателей, интересующихся Интернетом и новыми онлайновыми методами социологических исследований. Результаты и выводы работы будут полезны для социологов, работающих в сфере качественных и интернет-исследований, и могут быть рассмотрены как методические рекомендации и практические руководства.






Таким образом, мы приходим к выводу, что характеристики, которые делают группу людей, общающихся между собой, онлайн-сообществом, связаны не с пространством, а зависят от таких сущностных характеристик, как разделяемые интересы, значимые темы, общепринятая история, социальная иерархия, существующие ритуалы, нормы или границы.

Что же происходит с когнитивной моделью времени в Интернете? Возможность временного разрыва между сообщением и ответом на него – асинхронность – является одной из ключевых характеристик некоторых форм интернет-коммуникации (социальная сеть, форум, блог, электронная почта). У. Митчелл показывает, что в асинхронной коммуникации нет ничего необычного. Гонцы, почта и другие, более современные средства позволяют фиксировать сообщение на том или ином носителе и передавать не только дистанционно в пространстве, но и во времени. Асинхронность в данном случае может восприниматься как некоторое ограничение. Однако синхронность далеко не всегда является преимуществом, особенно в современном мире, когда человек включен во множество коммуникаций. Асинхронность части этих коммуникаций дает возможность человеку спокойно распоряжаться своим временем, перераспределять свое внимание. В конечном счете синхронную коммуникацию имеет смысл воспринимать только как предельный вариант асинхронной, в которой временной разрыв сведен к минимуму [138, р. 16].

Однако продолжительность промежутка между репликами в ходе асинхронной коммуникации в Интернете должна быть приемлема для участников коммуникации, так чтобы не возникало ощущение прерывания, ухода от коммуникации. Как совершенно справедливо заметила А. Миркам, «чтобы присутствовать в киберпространстве, нужно научиться себя там проявлять (embodied). Проявлять себя там – это участвовать. Участвовать – это достаточно хорошо знать правила взаимодействия (interaction) и движения (movement), <…> потому что движение и взаимодействия создают проявленное присутствие (embodied presence)» [135, р. 23–24]. Другими словами, только активное действие (высказывание) может свидетельствовать о присутствии человека в пространстве интернет-коммуникации. Пассивный просмотр интернет-страниц, чтение каких-либо обсуждений на форумах, в блогах не является в этом смысле присутствием в коммуникативном пространстве, проявленным присутствием.

В зависимости от формата коммуникации длительность приемлемого промежутка между репликами может сильно варьироваться. В рамках переписки по электронной почте нормальным может быть промежуток в сутки и более; в рамках общения на форумах и блогах – несколько часов; в чатах задержка ответа в десятки минут может свидетельствовать о прекращении коммуникации.

Д. Якобсон, рассуждая о временных разрывах во время синхронной КОК, отмечает, что обмен репликами в таком формате требует в 4–5 раз больше времени, чем при личном общении, и участники онлайн-общения пытаются поддерживать поток общения в быстром темпе, выражаясь кратко и сжато. Если в рамках общения лицом к лицу значение молчания может быть проинтерпретировано с помощью невербальных знаков, задержка ответа в КОК может явиться причиной возникновения неоднозначности и тревоги. Отсутствие ответа может трактоваться совершенно по-разному. Участники пытаются устранить неопределенность, продолжая отправлять свои сообщения, которые сигнализируют об их присутствии и их включенности в диалог [99, с. 188–189]. На обратную сторону подобного рода коммуникации указывает Б. Марков, отмечающий, что аргументация требует проверки и осмысления, а на это обычно нет времени. Преимущество скорости, таким образом, превращается в недостаток. Вопросы, ответы, комментарии идут синхронно, и тут не остается времени для формирования собственного мнения [65, с. 477].

Для обдуманных суждений больше подходит асинхронный формат коммуникации. Однако такая коммуникация дает пользователям не только время для продумывания и составления своих сообщений, но и возможность для избирательной самопрезентации, что приводит к совершенно другим межличностным впечатлениям, чем они могли бы быть в ходе синхронной КОК или взаимодействия лицом к лицу. И здесь мы можем перейти к еще одной отличительной черте интернет-взаимодействия – автономности участников коммуникации, что при отсутствии ряда коммуникационных кодов (виртуальных, голосовых и т. д.) приводит к анонимности участников коммуникации, возможности выстраивать идентичность, отличную от реальной.

1.4. Анонимность и конструирование идентичности

Вопрос об анонимности человека в Интернете – наверное, одна из самых активно обсуждаемых тем не только среди ученых, но и среди политиков, законодателей. М. Кастельс отмечает, что долгое время Интернет оставался приватным пространством, что обеспечивалось «благодаря анонимности сетевой коммуникации, а также вследствие технических проблем с отслеживанием отправителей информации и идентификацией содержания сообщений, передаваемых с использованием интернет-протоколов» [44, с. 198].

Тема идентичности в современных социальных науках вызывает постоянный интерес. Как отмечает Е. Горошко, если раньше идентичность рассматривалась как нечто стабильное, неизменчивое, то сейчас о ней говорят в посмодернистской интерпретации, через категории конструирования, составления из множественных частей [19, с. 148]. Такой пересмотр точки зрения вызван тем, что в современном западном мире в эпоху развития капитализма, общества потребления и плюрализма размываются жесткие социально-классовые, религиозные и иные ценностные модели. Человек нуждается в постоянной самоидентификации, выстраивании своей идентичности. Работа индивида по формированию своей идентичности тесно увязана с освоением нарративного дискурса и с практиками потребления [69, с. 29; 91, с. 287].

Интернет как ненасыщенный коммуникационный медиум дает людям большую свободу для формирования идентичности. В повседневной жизни наши усилия по самопрезентации обычно ограничены тем, что мы не можем изменять свой облик. Хотя физические характеристики в известной степени корректируются благодаря косметике или моде, в целом они практически неизменны. В виртуальном пространстве Интернета тело не является «неотчуждаемой собственностью». То, как человек «выглядит» в глазах другого, зависит исключительно от информации, которую он о себе сообщил [76, с. 204–206]. А. Горных и А. Усманова говорят об Интернете как о месте распада автономного эго и производстве символической идентичности [18, с. 269], Д. Иванов – о размытой и изменчивой идентичности в Интернете [38, с. 63], У. Митчел – о манипулятивной, не полностью телесной, интеллектуальной фабрикации идентичности в Интернете [138, р. 10].

Все эти позиции, безусловно, имеют под собой основания. Они тесно связаны с базовой идеологемой Интернета и представлениями о киберпространстве как месте свободы, безграничности, бестелесности и т. п.11 Относиться к этой ситуации, на наш взгляд, нужно как к данности, избегая каких-либо оценочных суждений. В этом смысле мы солидарны с позицией Г. Рейнгольда, который еще в 1993 году призывал смотреть на особенности коммуникации в Интернете как на данность. Маски и самораскрытие являются частью грамматики киберпространства, так же как визуальный ряд и монтаж являются частью грамматики телевидения. Грамматика КОК-медиа включает синтаксис игры с идентичностью: новые идентичности, фальшивые идентичности, множественные идентичности [147, р. 147–148].

В контексте настоящей работы, посвященной методу ОФГ, важными для нас являются следующие вопросы: каким образом у участников текстового общения составляются представления друг о друге и как эти онлайн-представления соотносятся с офлайн-реальностью. При наборе участников ОФГ исследователь отбирает людей, соответствующих определенным критериям. Поэтому в рамках опосредованной коммуникации в Интернете важно понять, кто именно скрывается за той или иной виртуальной личностью.

Основными элементами презентации себя в Интернете долгое время были «никнеймы» (nickname) – сетевые прозвища и «аватары» или «юзерпики» (user pic) – визуальные образы. По ним не всегда можно легко определить даже базовые характеристики человека, типа пола или возраста. Неудивительно, что исследователи по-разному относятся к возможности полноценной коммуникации в Интернете, без искаженных представлений об идентичности общающихся друг с другом.

Как отмечают исследователи, при формировании представлений о человеке в рамках текстовой интернет-коммуникации в блогах, форумах, чатах важную роль играет лингвистический стиль. Д. Якобсон пишет, что такой стиль включает в себя «языковую интенсивность, вербальную непосредственность и лексическое разнообразие. В дополнение к выбираемым словам на способы представления образов также влияют и паралингвистические указатели» [99, с. 183]. А. Миркам указывает, что для понимания идентичности человека в Интернете значимы все элемента текста, вне зависимости от того, намеренны они или нет. Вся информация об онлайн-персоне обычно заключена в форму и содержание написанного текста [135, р. 22].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография"

Книги похожие на "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Лебедев

Павел Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография"

Отзывы читателей о книге "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.