» » » » Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография


Авторские права

Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография

Здесь можно купить и скачать "Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография
Рейтинг:
Название:
Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография"

Описание и краткое содержание "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой переработанную диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук, защищенную в Институте социологии РАН в феврале 2011 г. Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий». Данная работа обращена к широкому кругу читателей, интересующихся Интернетом и новыми онлайновыми методами социологических исследований. Результаты и выводы работы будут полезны для социологов, работающих в сфере качественных и интернет-исследований, и могут быть рассмотрены как методические рекомендации и практические руководства.






П. А. Лебедев

Онлайновые фокус-группы

Возможности ограничения и особенности процедуры

Монография


[email protected]

Информация о книге

УДК 303.022

ББК 60.506я73

Л33


Лебедев П. А. – кандидат социологических наук, эксперт в области маркетинговых и социологических исследований. Развивал направление исследований Интернета в Фонде «Общественное мнение» (2009–2011). В 2012 г. отвечал за проведение маркетинговых исследований в блоке СНГ ОАО «Вымпелком». С января 2013 г. по август 2014 г. – директор по исследованиям в компании Wobot, специализирующейся на мониторинге и аналитике социальных медиа. С сентября 2014 г. – руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru. Докладчик на множестве профессиональных и отраслевых конференций (РИФ, RIW, ESOMAR, SMConf, iComference, бизнес-конференции РБК, «Грушинские конференции»).


Книга представляет собой переработанную диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук, защищенную в Институте социологии РАН в феврале 2011 г. Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий».

Данная работа обращена к широкому кругу читателей, интересующихся Интернетом и новыми онлайновыми методами социологических исследований. Результаты и выводы работы будут полезны для социологов, работающих в сфере качественных и интернет-исследований, и могут быть рассмотрены как методические рекомендации и практические руководства.


УДК 303.022

ББК 60.506я73

© Лебедев П. А., 2015

© ООО «Проспект», 2015

Введение

Развитие и распространение Интернета, мобильной связи и других информационных и телекоммуникационных технологий изменили мир и продолжают его менять, постепенно все больше проникая в повседневную жизнь людей. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), доля пользователей Интернета среди населения России старше 18 лет осенью 2014 года составила 62 % (около 72 млн. человек) [40]. Интернет перестал быть просто хранилищем данных и становится социальной средой. Миллионы людей пользуются блогами, социальными сетями, форумами, присоединяя свой голос к нескончаемому потоку обсуждений и споров на просторах Всемирной паутины. Если еще десять лет назад был актуален вопрос о соотношении компьютерной виртуальной реальности с обыденной реальностью, то сейчас они становятся сложно разделимыми. Для описания складывающейся ситуации релевантным оказывается термин «реальная виртуальность», предложенный М. Кастельсом [43, с. 351–354; 44, с. 237].

Социологи обратили внимание на Интернет и как на новую социальную среду, требующую изучения, и как на способ опосредованного взаимодействия с информантами. Всемирная паутина представляет собой огромный источник данных об индивидах (их мысли, мнения, дискуссии открыты и доступны для наблюдения и анализа). Активно развиваются методы количественного анализа текстов в Интернете1, или виртуальная этнография2. Однако, как и вне Сети, наблюдать интересные социологу события, обсуждения, спонтанно происходящие в Интернете, затруднительно. Поэтому исследователю приходится или включаться в свободные дискуссии, направляя их в нужное русло, или специально организовать обсуждение нужной ему темы, то есть проводить фокус-группу в Интернете.

В зарубежной практике онлайн-исследования (исследования в Интернете с помощью различного программного обеспечения) используются уже довольно давно3. По данным глобального исследования компании GreenBook, онлайн-опросы сейчас оказываются самым популярным методом сбора количественных данных. Доля исследовательских компаний, использующих онлайн-опросы, в начале 2014 года составляла 89 %. Личные опросы используют лишь 32 % компаний [125, p. 10]. Еще 15 лет назад российско-американский социолог Б. Докторов, опираясь на западный опыт, говорил об онлайновых опросах как об обыденности наступившего столетия, во многом предвосхищая тот интерес, который наблюдается к ним сейчас [31].

С «качественными» онлайновыми исследованиями дела обстоят менее однозначно. Согласно исследованию GreenBook, традиционные личные фокус-группы и углубленные интервью остаются лидерами в качественных методах (70 % и 53 % исследовательских компаний используют эти подходы). Самым популярным качественным онлайн-методом оказываются онлайн-сообщества (24 %), затем идут текстовые варианты фокус-групп (форумные и чаты – 18 % и 17 % соответственно). Фокус-группы и интервью, проводимые с помощью веб-камер, использует существенно меньшая доля компаний (по 10 % и 8 %) [125, p. 11]. Приведенные цифры показывают, что исследовательские компании достаточно активно включают методы онлайновых фокус-групп и онлайн-интервью в список предоставляемых услуг, используют различные приемлемые для них технологические платформы и форматы проведения дискуссий или интервью. В результате номинально возникает пестрая палитра методик, лишенная упорядоченности в терминологии и используемом инструментарии4.

В свете вышесказанного, на мой взгляд, возникла потребность в методологической и методической проработке, описании терминологического аппарата, систематизации методов, методик и подходов к использованию возможностей Интернета в традиции «качественной» методологии. Российские исследователи вынуждены опираться на опыт зарубежных коллег, часто действовать интуитивно, без четкого понимания возможностей и ограничений используемой методологии.

Попытаться осветить всю область «качественных» исследований в Интернете – слишком масштабная задача для небольшой книги. Данная работа концентрируется на онлайновой модификации одного из самых популярных методов качественного подхода – методе текстовой онлайновой фокус-группы (далее для краткости ОФГ). В российской практике методологическое поле только формируется и пока еще очень зыбко. Даже вопросы номинации не имеют конвенционально выработанных решений. Цель данной работы – эксплицировать процедуру проведения асинхронной5 онлайновой фокус-группы, показав возможности и ограничения использования данного метода в рамках эмпирического исследования.

Книга представляет собой переработанную диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук, защищенную в Институте социологии РАН в феврале 2011 года. Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий»6. В рамках этого проекта за период с февраля по октябрь 2008 года в два этапа (весной и осенью) было проведено 25 асинхронных ОФГ, а также восемь онлайн-интервью с активистами ряда молодежных общественно-политических движений. Эта работа носит методический характер. С содержательными результатами этого проекта ФОМ можно ознакомиться, обратившись к [53; 54; 55; 56].

Данная работа обращена к широкому кругу читателей, интересующихся Интернетом и новыми онлайновыми методами социологических исследований. Результаты и выводы работы будут полезны для социологов, работающих в сфере качественных и интернет-исследований, и могут быть рассмотрены как методические рекомендации и практические руководства. Так, например, систематизированный в данной книге опыт лег в основу разработки специальной интернет-площадки для проведения ОФГ в Фонде «Общественное мнение». Методические результаты используются в практике работы ФОМ при проведении ОФГ в исследовательских проектах различной тематики (гражданское общество, особенности пользования интернет-сервисами, отношение к милиции и др.) для государственных и коммерческих заказчиков.

Контекстуальная рамка книги формируется с двух сторон. С одной стороны, аналогичный исследовательский метод в «офлайновом» варианте – классический метод фокус-групп (иногда для краткости КФГ). С другой – Интернет и киберпространство как среда, в которой происходит взаимодействие исследователя и респондента. Этот контекст задает общую структуру и логику книги. В первой главе проанализированы основные характеристики Интернета как пространства для взаимодействия, а также специфические характеристики текстовой компьютерно-опосредованной коммуникации. Вторая глава представляет краткое описание основных положений, касающихся метода фокус-групп, и концентрируется непосредственно на методе ОФГ, теоретическом и концептуальном анализе различных модификаций метода. В третьей, четвертой и пятой главах подробно рассмотрены основные аспекты процедуры проведения асинхронной ОФГ (организация пространства обсуждения, набор участников, модерирование). В заключительной, шестой, главе представлены размышления о критериях качества, которые можно применить к онлайновым фокус-группам.

В завершение вводной части я хочу выразить искреннюю благодарность людям, без которых данная книга никогда бы не состоялась: президенту ГК ФОМ А. А. Ослону и директору департамента по работе с клиентами Фонда «Общественное мнение» Е. С. Петренко за возможность реализовать этот исследовательский проект и подготовить книгу; Е. Ю. Рождественской, своему научному руководителю, за нелегкий наставнический труд; ФОМовским коллегам, прежде всего Л. А. Паутовой и С. И. Петуховой, за хорошую командную работу, помощь и моральную поддержку.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография"

Книги похожие на "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Лебедев

Павел Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Лебедев - Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография"

Отзывы читателей о книге "Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.