» » » » Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография


Авторские права

Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Здесь можно купить и скачать "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Рейтинг:
Название:
Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Описание и краткое содержание "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права. Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции.






Ситуация в науке, характеризующаяся одинаковой вероятностью достоверности гипотез о наличии и об отсутствии политической организации общества и права в начале истории человечества, была преодолена в XX в. Это произошло потому, что ученые оказались способными получить достоверные данные о древнейшей социальной жизни. Накопление их осуществлялось этнографическими и археологическими методами, степень развития которых в XX в., наконец, позволила добывать с их помощью такие сведения. Применение же этнографических и археологических способов научного познания стало возможным на базе представления об историческом процессе, которое постепенно приобретало все больший авторитет среди обществоведов в конце XVII–XIX в. Тогда многие передовые мыслители, первыми из которых были Й.Р. и Г. Форстеры в Германии, А. Фергюсон в Великобритании, Ж. Кондорсе во Франции и У. Робертсон в США[216], осознали, как отмечает В.К. Никольский, что «все народы мира делятся на исторические и неисторические: первые поднялись на высокие ступени культуры, вторые… иллюстрируют прошлое исторических народов»[217], так как «их современное состояние» является этапом «культурного развития всего человечества»[218].

Для продвижения научного познания дальше его стадии, на которой одинакова вероятность истинности точек зрения о возникновении политики и права одновременно с человечеством либо позже, потребовалась вполне определенная сумма достоверных данных о самых древних социальных организмах: объем информации, позволяющий с уверенностью сделать вывод о наличии или отсутствии в них трех описанных в первой главе аспектов действительности, совокупность которых свидетельствует о существовании политической организации общества и права. На сбор такого количества адекватных реальности сведений о начале общественной жизни ушло много десятилетий после конца первой половины XIX в., когда в науке завоевала прочные позиции концепция истории человечества как прогрессивного развития с древнейших времен до современной эпохи.

Эта включающая учение о первобытном обществе теория имела материалистический характер, поскольку и ее уже указанные сторонники в европейских странах XVIII в., и довольно многочисленные продолжатели их идей в XIX в. осознавали, подобно У. Робертсону, что во всяком «исследовании деятельности объединенных в общество людей первоочередное внимание должно быть обращено на способ производства средств существования. Соответственно его вариациям различны и законы, и политика»[219].

Каждый последующий из приверженных этому принципу научного творчества, а также концепции прогрессивного развития человечества ученых конца XVIII–XIX в. опирался на заключения своих предшественников и прибавлял в общую копилку исторических знаний собственные материалы и выводы[220]. В 60–80 гг. XIX в. такого рода работу с учетом имевшихся тогда этнографических сведений о ходе социальной эволюции выполнил и разделявший отмеченный методологический постулат У. Робертсона известный американский исследователь общественного развития Л.Г. Морган, основной труд которого – «Древнее общество» – во многом определил взгляды целого ряда видных мыслителей конца XIX–XX в. на историю общества вообще и место в ней политико-юридических явлений в частности.

На базе имевшихся в его распоряжении данных исследования самых разных по уровню развития обществ, начиная с наиболее примитивных по сравнению с капиталистическими государствами XIX в., он пришел к выводу об истории человечества как эволюции последовательно сменяющих друг друга социальных организмов (дородовых и затем родоплеменных групп, цивилизованных общественных структур) и в самом общем плане сделал прогноз о перспективах социального развития в будущем. При этом Л.Г. Морган интегрировал в написанную им картину эволюции человечества те сформулированные предшествующими ему учеными теоретические заключения об общественном развитии в целом и его отдельных этапах, которые воспринял в качестве верных.

Важнейшим из них был вывод о том, что история человечества делится на три стадии – дикость, варварство и цивилизацию[221]. Первая, с которой начался социальный прогресс, – «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство – период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности»[222]. Ему на смену пришла цивилизация – стадия развития, охватывающая всю эпоху, пережитую людьми после изобретения ими фонетического алфавита и введения письменности[223]. Основополагающий критерий выделения этих этапов у Л.Г. Моргана, как и у многих авторов конца XVIII – начала XIX в., – по существу уровень развития производительных сил общества[224].

Размышлять об эволюции политических явлений Л.Г. Морган был вынужден в противоречивой обстановке. С одной стороны, в первой половине XIX в. среди обществоведов росло число сторонников теории об имманентности политики человечеству с самого начала его существования, в то время как концепция о возникновении политической организации общества через некоторое время после социогенеза потеряла часть популярности в науке, которую она имела в конце XVIII в.[225]. С другой стороны, научный поиск таких крупных историков XIX в., как Б. Нибур и Г. Грот, привел их к мнению, что в исследованных ими античных обществах генетически первой среди социальных форм была организация, основанная «на объединениях родов и личностных отношениях», но никак не политический союз, «в котором главное значение приобретают собственность и место жительства, а личный элемент занимает второстепенное место»[226].

Фактические данные о древнейшей истории человечества за пределами античного мира, которыми располагал Л.Г. Морган, в целом подтверждали правильность указанной теоретической позиции Б. Нибура и Г. Грота во всемирно-историческом масштабе. Поэтому Л.Г. Морган именно ее ввел в собственную теорию общественной эволюции после модификации, которую требовала находящаяся в его распоряжении информационная база. «Опыт человечества, – писал он, – …создал только два типа общественного строя… Оба они были определенными и систематическими организациями общества. Первый и более древний представлял собой организацию социальную, основанную на родах, фратриях и племенах. Второй и позднейший представлял собой организацию политическую, основанную на территории и собственности. При первом создалось родовое общество, в котором власть имела дело с отдельными лицами в их отношениях к роду и племени. Эти отношения были чисто личными. При втором было учреждено политическое общество, в котором власть имела дело с отдельными лицами в их отношениях к территории, например, к городскому округу, кантону и государству. Эти отношения были чисто территориальными»[227].

Л.Г. Морган полагал, что дикие и варварские социальные организмы – не характеризующиеся эксплуатацией человека человеком справедливые общества. Их нельзя назвать политически организованными. Они сменились с достижением человечеством ступени цивилизации, на которой присутствуют «привилегированные классы»[228], политическими организациями общества, поддерживающими несправедливые порядки. В будущем, считал Л.Г. Морган (продолжая давнюю традицию в обществоведении, которой непосредственно до него следовал Д. Лаббок[229]), социальная несправедливость будет преодолена, человеческие отношения снова станут гармоничными, какими они были до формирования политических организаций общества[230].

Учение Л.Г. Моргана, по представлениям многих ученых 80-х гг. позапрошлого века, выгодно отличалось от современных ему концептуальных объяснений социального развития с самой глубокой древности Э.Б. Тейлора, Г.С. Мэйна, Д.Ф. МакЛеннана и других авторов[231] большей степенью соответствия имевшимся во второй половине XIX в. фактическим материалам о ходе исторического процесса, особенно на его ранних стадиях. Неудивительно поэтому, что немало обществоведов разных политических убеждений, работавших в последние десятилетия XIX в., рассматривали ряд сформулированных

Л.Г. Морганом теоретических положений в качестве верных и иногда даже изменяли в соответствии с последними собственные научные выводы[232]. В частности, его концепция оказалась в своей основе воспринятой К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые под влиянием Л.Г. Моргана оставили разделявшийся ими до прочтения «Древнего общества» взгляд, согласно которому политическая организация присутствует в человеческом обществе изначально[233] и вся история человечества есть история классовой борьбы[234].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Книги похожие на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Дробышевский

Сергей Дробышевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Отзывы читателей о книге "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.