» » » » Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография


Авторские права

Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Здесь можно купить и скачать "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Рейтинг:
Название:
Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Описание и краткое содержание "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права. Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции.






К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на сомнения некоторых ученых относительно правильности одного из важнейших заключений Л.Г. Моргана, из которого логически вытекали взгляды последнего на ход эволюции общества[235]. Речь идет об оценке Л.Г. Морганом как совокупностей терминов родства непонятного историкам позапрошлого века социального явления – классификационных систем, обнаруженных исследователями у целого ряда социальных организмов, которые явно были менее развитыми, чем капиталистические государства. Однако факты, имевшиеся в распоряжении науки в то время, не дали возможности К. Марксу и Ф. Энгельсу признать отмеченные сомнения обоснованными. В таких условиях появилась работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», автор которой, выражая не только собственное мнение, но и точку зрения К. Маркса[236], исходил из правильности взглядов Л.Г. Моргана на историю. Согласно этой работе функционирование политической организации общества с характерными для нее несправедливыми социальными порядками охватывает лишь период цивилизации, о котором писал Л.Г. Морган. Первоначальные человеческие общества и социальные системы будущего соответственно не обладали и не будут обладать политической организацией с присущими ей отступлениями от справедливости.

В «Древнем обществе» Л.Г. Морган не счел нужным возражать против получившей одобрение значительного числа предшествовавших ему ученых точки зрения о том, что политическая организация общества и право невозможны друг без друга[237], поскольку, как писал еще Д. Локк, общество приобретает качество политического в силу осуществляемого в нем правового регулирования[238]. Обошел молчанием Л.Г. Морган и влиятельную в его времена теоретическую позицию, согласно которой в неполитической социальной организации, существовавшей на начальном этапе общественного развития, права в том смысле, в каком употребляют данный термин юристы, нет[239]. Среди тех, кто воспринял моргановский подход к социальной эволюции в качестве верного, оказалось очень много сторонников указанных мнений. Естественно, что они, соглашаясь с выводом Л.Г. Моргана о возникновении политической организации общества лишь в эпоху цивилизации, именно с этим периодом в истории человечества связывали и функционирование права[240]. В этом одна из причин широкого распространения подобного взгляда в XX в.[241].

Однако уже к третьему десятилетию отмеченного столетия была накоплена научная информация, заставившая ряд исследователей пересмотреть концепцию Л.Г. Моргана и его последователей о развитии политико-юридических явлений[242]. Базой для такого пересмотра, продолжающегося в науке до сих пор[243], служат как полученные, начиная с конца XIX в., многочисленные достоверные этнографические и археологические сведения о жизни нецивилизованных обществ, в том числе и древнейших, так и ранее отсутствовавшие данные иного рода.

После того как Л.Г. Морган ушел из жизни, прошло немало лет. Все это время у исследователей, изучавших историю, были в качестве положений, подлежащих научной критике, аргументы и выводы из собственных сочинений этого выдающегося мыслителя, тогда как он сам мог размышлять лишь над доводами и заключениями из работ своих предшественников. И если Л.Г. Морган оказался способным заметить и устранить недоработки и погрешности в концепциях последних, доказав тем самым, что не зря пришел в науку, то и его последователи потрудились на научном поприще не бесследно.

Их внимание, в частности, привлек анализ Л.Г. Морганом уже упоминавшихся классификационных систем, характерных для нецивилизованных обществ. Суть их – в обозначении каждым участником социального общения контактирующих с ним субъектов совокупностью терминов, всякий из которых указывает не на особенности отдельного человека как личности, а на общее у целой категории людей и поэтому применяется к любому индивиду из соответствующей группы[244]. Например, конкретное лицо каждый раз при встрече именует одним и тем же словом всех своих знакомых мужского пола, старших его самого на поколение, включая собственного отца.

Во времена Л.Г. Моргана специалисты располагали скудной информацией о функциях классификационных систем в социальных организмах эпох дикости и варварства. Тем более актуальной была задача изучения этого феномена. Решение ее предполагало перевод классификационных терминов на европейские языки. Пытаясь осуществить его, и Л.Г. Морган, и другие исследователи не могли не обратить внимания на факт, что человек в нецивилизованном обществе, используя классификационные наименования, называл своих родственников и не связанных с ним родством лиц одинаково. Отсюда становится ясным, почему терминами классификационных систем оказались у Л.Г. Моргана и других ученых второй половины XIX в. «отцы» и «матери», «братья» и «сестры», «сыновья» и «дочери» и т. п., словом, обозначения родства из европейских языков. В результате само нецивилизованное общество предстало для исследователей как социальная система, в которой любой человек имеет десятки «отцов», примерно столько же «матерей» и т. д.

Несоответствие такой ситуации существующему положению вещей в общественных организмах эпох дикости и варварства было очевидно. Возникла нужда в объяснении. И оно пришло, в частности, в виде гипотез Л.Г. Моргана и Д.Ф. МакЛеннана, который предположил, что речь идет просто о терминологии вежливого обращения людей друг к другу, а именно о «системе взаимных приветствий»[245]. Л.Г. Моргана это не убеждало. Он был склонен рассматривать обозначения классификационных систем соответственно тому, как они для него предстали в переводе на европейские языки, т. е. в качестве терминов родства. Предпосылкой его рассуждений стало бесспорное заключение, что в родственной терминологии отражаются семейные отношения. В связи с тем, что в нецивилизованных обществах есть система наименований родства, из которой логически не вытекает существующая форма семьи, то, полагал Л.Г. Морган, по-видимому, имеющаяся совокупность родственных терминов «пережила» семейные связи, которые ее обусловили. Поэтому задача исследователя – реконструкция ушедшего в прошлое семейного строя по его оставшемуся в общественном сознании отпечатку для того, чтобы составить достоверное представление как о растворившейся во времени древней семье, так и в целом об обществе, составной частью которого она была[246].

Материалистическое понимание истории позволило Л.Г. Моргану заключить, что основополагающие параметры искомого им семейного строя не могут не быть следствием социально-экономических условий жизни людей в эпоху, когда этот строй функционировал, особенно тех, которые непосредственно определяют бытовую сторону человеческого существования. К сожалению, современной Л.Г. Моргану наукой, как он сам отметил, «домашняя жизнь дикарей и варваров», составляющая основу их быта, «не была исследована с тем вниманием, какого… заслуживает»[247]. И все же сведения о нецивилизованных социальных организмах, накопленные обществоведением к 60–70 гг. XIX в., позволили Л.Г. Моргану уяснить себе, что индейские племена Северной Америки «жили обычно в общих домах и осуществляли коммунизм в своем домашнем хозяйстве. По мере того как мы будем спускаться по лестнице развития… размер домохозяйства будет увеличиваться и будет расти число лиц, живущих вместе в одном помещении. Прибрежные племена Венесуэлы… жили, по описаниям открывших их испанцев, в колоколообразных домах, вмещавших по сто шестьдесят человек. Мужья и жены жили вместе одной группой в одном доме и по большей части в одном и том же помещении. Мы имеем основание заключить, что такой образ домашней жизни был весьма распространен в периоде дикости»[248].

Надо сказать, что Л.Г. Морган явился не первым исследователем XIX в., стремившимся гипотетически воссоздать древнейший семейный строй. Непосредственно до него либо одновременно с ним подобным делом занимались Г.С. Мэйн, Д.Ф. МакЛеннан, И.Я. Бахофен, Э.Б. Тейлор и ряд других ученых[249]. Изучив их взгляды на историю семьи, Л.Г. Морган пришел к выводу, что из имевшихся ко времени его творчества концепций семейного строя человечества в первобытную эпоху лучше всего соответствует классификационным системам и собранным им данным о «домашней жизни дикарей и варваров» теория, сформулированная И.Я. Бахофеном. Согласно ей, «1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения… 2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии… – как первоначально… и было у всех народов древности; 3) вследствие этого женщины как матери, как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета… 4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение… исконного права остальных мужчин на эту женщину… нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа»[250]. В целом, считал И.Я. Бахофен, за свою первобытную историю человечество прошло путь от неупорядоченных половых отношений через стадию материнской семьи и матриархата к отцовской семье и патриархальным порядкам[251], «в результате чего малая семья и господство мужчины в семье и в обществе выступают как продукт продолжительного процесса исторического развития»[252]. Доказательства этих положений И.Я. Бахофен находил «в многочисленных, с исключительной тщательностью собранных цитатах из классической литературы древности»[253].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Книги похожие на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Дробышевский

Сергей Дробышевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Отзывы читателей о книге "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.