» » » » Елена Матевосова - Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие


Авторские права

Елена Матевосова - Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Матевосова - Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Матевосова - Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В настоящем учебном пособии рассмотрены проблемы создания эффективного механизма функционирования системы правового воспитания в Российской Федерации с целью борьбы с правовым нигилизмом – негативным социальным явлением, препятствующим построению правового государства и формированию гражданского общества. Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также представителей профессионального юридического сообщества.






В настоящее время правовому воспитанию, как проблеме, к которой научно-исследовательский интерес заметно возрастает, посвящено немалое количество теоретических исследований. Однако, как правило, они носят в большей степени частный характер – рассматривается узкий круг вопросов правового воспитания, определяемых конкретными целями и задачами исследователя. Научно-обоснованные выводы, являющиеся результатом анализа отдельных аспектов правового воспитания в рамках юридических и других наук, несомненно, обогащают его, но вместе с тем не всегда и не в полной мере подтверждаются общими устоявшимися в науке взглядами на правовое воспитание. Представляется, что использование дедуктивного метода познания в исследовании правового воспитания на этапе формулирования его единой «отправной» теории более предпочтительно, чем создание целого из множества разрозненных фрагментов.

Практическая значимость теории правового воспитания, целесообразность активного внедрения ее новейших методик предполагает использование единого «консенсуального» понятийного аппарата, способного служить не только ориентиром, но и научной основой для проведения в жизнь государственной политики в данной сфере.

Многими современными исследователями, рассматривающими как догматико-теоретические, так практико-организационные вопросы правового воспитания, указывается на существование определенных проблем реализации теории правового воспитания. Так, в частности, И.А. Крыгина относит к ним, во-первых, противоречия в содержании правовой жизни (с одной стороны, стремление соответствовать международным стандартам в правовом обеспечении социально-политической сферы, а с другой – не всегда идеальное состояние национальной правовой системы); во-вторых, обострение проблем жизненно важного плана (экономического выживания); в-третьих, разрушение методологической и практической основы теоретических исследований в данном направлении; в-четвертых, отсутствие правового обеспечения и механизма реализации правовоспитательной деятельности; в-пятых, недостатки профессионального образования и другие32.

В современной юридической науке теория правового воспитания представлена в несколько усложненном варианте. Будучи ориентирована на интеграцию научных подходов, выработанных рядом наук как смежных с юридической, так и рассматривающих отдельные вопросы воспитания в целом без их «правового» преломления, данная теория до настоящего времени не представлена в своем завершенном, логически стройном виде с учетом сегодняшних условий развития общества и факторов, оказывающих на него прямое и опосредованное воздействие.

Представляется, что современной науке предстоит большая исследовательская работа по формулированию детально продуманной и аргументированной концепции правового воспитания, включающей в себя его различные модели, вариативно применяемые с учетом государственно-правовой действительности, объема и характера всех тех неразрешенных вопросов и проблем, что ее определяют, задач и целей правовой политики государства (в случае реализации таковой; само по себе отсутствие правовой политики также определяет выбор модели правового воспитания), уровня правового сознания, правовой культуры и, наконец, эффективности применения предшествующих моделей. Следовательно, необходима разработка никак не одной, а нескольких моделей, поскольку перестройка и совершенствование используемой модели правового воспитания может занимать больше времени и потребовать бо́льших затрат (материальных, интеллектуальных ресурсов и т. д.), нежели при внедрении другой модели, по основным наиболее важным и существенным показателям и критериям, применимой при определенных условиях, обстоятельствах, факторах и событиях. Это нисколько не означает, что положительные стороны предшествующей модели также отвергаются вместе с ней же самой (наравне с сохранением оправданных и принесших определенные результаты «воспитательных наработок»). Надо отметить, что любая модель правового воспитания создается на основе единой платформы, отправной точки, гарантирующей общность моделей и их непротиворечивость, но по своим основным структурным элементам, специфики их внутренней взаимосвязи и иным организационно-функциональным параметрам и показателям новая модель должна быть во многом инновационно отличной (по инструментальным средствам, способам, формам, методам и подходам правового воспитания, темпоральным характеристикам, масштабу и интенсивности правового воспитания и др.), иначе необходимость в ее применении так и не наступила бы.

Таким образом, моделирование правового воспитания позволит придать единой системе большую гибкость за счет конкретных апробированных научно-методических практик, на основе которых может быть выстроена четкая, структурно и функционально взаимосвязанная соответствующая модель правового воспитания. Так, существующая система правового воспитания определяет особенности выстраиваемой идеальной модели, а последняя, в свою очередь, конструируется в целях качественной перестройки такой системы.

Основоположником научной педагогики в России, известным правоведом К.Д. Ушинским были высказаны следующие слова, имеющие огромное значение для организации и проведения воспитательной работы в целом, которые в равной степени могут быть отнесены к требованиям правового воспитания, отступление от которых, в свою очередь, исключает какой-либо положительный результат проводимой работы: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности… Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны!»33. Именно поэтому одной из наиболее важных задач в достижении правовоспитательных целей выступает систематический учет и оценка всех тех факторов и условий (социокультурных, экономических, демографических, информационных, психологических и иных), оказывающих влияние на правовую действительность и в рамках которых осуществляется правовое воспитание – необходимая предпосылка и условие построения правового государства.

§ 2. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства

Относить то или иное государство к правовому позволяет наличие ряда неотъемлемых признаков. Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»34. Однако государственно-правовая действительность не позволяет в полной мере отнести ее к правовому государству, что подтверждает некоторую декларативность конституционного положения, определяющего программную цель и формирующего некий государственный идеал, к которому необходимо стремиться.

В работах, посвященных правовому государству, называются десятки различных его признаков, в числе которых: верховенство права во всех сферах социальной жизни; взаимная ответственность государства и личности; наличие гражданского общества; разделение властей; контроль общества за деятельностью государственного аппарата; правовая защищенность всех субъектов общественных отношений и другие.

Как писал Б.А. Кистяковский, «постепенно государство стало признавать одной из своих ближайших и важнейших обязанностей заботу о праве. Право с течением времени все больше и больше расширяет свое господство над государством. В конечном результате этого процесса право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права»35.

Основные принципиальные теоретические вопросы и практические проблемы построения правового государства, в их современном прочтении, в целом сходные со временем возникновения самой идеи такого государства, являются предметом множества научных исследований и политических полемик. «Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления»36.

В своих «Тезисах о правовой реформе в России», в которых определяются основные задачи и направления правовой реформы, затрагиваются проблемы правотворчества и правоприменения, вопросы трансформации и стабилизации права, социальной стабильности и справедливости, а также правосознания власти и реформы юридического образования, В.Д. Зорькин отмечает, что «до тех пор, пока не обеспечено сближение между правовой системой и массовыми представлениями о справедливом и должном, правовое общество и правовое государство остаются проблемой»37. Именно такое движение общества (и государства) к сближению действующей правовой системы с «естественным правом» и справедливостью Председатель Конституционного суда Российской Федерации называет правовой трансформацией российского общества.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие"

Книги похожие на "Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Матевосова

Елена Матевосова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Матевосова - Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.