» » » » Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография


Авторские права

Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография
Рейтинг:
Название:
Теория государственно-правового регулирования. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Описание и краткое содержание "Теория государственно-правового регулирования. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии излагается новая парадигма динамики права, предлагается иная логика изложения материала в учебниках по теории государства и права, уточняются понятия: правового регулирования, механизма правового регулирования, законности, правопорядка. Изложение материала исследования подчинено объективным взаимосвязям явлений и процессов правовой действительности, обусловленных правовым регулированием общественных отношений. Законодательство приведено по состоянию на 1 июля 2015 г. Книга рассчитана на преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.






В. П. Гавриков

Теория государственно-правового регулирования

Монография

[битая ссылка] [email protected]

Введение

Понятие «правовое регулирование» вошло в научный оборот в 60-х гг. прошлого столетия1. Термин «государственно-правовое регулирование» встречается лишь в отдельных работах2, что свидетельствует о том, что он не получил пока широкого признания в отечественной юридической науке. Между тем отождествление этих понятий вполне оправданно как в прошлом, так и в настоящее время. Сомнения в правомерности такого подхода, аргументируемые изменившимися представлениями о праве и тем, что оно способно формироваться и функционировать, регулируя общественные отношения помимо государства и независимо от него, не выдерживают критики. Например, говоря о ведущей роли государства в правовом регулировании, В. М. Сырых отмечает, что активную роль в правотворчестве играют также общество, его организации и объединения3, но из этого вовсе не следует, что право может формироваться и функционировать независимо от государства. Право как социальный институт не может быть независимым от государства, и наоборот. Отдельные виды правотворческой деятельности действительно осуществляются с государственного дозволения либо санкционируются им, но все правовые нормы обеспечиваются принудительной силой государства. Поэтому государственно-правовое регулирование организации и деятельности различного рода корпораций назвать «формой саморегулирования», как это делает А. Ф. Черданцев4, можно только с большой долей условности.

Правовое регулирование общественных отношений занимает центральное место в правовой действительности, характеризует динамику (действие) права, его социальное назначение. С. С. Алексеев проблемы правового регулирования и связанный с ними понятийный аппарат называл «особым углом зрения на всю правовую действительность»5. Между тем стройной теории государственно-правового регулирования в отечественной юриспруденции так и не сформировалось. Об этом, в частности, свидетельствуют такие факты, как отсутствие в ряде учебников по теории государства и права темы о правовом регулировании, освещение правовых понятий динамики права в отрыве от правового регулирования, а также искаженная логика изложения научных данных о правовых явлениях динамики права. Эти явления закономерно связаны друг с другом и обусловлены правовым регулированием. Их научное отражение в виде взаимосвязанных понятий должно осуществляться по логике, которая определена объективными закономерностями государственно-правового регулирования. Говоря о роли категорий правового регулирования в правовой надстройке, С. С. Алексеев отмечал, что они выражают «специфические закономерности права – закономерности его функционирования… охватывают в совокупности все участки правовой действительности, все элементы правовой надстройки»6.

Однако в настоящее время нуждаются в уточнении само понятие правового регулирования, его стадии и механизм, а также имеется необходимость уточнения отдельных понятий динамики права, определение взаимосвязей правовых явлений в процессе правового регулирования.

Исследование перечисленных аспектов и образует новую парадигму теории государственно-правового регулирования.

Структура работы определена логикой исследования, результаты которого изложены в шести главах.

Первая глава посвящена анализу понятия правового регулирования и производных от него понятий, взаимосвязи которых определяют структуру главы. Само понятие правового регулирования рассматривается как разновидность социального регулирования. Изложение материала о способах и методах правового регулирования усиливается за счет анализа понятий правовых стимулов и ограничений в правовом регулировании. Теоретические вопросы толкования правовых норм раскрываются в качестве инструмента правового регулирования. Принципиально с иных позиций в монографии анализируется понятие механизма правового регулирования, «стержнем» которого представляется субъективация правовых предписаний объективного права в субъективные права и юридические обязанности субъектов конкретных общественных отношений, сопровождающаяся возникновением, изменением и прекращением правовых отношений.

Во второй главе излагаются теоретические вопросы правотворчества, которое представляет собой первый этап правового регулирования. Именно на этом этапе формируется типовая модель поведения субъектов общественных отношений и формируется основа результативного правового воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения.

Третья глава отведена под изложение результатов исследования теоретических вопросов реализации права – второго, заключительного, этапа правового регулирования. Наряду с традиционными вопросами о понятии и формах реализации права, в данной главе раскрываются понятия правовых презумпций, фикций и преюдиций, показывается их роль в применении правовых норм. Кроме того, в отдельном параграфе излагаются негативные факторы применения права в виде пробельности законодательства и коллизионности правовых норм.

Чтобы не перегружать эту главу, понятия, отражающие правовые явления процесса реализации права, сгруппированы и результаты их исследования изложены в четвертой главе, в которой дается анализ понятий правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности. Правовые явления, отраженные в данных понятиях, имеют тесные объективные взаимосвязи. Они возникают в результате субъективации правовых предписаний объективного права. На этот процесс влияют социальные установки и деформации правосознания субъектов общественных отношений. В результате у субъектов формируется положительный или отрицательный мотив их дальнейшего поведения. Положительный мотив воплощается в правомерное поведение, а отрицательный – в правонарушение, состав которого является основанием юридической ответственности. При изложении видов юридической ответственности автор выразил свое отрицательное отношение к наличию в юридической литературе взглядов о существовании позитивной ответственности.

Теоретический материал, изложенный в пятой и шестой главах, имеет отношение к обоим этапам правового регулирования.

Так, в пятой главе излагаются теоретические вопросы понятий законности и правопорядка. Законность и правопорядок представляются как состояние, цель и результат правового регулирования. При этом автором предпринята попытка представить эти понятия в виде свойств правового регулирования.

Шестая глава посвящена вопросам отражения процесса правового регулирования в правовых документах посредством юридической техники. Теоретическая несостоятельность широкого подхода к рассмотрению понятия юридической техники и ее разновидности – законодательной техники – аргументируется языковой природой данного понятия, показывается его взаимосвязь с другими отраслями юридического знания, дается общая характеристика инструментария юридической техники и классификация ее проявлений в правовом регулировании.

Глава 1

Социальное регулирование, понятие и механизм государственно-правового регулирования

§ 1. Социальное регулирование

Методологический принцип системности исследования обязывает начинать рассмотрение понятия государственно-правового регулирования с его родового понятия: социального регулирования, обусловленного действием объективных законов общественного развития, в котором важное место занимает право и благодаря которому осуществляется наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Регулирование (от лат. regulo – правило) означает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Смысл социального регулирования заключается в упорядочении общественных отношений. Если социальное регулирование представить в виде формы целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в обществе, то его основной целью будет необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из имеющихся в данном обществе объективных возможностей. Социальная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств, способов и методов. А. Б. Венгеров по характеру воздействия сводит эти способы в три основные группы: побуждение, понуждение и принуждение7.

Побуждение относится к такому методу социального регулирования, при котором воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию и заключается в убеждении полезности, а также выгодности определенного поведения, организации и характере социальных связей, распределении или осуществлении тех или иных социальных ролей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Книги похожие на "Теория государственно-правового регулирования. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Гавриков

Вячеслав Гавриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Отзывы читателей о книге "Теория государственно-правового регулирования. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.