» » » » Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография


Авторские права

Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография
Рейтинг:
Название:
Теория государственно-правового регулирования. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Описание и краткое содержание "Теория государственно-правового регулирования. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии излагается новая парадигма динамики права, предлагается иная логика изложения материала в учебниках по теории государства и права, уточняются понятия: правового регулирования, механизма правового регулирования, законности, правопорядка. Изложение материала исследования подчинено объективным взаимосвязям явлений и процессов правовой действительности, обусловленных правовым регулированием общественных отношений. Законодательство приведено по состоянию на 1 июля 2015 г. Книга рассчитана на преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.






Однако понятие «правовое регулирование» имеет в науке теории государства и права несколько значений: функционирование, действие права; правовую регламентацию общественных отношений; и самое широкое значение понятия, включая в него и правотворчество, и действие права и его реализацию. Сторонники широкого смысла правового регулирования в его содержании выделяют три основных стадии: правовую регламентацию общественных отношений; действие права и реализацию права.

Правовая регламентация общественных отношений – это процесс правотворчества, т. е. принятие и издание правовых норм. Именно правовые нормы упорядочивают, налаживают общественные отношения, поведение субъектов которых приводится в соответствие с типовой моделью поведения, содержащейся в правовых предписаниях. Эта стадия определяет весь дальнейший процесс правового регулирования, в который включены:

– предмет правового регулирования, т. е. круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;

– субъекты права, т. е. участники регулируемых общественных отношений;

– юридические права и обязанности этих участников, т. е. их правовой статус;

– основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

– неблагоприятные правовые последствия, которые могут наступить при нарушении правовых предписаний.

Первая стадия правового регулирования завершается официальным принятием нормативных правовых актов и введением их в действие.

С этого момента начинается вторая стадия процесса правового регулирования – стадия функционирования правовых норм, которые вызывают у конкретных лиц появление юридических прав и обязанностей. На этой стадии складываются правовые отношения. Вместе с тем нельзя не отметить, что сами по себе правовые средства не могут воздействовать на общественные отношения. Для этого необходимы специальные условия (юридические факты), которые рассматриваются нами в содержании понятия механизма правового регулирования.

На стадии реализации права происходит воплощение в жизнь субъективных прав и обязанностей в виде конкретных поведенческих актов.

В связи с тем, что воздействие правовых средств на сознание и волю субъектов регулируемых общественных отношений практически сливаются с реализацией права, вряд ли целесообразно действие права выделять в качестве самостоятельной стадии правового регулирования.

Поэтому процесс правового регулирования может быть представлен двумя стадиями, а точнее этапами: правотворчеством и реализацией права.

Сущностным признаком правового регулирования является правовое воздействие. Некоторые ученые не проводят никакого различия между правовым регулированием и правовым воздействием. Но согласно наиболее распространенной точке зрения, понятие «правовое воздействие» более широкое, чем понятие «правовое регулирование», потому что рассматривается как основная форма воздействия права на общественные отношения. Наряду с правовым регулированием существует также идеологическое воздействие права на общественные отношения.

По мнению С. А. Комарова, правовое воздействие – это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)19.

Действительно, правовые явления – это средства воздействия на субъектов права и когда они не вступают друг с другом в правоотношения, например при правовом воспитании с помощью средств массовой информации. Если правосознание является элементом правовой культуры, то, видимо, нет необходимости указывать его в качестве самостоятельного средства.

Вызывает сомнение и набор «собственно правовых средств». Вряд ли правоотношения и поведенческие акты (акты реализации права и акты применения права) можно рассматривать в качестве средств правового воздействия. Они – скорее последствия такого воздействия. Данное обстоятельство следует и из форм правового воздействия, к числу которых относятся:

а) информационное воздействие, заключающееся в доведении нормативных правовых актов до участников общественных отношений, т. е. в доведении правовой информации о требуемом, дозволенном и запрещенном поведении, о правомерных средствах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения юридических норм;

б) ценностно-ориентационное воздействие, когда право способствует формированию и утверждению в сознании людей ценностных представлений, воспитанию у них должного образа поведения, влияет на принятую ими систему ценностей;

в) непосредственное правовое воздействие при помощи системы правовых средств, входящих в механизм правового регулирования.

Таким образом, информационное и ценностно-ориентационное воздействие права в своей основе имеет идеологический характер и относится в основном к той стороне правовой действительности, которая выступает в качестве общественного сознания и воплощается главным образом в правовом воспитании, а непосредственное воздействие права связано с правовым регулированием.

Но правовое воздействие на субъекты общественных отношений осуществляется не только правовыми предписаниями, содержащимися в нормах права, но и предписаниями, содержащимися в договорах и правоприменительных актах. Очевидно, что такое воздействие имеет вторичный характер, ведь и договоры, и правоприменительные акты обусловлены нормами права.

Общественные отношения, находящиеся под воздействием права, образуют предмет правового регулирования. При этом необходимо иметь в виду, что они являются предметом правового регулирования в той мере, в которой они имеют волевой характер, т. е. выступают в виде волевого поведения, потому что право со своим комплексом средств воздействия может влиять на общественную жизнь только через волю и сознание людей.

Волевое поведение как предмет правового регулирования имеет различные уровни: отдельная юридическая норма регулирует поведение на уровне действия; институт права – на уровне поступка; отрасль права – на уровне деятельности.

Но не все общественные отношения являются предметом правового регулирования. Многие из них имеют свои социальные регуляторы: нормы морали, этики, эстетики, стиля и т. п. Для уточнения предметной области правового регулирования С. С. Алексеев ввел в научный оборот понятие сферы правового регулирования, в которую входят все имущественные, управленческие и охранительные отношения. Другие общественные отношения могут входить в сферу правового регулирования, если в какой-то своей части они характеризуются как имущественные, управленческие и охранительные.

Сфера правового регулирования определяет его объективные пределы, а субъективные пределы определяют правотворческие и правоохранительные органы. К числу субъективных пределов правового регулирования относятся временные, пространственные и личностные. Проще говоря, воздействие правовых средств на регулируемые общественные отношения осуществляется во времени, пространстве и по кругу лиц.

Изложенное позволяет сформулировать основные черты правового регулирования.

Во-первых, это определенное воздействие права на общественные отношения.

Во-вторых, предметом воздействия являются общественные отношения, имеющие имущественный, управленческий и охранительный характер.

В-третьих, в основном, в главном воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств осуществляется государством с целью их упорядочения, а в деталях субъекты общественных отношений сами устанавливают правила своего взаимного поведения, но с дозволения государства. Типичным примером саморегулирования является заключение договора между сторонами, который предусматривает их взаимные права и обязанности, а также меры ответственности за неисполнение договора. Эти меры обеспечиваются принудительной силой государства.

Цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в результате действия норм социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу. В результате такого воздействия в обществе складывается определенный правопорядок.

Дискуссионным в теории права является и вопрос о правовых средствах воздействия в правовом регулировании. Например, Н. И. Матузов и А. В. Малько подразделяют юридические средства воздействия в правовом регулировании на средства-установления (инструменты) и средства-деяния (технология)20. Такая точка зрения в науке разделяется не всеми авторами. Например, П. М. Недбайло и П. М. Рабинович не признают наличия правовых средств-деяний в правовом регулировании. Другие авторы (С. С. Алексеев, В. А. Сапун и др.) занимают двойственную позицию. С одной стороны, они включают в правовое регулирование акты реализации прав и обязанностей субъектов общественных отношений, а с другой – не признают их в качестве фактических правовых средств воздействия в правовом регулировании.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Книги похожие на "Теория государственно-правового регулирования. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Гавриков

Вячеслав Гавриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Отзывы читателей о книге "Теория государственно-правового регулирования. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.