» » » » Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография


Авторские права

Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография
Рейтинг:
Название:
Теория государственно-правового регулирования. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Описание и краткое содержание "Теория государственно-правового регулирования. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии излагается новая парадигма динамики права, предлагается иная логика изложения материала в учебниках по теории государства и права, уточняются понятия: правового регулирования, механизма правового регулирования, законности, правопорядка. Изложение материала исследования подчинено объективным взаимосвязям явлений и процессов правовой действительности, обусловленных правовым регулированием общественных отношений. Законодательство приведено по состоянию на 1 июля 2015 г. Книга рассчитана на преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.






Вторым видом индивидуального правового регулирования А. Ф. Черданцев называет договоры нормативного содержания (коллективные договоры, генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др.) и гражданско-правовые договоры35. Но договоры нормативного содержания содержат абстрактные нормы права, а гражданско-правовые договоры – индивидуальные правовые предписания для конкретных участников этих договоров. Поэтому объединять их в один вид не следует.

В теории правового регулирования важное место занимают положения о способах правового регулирования общественных отношений.

2. Способы государственно-правового регулирования

Способы правового регулирования – это основные пути юридического воздействия на общественные отношения. Различают три основных способа правового регулирования:

а) позитивное обязывание, т. е. возложение на лиц обязанности к активному поведению (сделать, передать, уплатить и т. п.); типовая модель должного поведения содержится в диспозиции обязывающей нормы; для казуально-правового регулирования конкретный вариант должного поведения содержится в индивидуальном правовом акте;

б) дозволение, т. е. предоставление субъектам возможности своего собственного активного или пассивного поведения, активных или пассивных действий; типовая модель возможного поведения содержится в диспозиции управомочивающей нормы; для казуально-правового регулирования конкретный вариант возможного поведения опять-таки содержится в индивидуальном правовом акте, например в лицензии на осуществление конкретного вида экономической деятельности;

в) юридический запрет, т. е. возложение на лиц обязанности воздерживаться от поведения известного рода; такой способ правового регулирования содержится в диспозиции охранительной нормы; для казуально-правового регулирования юридический запрет тоже содержится в индивидуальном правовом акте, например в предписании антимонопольного органа конкретному хозяйствующему субъекту прекратить нарушения рекламного законодательства.

Способы правового регулирования расцениваются в качестве исходной материи права. Так, С. С. Алексеев отмечает, что позитивное обязывание, дозволение и юридический запрет в сущности носят субстанциональный характер, создавая «вещество», «тело», «материю» права как объективную реальность36.

Из юридических норм и других правовых средств, выражающих тот или иной способ правового регулирования, складывается содержание отраслевых методов и отраслевых режимов правового регулирования в целом.

3. Методы государственно-правового регулирования

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов юридического воздействия, которые в концентрированном виде выражаются прежде всего в правовом статусе субъектов правовых отношений.

Различают два первичных метода правового регулирования:

а) централизованное, императивное регулирование (или метод субординации), которое осуществляется сверху донизу на властно-оперативных началах. Статус, общее положение субъектов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;

б) децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации) осуществляется сверху лишь в основном, а по определенным моментам идет снизу. Общее положение (статус) субъектов правоотношений характеризуется отношениями координации, согласованием, приданием правовому поведению участников общественных отношений (в частности в договоре) индивидуально-регулятивного значения.

Указанные методы правового регулирования (императивный и диспозитивный) в различном сочетании друг с другом выражают особенности юридических режимов отдельных отраслей права.

На их особенности влияют способы правового регулирования. Типичные методы правового регулирования преимущественно проявляются в отраслях публичного права, например в административном праве (централизованное, императивное регулирование) и в отраслях частного права, например в гражданском праве (децентрализованное, диспозитивное регулирование). В чистом виде императивный и диспозитивный методы правового регулирования не существуют, так как в отраслях частного права легко найти императивность правового воздействия, а в отраслях публичного права имеет место и диспозитивное правовое воздействие. Неповторимая совокупность императивности и диспозитивности правового воздействия образуют отраслевые методы правового регулирования. Но в литературе встречаются и другие точки зрения. В частности, в суждениях наряду с императивным и диспозитивным методами правового регулирования употребляются рекомендательные и поощрительные методы правового регулирования, что, по нашему мнению, является разновидностью дозволения.

В зависимости от преобладания способов правового регулирования формируются его типы.

4. Типы государственно-правового регулирования

Тип правового регулирования – это особое построение, порядок юридического регулирования, зависимый от того, что лежит в его основе: общее дозволение или общий запрет.

В соответствии с данным обстоятельством различаются два основных типа правового регулирования:

а) общедозволительное регулирование, в основе которого – общее дозволение, т. е. дозволены любые действия, кроме прямо запрещенных;

б) разрешительное регулирование, когда можно совершать только те действия, которые прямо разрешены.

Дозволительный тип правового регулирования предусмотрен для индивидов и их объединений. Этот тип правового регулирования осуществляется в различных формах, в том числе при реализации притязаний субъектов общественных отношений, заключении гражданско-правовых договоров, а также заключении соглашений и других договоров нормативного характера между общественными объединениями.

Разрешительный тип правового регулирования предусмотрен для властвующих субъектов: государственных органов и должностных лиц. Только в этом случае государство будет организационно и функционально связано правом. Этот тип правового регулирования характерен для правоприменительной деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Способы правового регулирования, характерные для его любого типа, сформулированы в нормах права так, что они положительно сказываются на потребностях, интересах, мотивах и установках человека. Для субъектов права нормативно закрепляются определенные льготы внешнего характера. В результате у субъектов общественных отношений меняется ценностная ориентация, которая способствует результативному воздействию правовых средств в соответствии с заданной целью. Аналогично обстоит дело и с факторами, сдерживающими негативное поведение субъектов общественных отношений. В теории правового регулирования они получили название правовых стимулов и ограничений. Но эти аспекты нуждаются в отдельном рассмотрении.

§ 3. Стимулы и ограничения в государственно-правовом регулировании и обусловленные ими правовые режимы

Понятие и виды стимулов и ограничений в правовом регулировании изложены далеко не во всех учебниках по теории государства и права. А между тем в данных понятиях углубляется тема способов и методов правового регулирования. Теория стимулов и ограничений разработана профессором А. В. Малько37. Только он стимулы и ограничения в данном случае связывает непосредственно с правомерным поведением, а ведь они имеют значение для правового регулирования в целом, для способов и методом его осуществления. В других его работах эти правовые средства связываются непосредственно с правовым воздействием38.

Раскрывая понятия стимулов и ограничений в праве, А. В. Малько правовое регулирование рассматривает в виде информационного процесса.

Информационный аспект правового регулирования тесно связан с психологическим, т. к. знаковая информация воспринимается сознанием личности и трансформируется в мотив ее деятельности.

Знаковая информация бывает дескритной, т. е. описательного характера, и предскритной, т. е. предписывающей.

Дескритная информация, как правило, содержится в преамбулах нормах-дефинициях и описывает состояние какого-либо объекта.

Предскритная информация содержится в правовых средствах, прямо воздействующих на интересы личности, т. е. содержится в правовых предписаниях: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях.

Сознание декодирует правовые средства, влияющие на его положительно-отрицательные факторы: «полезно – вредно», «выгодно – невыгодно». Такая расшифровка предписывающей информации обуславливает построение субъектом соответствующей программы действий. Огромную роль в этом процессе играют правосознание и правовая культура субъектов общественных отношений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Книги похожие на "Теория государственно-правового регулирования. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Гавриков

Вячеслав Гавриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Гавриков - Теория государственно-правового регулирования. Монография"

Отзывы читателей о книге "Теория государственно-правового регулирования. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.