» » » » Коллектив авторов - Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза


Авторские права

Коллектив авторов - Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза
Рейтинг:
Название:
Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза"

Описание и краткое содержание "Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза" читать бесплатно онлайн.



В монографии речь идет о международно-правовой основе создания и деятельности различных экономических интеграционных образований на постсоветском пространстве, конечной целью которых должно стать формирование Евразийского союза. Эта деятельность началась еще в 1991 г., сразу же после того, как распался Советский Союз и появилось Содружество Независимых Государств. Интеграционные процессы стали проявляться в политике СНГ уже в 1993 г., когда на пространстве СНГ стали создавать Экономический союз. Затем эти процессы стали заметны в политике Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и некоторых других государств Содружества, когда на постсоветском экономическом пространстве стали весьма четкими тенденции разноскоростной и разноуровневой интеграции. Эти тенденции стали заметными начиная с 6 января 1995 г., когда Россия и Белоруссия, а с 21 января того же года и Казахстан, заявили об их намерении создать Таможенный союз. В 1996 г. к этому процессу подключилась Киргизская Республика, а в 1999 г. – Республика Таджикистан. В 2000 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан создали интеграционное образование – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2010 г. в его рамках создан Таможенный союз в составе трех государств – Белоруссии, России и Казахстана, а с 1 января 2012 г. действует Единое экономическое пространство. К 1 января 2015 г. должен быть создан Евразийский экономический союз. Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами интеграции на постсоветском пространстве.






В январе – марте 1992 г. страны Содружества заключили ряд соглашений, в которых содержались конкретные обязательства и меры, призванные обеспечить, как тогда казалось, плавный переход стран СНГ от директивно-плановой к рыночной экономике.

На саммитах президентов и премьеров СНГ, состоявшихся в 19921993 гг., создавалась нормативно-правовая база по сближению национальных хозяйственных механизмов и формированию более или менее однородной рыночной среды и общего экономического пространства.

В Уставе СНГ также уделено немало места вопросам экономического сотрудничества. Среди целей и принципов СНГ в Уставе декларированы всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства; межгосударственная кооперация и интеграция; развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества; расширение интеграционных процессов8.

В пятом разделе Устава (ст. 19) говорится о сотрудничестве в экономической области по следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем; содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов; поощрение и взаимная защита инвестиций; содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров.

Кроме названных основополагающих документов в первые два года существования СНГ было заключено немало нужных соглашений в экономической области. Среди них: об общих условиях поставок товаров от 20 марта 1992 г.; о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.; о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г.; об обмене экономической информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 г.

Однако положительный эффект от подписания данных документов оказался весьма скромным. Разрыв хозяйственных связей остановить так и не удалось. Глубокий и повсеместный спад производства привел к резкому снижению уровня жизни людей, увеличению размеров неплатежей и другим негативным последствиям. Так, производство ВВП в 1993 г. сократилось, по данным межгосударственного Статистического комитета СНГ, в сравнении с 1990 г. (в процентах): в Узбекистане – почти на 17, в Беларуси – на 36, в России и на Украине – на 47, в Азербайджане, Казахстане и Кыргызстане – на 50, в Армении и Молдове – более чем на 60 и в Грузии – без малого на 809.

До предельно низкого уровня опустились объем и интенсивность межгосударственного обмена продукцией и услугами. В 1992 г. торговля стран СНГ с Россией, их главным деловым партнером, сократилась по сравнению с 1991 г. на две трети, в 1993 г. – еще на одну четверть. Объем поставок в рамках бывшего межреспубликанского обмена за 1992 г. сократился в Казахстане и на Украине более чем вдвое. Аналогичная ситуация сложилась и в других странах СНГ10.

Одновременно как результат либерализации внешней торговли происходила переориентация рыночных устремлений молодых государств на дальнее зарубежье. Объем их экспорта в третьи страны увеличился в 1993 г. на 7 %, а импорт из этих государств, наоборот, сократился более чем на 20 %. В итоге положительное внешнеторговое сальдо возросло почти в пять раз.

Все надежды на результаты полной самостоятельности, максимально эффективное использование природных ресурсов или географического положения, быстрое реформирование хозяйственного механизма и уверенный выход на просторы мировой экономики не оправдались. Жизнь показала, что независимость – не только благо, но и множество проблем, трудностей и нерешенных вопросов, которые порой очень сложно предвидеть.

Таким образом, СНГ в первые годы после своего образования представляло собой не форму интеграции независимых стран, а способ развода составных частей когда-то единой страны, попытку сохранить в этих условиях эффективные хозяйственные связи. Россия ввозила из других республик СССР продукцию 102 отраслей, самостоятельно выпускала лишь 40–60 % изделий (в том числе лишь 18 % вооружений и военной техники)11. Научно-производственный цикл изготовления судов, самолетов, автомобилей, ракетно-космической, сельскохозяйственной и других видов техники включал предприятия многих республик. Однако обвальная и неуправляемая конверсия привела к разрыву многих из этих связей. Восстановить разрушенные технологические цепочки на базе долгосрочной кооперации в полной мере так и не удалось.

Следует отметить, что в условиях информационного общества XXI в. ни одна национальная экономика не сможет оставаться конкурентноспособной на глобальном мировом рынке без реального включения в состав того или иного суперрегиона: достаточно мощной группы стран, обладающих собственным научно-техническим потенциалом и развитыми человеческими ресурсами12.

В этих условиях необходимо было использовать особые формы интеграции партнеров с различным потенциалом, чтобы избежать их противопоставления и добиться общего подъема13.

Поворотным рубежом от разрозненных соглашений в области регулирования экономических связей стран СНГ к осуществлению сотрудничества в рамках общей универсальной организации по типу Европейского союза должен был стать Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г14.

Впервые на высшем уровне идея создания Экономического союза официально была обсуждена и одобрена на внеочередной московской встрече в верхах в мае 1993 г.15 Именно тогда главы государств заявили о своей твердой решимости идти по пути глубокой интеграции, создания нормальных рыночных условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на общем экономическом пространстве.

Итогом обсуждения концепции поэтапного продвижения к экономическому союзу, предложенной Россией, явилось принятие Декларации16. Следует отметить, что ни в целом, ни по отдельным разделам этого документа принципиальных разногласий не было. Сомнения у Молдовы и Украины возникли лишь в отношении применения слова «союз». Они мотивировали свои колебания неблагоприятными ассоциациями с недавним прошлым, а Президент Украины Л. М. Кравчук резервировал позицию своего государства в отношении будущих структур экономического объединения в зависимости от их жесткости.

Главы государств поручили утвержденному на том заседании постоянно действующему исполнительному органу СНГ – Координационно-консультативному комитету на основе принятых ими развернутых Рекомендаций подготовить проекты Договора о создании Экономического союза и других необходимых документов17.

Работа над Договором при всей ее сложности и нелегком поиске компромиссов продвигалась весьма быстро. Уже через два месяца эксперты положили на стол согласованный текст. В начале июля 1993 г. в Минске прошло заседание Координационно-консультативного комитета, на котором были уточнены последние редакционные правки и принято решение представить проект Договора на рассмотрение правительств тех государств, которые выразили твердое желание в нем участвовать. После одобрения правительствами документ нужно было еще раз уточнить и вынести на рассмотрение Совета глав государств.

Одновременно Координационно-консультативный комитет предложил проект Программы подготовки пакета межправительственных соглашений, которые в совокупности создали бы механизм реализации Договора, наметили четкие этапы движения и определили бы конкретные сроки строительства Экономического союза.

Однако дальше развитие событий неожиданно пошло по иному сценарию. Главы правительств Беларуси, России и Украины 10 июля 1993 г. обнародовали Заявление о неотложных мерах по углублению экономической интеграции18. В документе три государства наметили конкретные меры по углублению экономической интеграции. Это шло явно вразрез с готовящимся Договором о создании Экономического союза в рамках всего СНГ, хотя в тексте Заявления было сказано, что «меры по более тесной трехсторонней интеграции их экономик будут содействовать ускорению осуществления целей и принципов этого Договора».

Инициатива премьеров правительств Беларуси, России и Украины была сюрпризом для остальных государств Содружества, особенно участие в ней Украины, которая до этого всячески показывала свою явную незаинтересованность в глубокой экономической интеграции.

24 сентября 1993 г. премьеры правительств стран СНГ предложили все внимание сосредоточить на проекте Договора о создании Экономического союза, общего для всех19. К завершению заседания был достигнут компромисс по большинству поправок, в том числе и Украины, делегация которой заявила, что сможет присоединиться к документу лишь в случае безусловного принятия ее замечаний.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза"

Книги похожие на "Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза"

Отзывы читателей о книге "Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.