» » » » Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие


Авторские права

Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Юридическая психология». Раскрыты аспекты психологических основ предварительного расследования, психологии судебной деятельности, исправительно-трудовой психологии, психологии потерпевшего, психологии несовершеннолетних. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами юридической психологии.






В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды37. Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения.

В отечественной психологии теоретические положения установки разработал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе38. В своем обобщающем труде «Экспериментальные основы психологии установки» он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдельных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта как результат предыдущего опыта и проявляется в виде изначальной реакции на ситуацию, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является «внесознательный психический процесс, оказывающий… решающее влияние на содержание и течение психических процессов».

Различают несколько видов установок. Моторная установка – это установка готовности к физическим действиям. Например, динамика кисти к большим или маленьким предметам. Пер-центивная установка – ожидание звонка, выстрела, угрозы. Умственная установка – например, предубеждение следователя относительно виновности или не виновности подозреваемого лица. Социальная установка связана с качеством конформности личности.

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономерностей проявления установки – необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.

§ 6. Ценностностные ориентации, интересы, идеалы

Поведение людей разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать как свойства материальных объектов, так и явления общественной жизни. Ценности в идеальной форме выражают цели и устремления человека. Как отмечает Б. Г. Анананьев, «без познания ценностных представлений индивида невозможно понять его поведение»39.

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Они влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются во взглядах личности на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они формируют такие черты характера как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности строятся на восприятии материальных объектов: вещей, денег, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

Идеал – это представление человека о том, каким он хочет видеть себя и других. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Становление идеалов происходит под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.

Направленность личности. Существенная сторона мотивации поведения человека – направленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов (Божович Л И., Москвичев С.Г.)1. Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

Глава III. Психологическая подготовка к юридической деятельности

§ 1. Память человека

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физиологической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредовано через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.

В психологии различают четыре типа памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т. п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, здания, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение для учебной и творческой деятельности человека. ,

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко представить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительными особенностями эмоциональной памяти являются широта обобщения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.

Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие – слуховыми, третьи – двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладает определенный вид запоминания, недоступны другие виды.

Различают следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.

Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее Сложный. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Книги похожие на "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Чуфаровский

Юрий Чуфаровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.