» » » » Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие


Авторские права

Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Методика научной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика научной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Методика научной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие знакомит студентов и слушателей с основными элементами научно-аналитической деятельности. К их числу относятся поиск, отбор и анализ фактического материала (источников, литературы), его группировка и классификация, разработка концепции, определение структуры, композиции, работа над текстом. Рассмотрение основных вопросов осуществляется на примере подготовки дипломного сочинения. В связи с этим также уделено внимание выбору темы и проблемы работы, правилам оформления и защиты квалификационного проекта. В Приложении даны правила составления библиографического описания разных видов литературы, а также образцы оформления титульного листа и оглавления. Пособие будет полезно студентам и слушателям, подготавливающим курсовые работы, доклады, рефераты.






При работе на лекции наиболее продуктивной формой записи может стать краткий конспект, в котором фиксируются наиболее важные моменты лекции: новые факты, которые не указаны в учебной литературе, историографические точки зрения, подтверждающие или опровергающие их аргументы, справочные сведения и т. п.

Для ведения лекций лучше всего использовать специальные тетради. Запись в них должна вестись с соблюдением определенных правил. Обычно лист делится на две неравных части. В одной (наиболее объемной) записывается основное содержание лекции. При его фиксации необходимо научиться дробить записываемый материал: выделять абзацы, обращать внимание на переходы от одной мысли к другой, подчеркивать наиболее значимые положения.

Сбоку листа записывается дополнительный материал: термины и понятия, справки, библиография, возникшие вопросы. Непонятые положения лекции нельзя оставлять «на потом». Лучше всего обратиться за разъяснениями к лектору в письменной или устной форме. Если записку с просьбой устранить неясности, сделать пояснения можно составить во время прослушивания материала, то устное обращение вполне допустимо адресовать преподавателю после окончания занятия. Если полученные разъяснения Вас не удовлетворили, то в дальнейшем можно самостоятельно устранить возникшие противоречия путем обращения к дополнительным справочным материалам, обсуждения на семинарах или консультациях.

Не менее велика роль конспекта и при подготовке к семинарским занятиям. Их отличительная черта состоит в том, что во время лекции студент в основном слушает выступление преподавателя, а во время проведения семинаров приходится выступать ему самому. Вполне закономерно, что подготовка к этому выступлению должна вестись планомерно и последовательно по составленному плану, в котором отражены основная цель семинара, конкретные задачи и вопросы, выносимые на обсуждение, список рекомендованной учебной литературы, научных работ и необходимых источников.

В первую очередь необходимо ознакомиться с содержанием учебников и учебных пособий, в которых раскрывается значение данной темы в общем курсе изучаемой дисциплины. Затем следует приступать к рассмотрению общей и специальной литературы по теме и только потом можно начинать работу над источниками.

Данная последовательность в накоплении информации позволяет пройти от выявления устоявшихся и не вызывающих споров взглядов к дискуссионным положениям. Тем самым открывается возможность не только проследить логику построения той или иной концепции, но и определить собственное отношение к высказанным точкам зрения. Крайне важно, чтобы ваши взгляды сформировались самостоятельно в процессе знакомства с учебной и научной литературой, работы над извлеченными из источников фактами.

Обращение к источникам, прежде всего, преследует цель научиться критически анализировать документы, которые, как правило, уже опубликованы в различных сборниках, хрестоматиях и снабжены соответствующими пояснениями, комментариями, научно-библиографическим аппаратом. Перед вами не стоит задача критики источника. Основное внимание необходимо обращать на истолкование его содержания, позиции автора, изложение собственной интерпретации событий и т. п.

При подготовке к семинарскому занятию я рекомендовал бы составить конспект прочитанного материала или сделать выписки. Вполне возможно комбинировать обе формы фиксации информации. Каждая из них имеет свои преимущества. Если конспект позволяет составить целостное представление о прочитанной работе (например, о научной статье), то выписки на специальных карточках по определенной тематике из источников и литературы путем систематизации и группировки дают возможность выстроить систему доказательства и аргументации собственной позиции.

Полезными могут оказаться и цифровые материалы, представленные в виде статистических таблиц, графиков, которые наглядно демонстрируют динамику изменений в развитии экономики, демографические и другие процессы. Не помешают и специально выписанные определения терминов. Работа над понятийным аппаратом всегда важна хотя бы по той причине, что точный и определенный смысл, вкладываемый в специальную терминологию, всегда облегчает обсуждение концептуальных расхождений, возникающих во время обсуждений на семинарских занятиях между студентами в студенческой аудитории.

Велика роль конспектов и при подготовке студентов к зачетам и экзаменам. Достаточно для этого хотя бы вспомнить классическую комедию Л. И. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Вместе с тем уверен, что многие студенты удивятся, узнав, что зачеты и экзамены относятся к активным формам обучения. Зачастую экзаменационная сессия расценивается ими как обязательная и нудная отчетность о проделанной работе. Отчасти это действительно так. Но право рассматривать зачеты и экзамены в качестве формы обучения диктует условие подготовки к предстоящим испытаниям в течение всего учебного года.

Как ни жаль опровергать известные слова из старинной студенческой песни («От сессии до сессии живут студенты весело…»), необходимо признать, что добиться хороших результатов можно только путем ежедневного систематического труда. Осилить за три-четыре дня перед экзаменом материал учебника, конечно, можно, хотя это и потребует известного напряжения сил, бессонных ночей и тому подобных усилий. Но это еще не значит, что прочитанный и наскоро усвоенный материал не «испарится» вскоре из памяти. К тому же сведения, почерпнутые из учебных пособий, в лучшем случае обеспечат получение твердой удовлетворительной оценки. Если Вы претендуете на нечто большее, то нужно продемонстрировать на экзамене или зачете более глубокие и обширные знания, умение четко формулировать собственную позицию по определенным вопросам, доказывать и отстаивать ее при обсуждении с преподавателем. А добиться этого можно только при условии, если вы целенаправленно будете прорабатывать рекомендованную литературу, активно потрудитесь во время семинарских занятий, внимательно законспектируете лекции преподавателя.

Если говорить о конкретной работе во время сессии, то необходимо помнить, что подготовка к экзамену – это не приобретение новых знаний, а, скорее, их мобилизация. Можно сравнить этот процесс с выходом спортсмена на пик формы, приуроченной к определенным соревнованиям. Повторение и обобщение ранее проработанного материала позволяет лучше его систематизировать и активизировать в своей памяти. Как правило, к обязательным требованиям, предъявляемым к ответу студента, относятся твердое знание хронологии, точная передача фактического хода событий, правильное использование научной терминологии, знание географических понятий. Этому необходимо уделить особое внимание. Это – своего рода обязательный минимум дидактических единиц, которыми должен овладеть студент. Неслучайно наш великий соотечественник В. О. Ключевский отмечал, что знание дат так же необходимо для историка, как знание таблицы умножения – для математика.

Необходимо помнить и о том, что подготовку к экзаменам и зачетам требуется осуществлять по заранее определенным вопросам, которые не во всем и не всегда соответствуют содержанию учебника. Здесь и пригодятся ваши наработки в течение учебного года.

Лучше всего без суеты и спешки распланировать подготовку к каждому зачету и экзамену, определив на проработку каждого вопроса необходимое количество времени. Это можно сделать путем закрепления обязательного количества материала на каждый день. Скажем, на экзамен вынесено в общей сложности пятьдесят вопросов, а сам он состоится через четыре дня. Вполне разумно в таких условиях поставить перед собой цель каждый день прорабатывать по шестнадцать-семнадцать проблем, а последний день подготовки оставить на общее повторение.

В течение первых трех дней целесообразно составлять общий план ответа на вопросы, указывая главные, на ваш взгляд, моменты, которые необходимо осветить. Помните о том, что на экзамене потребуется кратко, ясно и логично изложить основное содержание, продемонстрировав при этом навыки систематизации и обобщения, овладение требуемым теоретическим уровнем. Другими словами – максимум информации за минимум времени. В последний день перед экзаменом лучше не перегружать себя работой. Достаточно просмотреть сделанные заметки и психологически подготовиться к будущему испытанию. Немаловажно – подойти к экзамену и в хорошей физической форме. Не следует все оставлять на последнюю ночь. Невыспавшийся студент подобен выброшенной на берег рыбе: и воздуха не хватает, и сделать ничего не можешь.

Подводя общий итог рассмотрения репродуктивной категории научных работ, обращу еще раз внимание на присущие им отличительные черты. Они обязаны быть информативно насыщенными, сочетать полноту изложения материала с объективностью его подачи. Недопустимо искажение первичного текста. Обязательным является фиксирование всех положений и нюансов, присущих обрабатываемой информации. Не менее обязательна и корректность в ее оценке. Помните, что вы имеете дело с результатом труда другого человека, и бережно относитесь к нему.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика научной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Методика научной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Зверев

Василий Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Методика научной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.