» » » » Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие


Авторские права

Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Методика научной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика научной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Методика научной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие знакомит студентов и слушателей с основными элементами научно-аналитической деятельности. К их числу относятся поиск, отбор и анализ фактического материала (источников, литературы), его группировка и классификация, разработка концепции, определение структуры, композиции, работа над текстом. Рассмотрение основных вопросов осуществляется на примере подготовки дипломного сочинения. В связи с этим также уделено внимание выбору темы и проблемы работы, правилам оформления и защиты квалификационного проекта. В Приложении даны правила составления библиографического описания разных видов литературы, а также образцы оформления титульного листа и оглавления. Пособие будет полезно студентам и слушателям, подготавливающим курсовые работы, доклады, рефераты.






В. В. Зверев

Методика научной работы

Учебное пособие

[битая ссылка] [email protected]

Вместо введения

Приступая к написанию этой работы, я испытывал не просто волнение, а некоторую робость и неловкость. И причин тому – немало. Во-первых, творческий процесс – сугубо индивидуален, и выработать универсальные рекомендации крайне трудно, как и невозможно ограничиться общими рецептами и схемами. Во-вторых, вопросами теоретического осмысления мировоззренческих подходов, их использования в процессе научного труда занимаются специалисты, которые накопили значительный арсенал знаний и приобрели необходимый опыт преподавания. Не окажутся ли в этом отношении мои мысли о принципах и правилах научной работы поверхностными, отрывочными и уязвимыми? Ведь характер моих профессиональных занятий относится к области исторической науки.

Правда, каждый, кто занимается преподаванием в вузе, рано или поздно сталкивается с проблемой обучения конкретным приемам исследования в процессе руководства подготовкой курсовой работы и дипломного проекта. Занятия такого рода многому учат и студента, и преподавателя. Студента – навыкам научно-аналитической деятельности, которые вырабатываются в процессе труда над первым самостоятельным профессиональным сочинением. Преподавателя – умению передавать своему подопечному знания и умения, частично полученные от своего научного наставника, частично – приобретенные и накопленные в результате преподавательской практики.

Я в этом отношении не являюсь исключением. Еще в студенческие годы со мной и моими товарищами своим богатейшим опытом щедро делился доктор исторических наук, профессор В. Ф. Антонов – признанный знаток русского народничества, наделенный талантом Учителя. Его уроки нам многое дали, можно сказать, сформировали основы отношения к избранной профессии.

Решение о подготовке этой работы возникло не сразу. Общение со студентами подтолкнуло к знакомству с сочинениями отечественных и зарубежных авторов. Однако оказалось, что или прочитанные книги в основном посвящены вопросам оформления дипломных сочинений, или излагаемые в них идеи не во всем совпадают с моими представлениями о научном труде, его основных элементах, способах и средствах.

Пожалуй, наибольший интерес вызвали работы всемирно известного итальянского писателя У. Эко («Как написать дипломную работу») и американских исследователей У. К. Бута, Г. Дж. Коломбо, Дж. М. Уильямса («Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов»). В них изложение материала дается просто, легко и свободно, без псевдонаучной терминологии, в наиболее доступной и понятной студентам разговорной манере.

Подобным образом попытался действовать и я, следуя призыву австрийского историка Ф. Шахермайра «выйти за пределы общепринятого научного косноязычия»1. Насколько это удалось – судить читателю. К тому же любая книга обладает одним замечательным свойством: в любой момент ее можно закрыть и отложить в сторону, если она не оправдывает ожиданий или если исчезла необходимость в ее прочтении.


Вопросы методики могут быть интересны всем мыслящим людям: вопрос о методике – это вопрос о наиболее целесообразных средствах передачи культуры.

(А. Д. Алферов, 1911 г.)

Лекция 1

Методы научного исследования

Общее и особенное

Начну с банального утверждения. Наука давно стала одним из решающих факторов технического, производственного и социального прогресса общества. Ее задачи многофункциональны и простираются от области познания сущности предметов и явлений до практического применения накопленных знаний, их использования в производстве и повседневной жизни. Быт человека XXI в. невозможно представить без разнообразных машин, облегчающих, совершенствующих, а иногда и просто меняющих условия нашего существования. Последовательно для своих удобств мы приспособили мотоцикл и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и телефон, компьютер и мобильный телефон, без которых уже не можем обходиться.

Аналогичные процессы происходят во всех сферах деятельности. И, по большому счету, сегодня уже можно говорить о научной индустрии, разрабатывающей разнообразные технологии существования человечества. Их игнорирование или несвоевременное восприятие неминуемо отбросит отставшие народы и страны на обочину эволюции, и вернуться назад будет уже крайне трудно.

Закономерным результатом процесса интенсивного развития науки и техники, получившим название научно-технической революции, стал лавинообразный характер накопления информации. Всезнающие социологи утверждают, что если принять за 100 % все знания, накопленные человечеством к 1700 г., то их удвоение произошло к середине ХХ в. На 1970 г. пришелся новый качественный скачок, когда в два раза были перекрыты показатели 1950 г. Геометрическая прогрессия роста информации в настоящее время выражается в удвоении ее объема каждые 5–7 лет.

Для студентов констатация данного факта означает, что знаний, полученных за годы обучения в вузе, будет хватать очень ненадолго. Другими словами, соответствие полученной квалификации требует методичного, последовательного и постоянного самообразования, напоминающего бег по тренажерной дорожке: чтобы хотя бы оставаться на месте, необходимо постоянное движение.

Быстрее всего к происходящим в мире изменениям приспосабливается молодежь, но современные юноши и девушки сталкиваются с теми же проблемами овладения умениями и навыками профессии, которые волновали в свое время их родителей. Путь познания – труден и тернист, и с каждым годом он не становится легче и проще.

Запас знаний формируется не сразу, а постепенно и требует систематичности, последовательности и целенаправленности в деятельности. Нет никакого иного пути, кроме накапливания и сохранения в собственной памяти извлеченной информации.

Каждый выбравший путь интеллектуальной деятельности должен отдавать себе отчет в том, что настоящее образование – это постоянное самообразование в течение всей жизни.

Главным условием успешного решения задачи профессионального становления является формирование умения самостоятельно работать.

Самостоятельность проявляется не только в выработке собственного исследовательского инструментария, но и в критичности ума, творческом начале, развитии культуры мышления.

Как ни парадоксально это звучит, все более развивающееся техническое оснащение познавательной деятельности, в том числе широкое использование компьютеров, приводит к ограничению творческой активности поколения «кнопочного мышления». Относительная простота доступа к информации порождает психологию «клика» (звук клавиши на компьютерной «мыши»). Кажется, что стать образованным человеком – весьма просто. Достаточно «побродить» по безбрежным просторам международной виртуальной сети. Подобная иждивенческая позиция не только превращает людей в одушевленный придаток машины, но и создает непреодолимую преграду на пути формирования оригинального мышления. В лучшем случае это – дорога к узкой специализации, в худшем – к признанию бессилия человека в мире машин. Неслучайно некоторые ученые в США и Европе заговорили о компьютерном разрушении западной цивилизации.

Выход из сложившейся ситуации видится специалистам в содействии различных учебных дисциплин и тесном сотрудничестве ученых разных областей знания2. Но, по моему мнению, наряду с этим должна получить новый импульс исследовательская, поисковая активность студенчества. Тем более что сегодня исключительную важность приобретает не просто накопление информации, а знакомство и усвоение средств и способов ее извлечения, переработки, получения на основе приобретенных знаний нового знания, выработки индивидуальных принципов научного труда. Достаточно сказать, что еще в 1989 г. директор Института образования Юнеско Ж. Делор в своем докладе отметил: развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи является одним из приоритетных направлений современного высшего образования3.

Мне, конечно, могут возразить (так, кстати, неоднократно и бывало в студенческой среде), что большинству студентов совершенно не обязательно заниматься наукой. В пользу подобного утверждения, кажется, свидетельствует и беспристрастная статистика. Только один из двадцати пяти выпускников вуза становится кандидатом наук, а докторской степени добивается один из пятидесяти. Но при этом упускают из виду, что задача высшего образования состоит в выработке у студента творческого отношения к делу. А оно невозможно без активности, рациональности, инициативности, самостоятельности и ответственности. Как раз этому и учит наука.

Не могу не упомянуть еще об одной причине разработки этого небольшого курса. С прискорбием приходится констатировать неподготовленность многих студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении. Уже не один год занимаясь преподавательской деятельностью, я, особенно в последнее время, стал обращать внимание на неумение бывших школьников конспектировать лекции, выделять главное в научных публикациях, логично, доказательно и последовательно излагать их основное содержание в рефератах, подготавливать доклады и выступать с ними на семинарских занятиях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика научной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Методика научной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Зверев

Василий Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Зверев - Методика научной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Методика научной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.