» » » » Елена Старченко - Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона


Авторские права

Елена Старченко - Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона

Здесь можно купить и скачать "Елена Старченко - Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Старченко - Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона
Рейтинг:
Название:
Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0444-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона"

Описание и краткое содержание "Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона" читать бесплатно онлайн.



В работе рассмотрены вопросы формирования рыночных институтов, способствующих экологизации экономики региона. Авторами проведено исследование трактовок понятия «экологический рынок», имеющихся в зарубежных и российских источниках. На основе систематизации опыта зарубежных стран в развитии экологических рынков выявлены условия возникновения подобных институтов, описаны составляющие инфраструктуры, способствующие сокращению транзакционных издержек и интенсификации процессов обращения благ экологического назначения. Анализ существующих подходов к оценке состояния эколого-экономических систем показывает, что ни одна из предложенных исследователями методик не дает однозначной характеристики качества условий развития экологических рынков. Для решения выявленной проблемы авторы предлагают систему показателей, иллюстрирующих отдельные аспекты состояния эколого-экономической системы, зрелость рыночной инфраструктуры и степень пригодности сложившейся среды для развития экологических рынков. Применение балльно-рейтингового подхода дало авторам возможность формулировки интегрального показателя, упрощающего процесс оценки. Изложенная авторами методика была апробирована на примере регионов Сибирского федерального округа, выявлены наиболее перспективные регионы для развития экологических рынков, оценено качество их рыночной инфраструктуры.






В Японии действует система нормативов по загрязнению атмосферы, которая является одной из самых строгих в мире. Нормативы превосходят в 2–3 раза аналогичные параметры в других странах. Вместе с тем, используются и экономические методы, побуждающие бизнес к экологизации, среди которых: платежи за природные ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на источники выбросов серы; налоги на потребителей бензина; повышен налог на покупку земель в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие экологически чистые технологии[45]. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров экотехнолгий. Однако, рынков квот на выбросы веществ-загрязнителей в стране не существует. При этом, страна является участницей международного рынка квот на выбросы парниковых газов, функционирующего на основании Киотского протокола.

Формирование экологического рынка Японии изобразим схематично на рисунке А.3, представленном в приложении А.

Подобная экологическая политика привела к формированию достаточно развитого экологического рынка как внутри страны, так и способствовала выходу японских компаний на международные экологические рынки. Страна, не обладающая значительными запасами природных ресурсов является одним из лидеров мирового промышленного производства за счет своей высокой ресурсоэффективности. Например, энергоемкость экономики Японии в 3 раза ниже российской экономики[46].

Вопросы экологизации экономики в России разработаны сравнительно хуже, чем в промышленно развитых странах современного мира. За рубежом разработка мер эколого-экономического стимулирования существует достаточно давно, тогда как в условиях России эта тенденция является новой и начала осуществляться только в начале XXI века. Причем речь идет не только о разработке экологической политики и соответствующего нормативно-правового государственного регулирования, но и о появлении отрасли экологического предпринимательства, формировании экологических рынков.

Говоря об экологизации российской экономики, необходимо отметить неразвитость рычагов рыночного регулирования природоохранной деятельности российских предприятий. Экологический рынок страны только зарождается, причем этот тезис справедлив не для всех ее регионов. Подобный факт имеет несколько объективных причин. Во-первых, экологическая емкость среды в России сама по себе высока: страна является мировым лидером по запасам природных ресурсов всех видов, численность населения небольшая по сравнению с занимаемой территорией. Во-вторых, кризисное положение российской экономики в начале и конце 1990-х годов снизило актуальность вопросов экологической политики. После распада СССР промышленное производство сократилось более чем на 50 % (по некоторым данным – на 81 %)[47], соответственно, сократилась и негативная нагрузка на окужающую среду, и потребность в природных ресурсах. Однако, дальнейшее развитие российской экономики, имеющее положительную динамику, сопровождающееся ростом масштабов производства вновь делает такие вопросы актуальными. Кроме того, учитывая тот факт, что в период 90-х гг. темпы технологического прогресса были фактически заморожены, современное развитие в большинстве своем основывается на заведомо отсталых технологических решениях. Российские технологии морально устарели, а оборудование большинства крупнейших российских предприятий устарело и физически. Таким образом, для формирования развитой, ресурсоэффективной и экологичной экономики необходимо и формирование экологического рынка, т. е. того института, который будет способствовать достижению такой цели.

Однако, базовые рычаги эколого-экономического регулирования в России все же задействованы. Основу эколого-экономического регулирования во всех развитых странах составляет реализация принципа платности природопользования. Наличие обязательных платежей, уплачиваемых предприятиями и индивидуальными предпринимателями пропорционально негативному воздействию осуществляемой ими деятельности на окружающую среду, должно формировать у природопользователей мотивацию на экологизацию. В самом общем виде принцип платности природопользования предполагает наличие системы платежей, уплачиваемых субъектами при использовании возможностей и ресурсов окружающей среды. На практике он реализуется через систему, включающую:

1) платежи за пользование природными ресурсами;

2) платежи за негативное влияние на окружающую среду, которые должны стимулировать повышение экологичности («загрязнитель платит»).

В России принцип платности природопользования закреплен на нормативно-правовом уровне. Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо называет «платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде» одним из основных принципов. Принцип платности природопользования в России де-юре реализуется через систему обязательных платежей, уплачиваемых предприятиями и индивидуальными предпринимателями – природопользователями.

Результаты систематизации платежей представлены в таблице 1.2.


Таблица 1.2. Система платежей за природопользование в России




В системе платежей, уплачиваемых природопользователями в России, можно выделить следующие группы: 1)налоги и сборы, взимаемые за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, роялти от реализации соглашений о разделе продукции, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира) – по сути, эти платежи не носят яркой «экологической» направленности, поскольку не коррелируют с объемами продуцируемой негативной нагрузки на окружающую среду (ресурсные платежи); 2) платежи, носящие компенсационный характер, призванные компенсировать в денежной форме вред, который хозяйственная деятельность наносит окружающей среде (экологические платежи) – это, во-первых, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесными ресурсами, плата за пользование водными объектами, платежи за пользование недрами.

Таким образом, в России принцип «загрязнитель платит» реализуется исключительно в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Только такие платежи исчисляются исходя из объемов негативного воздействия, продуцируемого природопользователями. Однако и реализация этого инструмента далека от идеала[48].

Анализ структуры фактически уплачиваемых платежей позволяет сделать вывод о том, что в России традиционно доминирует первый вид платежей. Статистические данные, подтверждающие указанный тезис, представлены в таблице 1.3.


Таблицы 1.3. Динамика долей различных видов экологических платежей %


Согласно представленным данным, в общей структуре доходов от использования природных ресурсов и вредного воздействия на окружающую среду в консолидированном бюджете наибольший удельный вес занимают налоги и сборы за пользование природными ресурсами (а именно – налог на добычу полезных ископаемых). Доля таких платежей в общей сумме колеблется от 92,56 до 96,09 %.

Таким образом, в России традиционно преобладают налоговые платежи за пользование природными ресурсами, в то время как компенсационным платежам отведена далеко не главная роль.

Этапы формирования основ для экологизации российской экономики схематично представим на рисунке А.4, представленном в приложении А.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что в России начинается процесс формирования основ для возникновения экологических рынков. Нормативно-правовое регулирование, действующее на сегодняшний день, во многом ограничивается регламентированием основных положений и не содержит единой системы конкретных шагов, направленных на экологизацию экономики. Применяемый на сегодняшний день инструментарий не способствует решению проблемы повышения экологической безопасности России. За рамками решения экологических проблем остаются муниципалитеты. Де-факто в России можно говорить лишь о государственной и региональной экологической политике, в то время как за муниципалитетами закреплены незначительные полномочия по утилизации отходов и организации локальных мероприятий в области охраны окружающей среды. При этом, большинство природопользователей сосредоточено на землях муниципалитетов. Целесообразно обеспечить более полное участие органов местного самоуправления в решении вопросов эколого-экономического регулирования, расширить полномочия муниципалитетов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона"

Книги похожие на "Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Старченко

Елена Старченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Старченко - Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона"

Отзывы читателей о книге "Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.