» » » » Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии


Авторские права

Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии

Здесь можно купить и скачать "Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии
Рейтинг:
Название:
Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4365-0145-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии"

Описание и краткое содержание "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии" читать бесплатно онлайн.



Активное применение форсайта развития менеджмента является реакцией на изменения в объектах управления (в первую очередь – в структуре производства), вызванные все более тесным взаимодействием науки и производства. В результате ускоряются процессы разработки новых технологий, новых видов наукоемкой продукции, а организация инновационной деятельности определяет место страны на мировой арене. Форсайт развития менеджмента позволяет разрабатывать долгосрочные (10–15 лет) стратегии развития управленческой мысли, нацеленные на повышение конкурентоспособности; это попытка (причем систематическая) заглянуть в долгосрочное будущее науки управления позволяет начинать готовить технологии управления с целью идентификации зон направлений стратегических исследований и разработки родовых технологий, направленных на получение крупных экономических и социальных выгод.

Материалы настоящего исследования раскрывают методологию проведения форсайта в экономике и менеджменте, определяющую базовый уровень формирования перспективных направлений научных фундаментальных и прикладных исследований.






Необходимость Форсайта сегодня вызывается следующими обстоятельствами: усиливающейся конкуренцией; ограничением государственного финансирования; возрастающей сложностью и повышением роли научной и технологической компетенции.

Форсайт нужен для того, чтобы улучшать процесс принятия решений; управлять выбором технологий; создавать альтернативные направления для будущего развития; усиливать процесс обучения и улучшать готовность к непредвиденным обстоятельствам; мотивировать изменения.

Определение термина «форсайт» содержит 4 ключевых элемента (рис. 1.2)[4]:


Рис. 1.2. Ключевые элементы термина «форсайт»


Существуют различные классификации подходов к созданию и выполнению форсайтов[5]:

• по масштабу рассматриваемых проблем – глобальные, национальные, региональные;

• по областям – социальная, экономическая, политическая, научная, научно-технологическая, образовательная;

• по различным целям и контекстам внутри анализируемой области;

• по методам, используемым в рамках выполнения конкретных Форсайтов. Среди них – мозговой штурм, создание и проработка сценариев, метод Дельфи, SWOT-анализ, метод альтернативных вариантов, метод релевантных деревьев и др.

Таким образом, с одной стороны, форсайт – один из способов научно-технологического прогнозирования. В отличие от других традиционных вариантов, он – весьма затратный, требующий длительного времени (не менее полутора лет) и весьма чувствительный к методологическим тонкостям.

С другой стороны, форсайт – уникальный способ трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласования их действий.

С этой точки зрения форсайт можно считать управленческой технологией, являющейся одной из развитых форм частно-государственного партнерства.

1.2. Актуальность развития системы форсайта в научно-инновационной деятельности (НИД) университета

Одна из важнейших проблем, которая до сих пор не осознана и не решена большинством российских и зарубежных высших учебных заведений (вузов), состоит в том, что развитие научных проектов происходит, исходя из имеющего научно-технического задела без учета актуальных тенденций развития рынков и технологических трендов[6].

Из-за неразвитости кооперационных процессов в инновационном секторе наблюдается слабая ориентация вузов на реализацию научных достижений в сфере производства, а также недооценка проведения маркетинговых исследований[7].

Особую актуальность проблема управления результатами научной и инновационной деятельности (НИД) приобрела в последние годы, поскольку в вузах, как и в других научных организациях, происходило “вымывание” результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующий период (до 1990 г.) с устойчивым финансированием фундаментальной науки в масштабах государства.

В дальнейшем из-за резкого сокращения бюджетного и внебюджетного финансирования науки в вузах и научных организациях было нарушено воспроизводство результатов фундаментальных исследований, и, как следствие, начал утрачиваться накопленный интеллектуальный потенциал.

Многие полученные ранее научные результаты, не доведенные по каким-либо причинам до конечного и востребованного на рынке продукта, со временем утратили свою ценность и морально устарели.

Поэтому сегодня, в условиях жесткого ограничения всех видов ресурсов, поддерживающих и развивающих научную и инновационную деятельность, на повестке дня особенно остро стоит проблема их целенаправленного и результативного использования, которая может быть решена только при условии обеспечения целостности и непрерывности поддержки всех этапов инновационного цикла (рис. 1.3)[8].

Одной из главных проблем научно-исследовательской деятельности (НИД) российских вузов остается низкий уровень спроса на ее результаты со стороны производственной и социальной сферы.

На вузы приходится около 7 % внутренних затрат на исследования и разработки, выполняемые в России, а фундаментальные исследования проводятся главным образом в институтах Российской академии наук.

Только 45,4 % вузов занимаются научными исследованиями, причем одновременно участвует в научной работе только 18,7 % профессорско-преподавательского состава[9].

По мнению ряда авторов, расширение сектора вузовской науки требует материально-технических ресурсов, однако с точки зрения повышения результативности НИД не полностью использованы возможности ее интенсификации на основе внедрения современных достижений науки и практики управления, которые получены в работах отечественных и зарубежных учёных[10].

Интегративная связь научной деятельности вуза с инновационной составляющей (ориентация результатов научной деятельности на достижение инновационных результатов) позволяет определить ее как научно-инновационную (НИД). Под НИД вуза следует понимать процесс взаимодействия интеллектуального потенциала творческих коллективов вуза и материально-технических, информационно-нормативных, организационно-управленческих, финансовых и других факторов во взаимосвязанных процессах (научно-исследовательских, экспериментально-производственных, коммерциализации), направленных на создание новаций, обеспечение их трансфера, направленных по обеспечение полезности и достижение экономической результативности[11].

Глобальной целью НИД, ориентированной на реализацию миссии и целей вуза, является осуществление эффективной научно-инновационной деятельности, направленной на создание востребованных на рынке инновационных продуктов на основе рационального использования всех элементов научно-инновационного потенциала вуза. К числу задач, ориентированных на достижение целей НИД, можно отнести[12]:

• экономические – увеличение объема научно-инновационной продукции (НИП); выгодная ценовая стратегия; рост выручки от реализации НИП; максимизация прибыли по НИД;

• рыночные – углубление диверсификации рынков сбыта НИП; расширение сегментов потребителей НИП;

• социальные и др.

НИД не всегда приносит такой доход, который принято ожидать от коммерческого проекта, и направлена зачастую не на получение прибыли, а на получение новых знаний, поиск путей применения уже существующих знаний. Однако нельзя признавать проект неудачным, только из-за отсутствия коммерческой прибыли.

Многие проекты и виды деятельности обладают определенным социальным эффектом, который может выражаться не суммой денег (прибылью), а количеством сэкономленного времени или увеличением производительности труда.

Таким образом, совершенствование методов оценки эффективности НИД становится все более актуальным в связи с необходимостью использовать в их организации последние достижения не только менеджмента, но и экономики, а также из-за постоянно изменяющихся требований рынка к экономическим показателям работы вузов[13].


Рис. 1.3. Система управления НИД на основных этапах цикла наукоемкой продукции


Авторы «Форсайт-образования 2030» отмечают, что глобализация образовательной системы в мире проявляется в России на уровне государственных запросов к образованию, в частности[14]:

• до 2015 г. произойдет отбор вузов «первого эшелона», получающих поддержку и финансирование от государства для обеспечения их соответствия международным стандартам;

• до 2020 г. будет сформирован в виде государственного заказа запрос к вузам на решение проблем инновационного развития как в рамках страны, так и на уровне отдельных регионов;

• одновременно до 2020 г. произойдет решение проблем интеграции мигрантов в российское общество посредством образования, а также обеспечения толерантности.

Одним из прогностических выводов «Форсайт образование 2030» является вывод о том, что будет происходить дальнейшая концентрация населения в крупных городах и урбанистических конгломератах.

В итоге в них будут сосредоточены основные производительные силы «знаниевого общества» – научно-образовательные производительные кластеры, в том числе на основе дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий с прямым выходом на мировые рынки продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Фактически для всего мира продолжится «цифровая революция», потребовавшая большого количества высокообразованных человеческих ресурсов и их непрерывного обучения и переподготовки.

Основные положения нового менеджмента в контексте управления научно-исследовательской деятельности вузов могут быть сформулированы следующим образом[15]:

• ориентация НИД вуза на получение прикладного результата, основанная на решении социально-значимых проблем;

• ориентация вуза в своей научно-исследовательской деятельности на запросы со стороны общественных организаций и бизнеса[16].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии"

Книги похожие на "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Масленников

Валерий Масленников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии"

Отзывы читателей о книге "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.