» » » » Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии


Авторские права

Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии

Здесь можно купить и скачать "Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии
Рейтинг:
Название:
Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4365-0145-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии"

Описание и краткое содержание "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии" читать бесплатно онлайн.



Активное применение форсайта развития менеджмента является реакцией на изменения в объектах управления (в первую очередь – в структуре производства), вызванные все более тесным взаимодействием науки и производства. В результате ускоряются процессы разработки новых технологий, новых видов наукоемкой продукции, а организация инновационной деятельности определяет место страны на мировой арене. Форсайт развития менеджмента позволяет разрабатывать долгосрочные (10–15 лет) стратегии развития управленческой мысли, нацеленные на повышение конкурентоспособности; это попытка (причем систематическая) заглянуть в долгосрочное будущее науки управления позволяет начинать готовить технологии управления с целью идентификации зон направлений стратегических исследований и разработки родовых технологий, направленных на получение крупных экономических и социальных выгод.

Материалы настоящего исследования раскрывают методологию проведения форсайта в экономике и менеджменте, определяющую базовый уровень формирования перспективных направлений научных фундаментальных и прикладных исследований.






• ориентация вуза в своей научно-исследовательской деятельности на запросы со стороны общественных организаций и бизнеса[16].

Возникает «третья» задача университетов – коммерциализация научных и образовательных результатов (рис. 1.4).

Эффективный путь развития НИД вуза предполагает правильно выбранные перспективные научно-исследовательские направления, которые реализуются c одной стороны в виде портфеля НИР, а с другой стороны в виде перспективных проектов развития. В связи, с чем возникает задача обеспечения системы прогнозирования и постоянного мониторинга в НИД вуза актуальных научно-исследовательских областей.

В отсутствие собственного прогнозирования в системе НИД вуз неизбежно занимает либо догоняющую позицию по отношению к другим игрокам, либо действует на предметном поле, которое они задают. Он вынужден ориентироваться на маркетинговые методы и существующие публичные работы, всегда на несколько шагов отставая от движения мысли конкурентов.


Рис. 1.4. «Третья» задача университетов


Таким образом, современное научно-инновационное развитие вуза и разработка научно-инновационных решений и продуктов требуют прогностической поддержки, в том числе, с помощью методологии форсайта.

Частью процесса исследований и разработок в НИД вуза должен быть непрерывный форсайт – долгосрочное прогнозирование в интересующих научно-исследовательских областях и воплощение результатов прогнозов в задачи для исследователей и разработчиков.

Современная система форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности в рамках вуза представляет собой одну из постиндустриальных техник управления. Прогнозирование как управленческая деятельность представляет собой единство мышления (исследования), коммуникации (согласования) и деятельности.

Цель системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности – обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней сред, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений вуза.

В задачи прогнозирования входят:

• проектная работа с технологическими трендами (надстройка пула исследований и проектных идей на логическое развитие существующих трендов), поиск противоречий в трендах и встраивание в них проектных идей;

• поиск перспективных, пока не обозначившихся возможностей развития технологий и областей применения;

• поиск упущенных и забытых технологических и продуктовых идей, которые могут быть эффективно воплощены;

• анализ рисков для развития технологий или рисков вследствие развития технологий.

Работа по форсайт-исследованиям строится на сопоставительном анализе мировых и отечественных результатов в научно-технической и производственно-экономической сферах, а также на проведении регулярного мониторинга состояния, перспектив и путей реализации инновационного потенциала отрасли.

Участие вузов в прогнозировании перспективных направлений развития поможет им занять ведущие позиции в ходе решения задач модернизации отечественной экономики, а также существенно повысить результативность образовательного процесса.

Так в 2011 г. была создана сеть из шести ведущих российских вузов, на базе которых были сформированы отраслевые центры прогнозирования научно-технологического развития:

• Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТ-МО). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы»;

• Московский физико-технический институт (ГУ МИФИ). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Индустрия наносистем»;

• Сибирский государственный медицинский университет. Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Науки о жизни»;

• Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). Отраслевой центр прогнозирования научнотехнологического развития по приоритетному направлению «Энергоэффективность и энергосбережение»;

• Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы»;

• Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (географический факультет). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Рациональное природопользование».

Тем не менее, деятельность, связанная с прогнозированием научно-технологического развития, в России на данный момент все еще находится на стадии формирования. Рассматривая роль форсайтов в системе управления вузами, можно сделать вывод, что для более эффективного внедрения результатов форсайт- исследований в научно-исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность необходимо понимание и осознание важности использования результатов таких исследований как внутри вуза (менеджментом вуза и профессорско-преподавательским составом вуза), так и вне его (государством, бизнесом).

В России делаются различные попытки интеграции деятельности университетов, бизнеса и государства. Однако следует отметить, что ощутимых результатов этой деятельности совсем немного. Сегодня становится очевидным, что для плодотворного сотрудничества между вузами, государством и бизнесом, необходимо наличие общего видения развития конкретных рынков, технологий, территорий и т. д., при этом немаловажную роль в нахождении такого совместного видения играет маркетинг.

Если ранее маркетингу особое внимание уделяли в основном бизнес-структуры, то на сегодняшний день маркетинг также стал одним из серьезных инструментов управления деятельностью вузов.

Возможны три сценария организации форсайтной и прогностической деятельности в вузе:

 Сценарий первый: «Вуз как обучающий центр прогностического знания». В данном сценарии реализуется понимание развития вуза как образовательного и научного центра в смысле планирования необходимых в ближайшем будущем образовательных компетенций, квалификаций, планирования и реализации развития технологических направлений.

Результаты работы центра Форсайта используются субъектами внутри вуза. Маркетинговая деятельность связана с: 1) рекламой вуза как поставщика качественного, современного и своевременного образования для абитуриентов; 2) продвижением на рынок конкретных технических разработок и продуктов. Рынок преимущественно региональный. В вузе существует курс по обучению Форсайту и аналитике. Модель работы вуза не масштабируется.

 Сценарий два: «Вуз как консультант по Будущему в своих приоритетных научно-технологических направлениях». Помимо внутренних потребностей вуза оказываются точечные услуги по консалтингу в области прогнозирования в выбранных научно-технологических направлениях отдельным заказчикам как на региональном, так и на федеральном уровне.

Существует отдельное маркетинговое направление по продвижению данного типа услуг на рынок и поиску соответствующих потребителей. В вузе работает собственная фабрика мысли, ориентированная на внутренние потребности и внешних заказчиков.

 Сценарий три: «Вуз как источник видения Будущего» / «Вуз как генератор Будущего». Вуз проводит исследования широкого профиля в областях своей специализации и организует свободное предоставление прогностической информации, а также создает информационную систему, позволяющую собирать, согласовывать и управлять позициями экспертов и значимых игроков в области работы с трендами, технологическими развилками, альтернативными сценариями, дикими картами. Прогностический центр имеет собственный отдел маркетинга.

Маркетинг и PR направлены на управление информированностью общественного мнения о технологических трендах, создание моды, в том числе, в области будущих компетенций и квалификаций, троллинг и разоблачение псевдотрендов.

Вуз выступает поставщиком принципиального понимания в области развития и применения научно-технологических направлений.

Для ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» наиболее перспективным является сценарий два: «Вуз как консультант по Будущему в своих приоритетных научно-технологических направлениях», выявленных в процессе планирования НИД вуза на основе форсайт-исследований по предметным областям.

1.3. Описание проекта «Создание методологии Форсайта развития теории и технологии управления (менеджмента) в целях коммерциализации результатов исследований университета»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии"

Книги похожие на "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Масленников

Валерий Масленников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Масленников - Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии"

Отзывы читателей о книге "Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.