» » » » Инна Герасимова - Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев


Авторские права

Инна Герасимова - Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев

Здесь можно купить и скачать "Инна Герасимова - Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЛитагентCorpus47fd8022-5359-11e3-9f30-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Инна Герасимова - Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев
Рейтинг:
Название:
Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-17-095128-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев"

Описание и краткое содержание "Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев" читать бесплатно онлайн.



“Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев” – уникальное историческое расследование. Инна Герасимова не только с точностью хрониста фиксирует происходившее с евреями в Белоруссии на территориях, занятых фашистами. Автор насыщает повествование свидетельствами очевидцев, и это одушевляет прежде немые статистические данные.

Политрук-партизан Николай Киселев взял на себя ответственность за перевод через линию фронта более 200 евреев (недавних узников гетто). Что предшествовало такому решению и чем оно обернулось? Почему случившееся почти 75 лет назад кровоточит до сих пор?

Инна Герасимова, следуя – шаг за шагом – за своими героями, узнала ответы на эти вопросы.






Уезжая, немцы опять распорядились о регистрации, обещая явившимся жизнь. Однако никто не торопился – разве можно было верить их собачьему слову?

Мы стали готовиться к побегу, и ночью около 200 человек выломали ограду и ушли в леса Белоруссии[53].

Холокост в деревне Илья

Илья (Илия) – деревня в Вилейском районе Минской области. Евреи появились здесь в конце XVI века. С 1842 года деревня входила в состав Виленской губернии. В 1847 году в Илье проживали 894 еврея, а по переписи 1897 года – 829 (57, 9 % от всего населения). С 1921 года деревня находилась в составе Польши, и по переписи 1931 года здесь жило около 1200 евреев.

В годы Первой мировой войны, в 1915-м, произошел погром, зачинщиками которого стали казаки русской армии. Еврейские лавки и дома были разгромлены, несколько евреев убито[54].

В 1939 году деревня вошла в состав БССР. Перед войной в Илье проживали 586 евреев. 3 июля 1941-го деревню заняли немцы. Но еще до оккупации местные жители в течение нескольких дней грабили еврейские дома, а с приходом немецких войск и созданием гетто принимали активное участие в издевательствах над евреями и их уничтожении.

В марте 1942-го прибывший из Вилейки отряд СД расстрелял 520 евреев. Летом того же года вместе с немцами в акции участвовали латышские и местные полицейские. Расстрел продолжался несколько часов, и каратели уничтожили 300–400 евреев не только из Ильи, но и из ближайших деревень: трупы облили бензином и сожгли.

В мае 1942-го в Илью прибыл отряд гестаповцев из Вилейки численностью 200 человек, с ними – 30 белорусских полицейских. Каратели вырыли на улице Советской большую яму. Евреям, которых собрали из близлежащих деревень и местечек, приказали раздеться и встать на край ямы. Потом начали стрелять в упор из пулемета и автоматов. Когда яма заполнилась доверху, туда залили бензин и подожгли тела убитых. Во время массового убийства расстреляли и сожгли около 1500 евреев, включая 150 детей в возрасте до 10 лет[55].

В конце 1990-х проживающие в Израиле ильянцы установили на месте трагедии памятник с именами погибших.

В настоящее время в Илье проживает около 1000 человек. Евреев среди них нет.

Из воспоминаний Залки Гитлица (Израиль)

Илья. Черные дни

Через несколько дней после начала войны крестьяне из местечка и окружающих мест напали на евреев и стали грабить их добро. Правда, человеческих жертв при этом не было, потому что никто из евреев не отважился сопротивляться. Евреи оставили свои дома, и крестьяне забрали оттуда что хотели. Они не могли забрать все потому, что за несколько дней до этого евреи спрятали свои более дорогие вещи и ценности.

В воскресенье, 29 июня 1941 года, немцы вошли в наше местечко Илья. Когда мы их увидели, у нас оборвалось сердце. Как длинная грязная лента, тянулись железные автомобили, и через их радио они призывали на русском языке громить евреев: “Каждый гражданин имеет право постоянно делать с евреями то, что он считает нужным, и не будет за это наказан”.

Через некоторое время после входа немцев в местечко был создан немецкий штаб. Сам по себе этот факт произвел на евреев большое впечатление. Когда в штаб первый раз позвали евреев на собрание, то мы все думали, что это для нас всех конец. Когда нас всех позвали, то пришли все евреи: старые и больные, мужчины и женщины, даже все дети. Нас построили в шеренгу и сообщили, что все, даже 10-летние дети, должны носить на одежде на рукаве желтую лату. Если кто появится на улице без латы – сразу будет расстрелян.

Немецкий штаб выбрал 250 человек для работы красивых евреев, мужчин и женщин, в возрасте от 15 до 50 лет и послал на работу. Евреи должны были стоять на базаре с 6 часов утра, и оттуда распределяли на работу. Каждый христианин имел право брать из группы людей для работы у себя.

Последним из них не давали никакой работы, задача была издеваться и замучить человека, чтобы ему не захотелось жить.

У нас не оставалось выбора, и мы должны были это делать. Эта работа заключалась в чистке клозетов. Крестьяне добились, чтобы это мы делали голыми руками. Мы руками это дерьмо из ямы выбирали, ложили в ящики и тащили на плечах в поле. Это казалось мистикой. Эту вынужденную работу делали обычно перед летом. Человек потел, неся эту массу, а из ящика текло дерьмо на голову, и вонь проходила внутрь. И еще, эта работа отбивала аппетит к еде. Возвратившись назад с этой работы, мылись в реке, помогая один другому отмыться.

Но даже не доводилось отдохнуть, маленькие дети бросали в нас камни, но мы не должны были реагировать на это.

Если нас использовали в другой работе, то она была очень тяжелой, выше человеческих возможностей. Позже осенью нас заставили из реки выбирать поленья, когда река уже начала замерзать. Такое полено весило больше, чем две лошади могли везти.

Евреи не могли пользоваться тротуаром, это было строго запрещено и каралось смертью. Такая жизнь стала.

Каждый не знал, что с ним произойдет через минуту. Главное, понятно, какое настроение стало после первых двух уничтожений: Зямы Хайкина и Бориса Зисмаха, которых арестовали как коммунистов и в этот же день убили. Они также нашли Маню Копелевич, которая выступала на официальном собрании сразу после фашистского нападения и призывала: “Смерть фашистам!” Маня убежала из местечка, и вместо нее была арестована ее мать, Гитл, которая позже была освобождена. Но ведь нельзя убежать от своей судьбы, и позже все вернулось: горе, каждый раз новое, горести и несчастья.

Точно за два дня до Пурима прибыла в местечко группа гестаповцев на машине. На наше несчастье этот автомобиль испортился. Так они мобилизовали 20 молодых парней, и они должны были толкать машину до маленького местечка Сосенка, что находилось не так близко – в 14 километрах от Ильи. Парни взяли с собой лопаты, чтобы снег от колес машины отгребать и толкать ее. Это продолжалось целый день. Наконец, к вечеру они уже без сил, еле живые прибыли в Сосенку. Гестаповцы спланировали “благодарность” за их честный труд, устроили “гладиаторские” игры. Они приказали парням взять лопаты и стать в две шеренги, одна против другой, одна шеренга чтобы стояла спокойно, в то время как другая шеренга лопатами била. Когда избитые были уже сильно окровавленные, задача менялась. Теперь уже избитые и окровавленные избивали первых.

Немцы стояли в стороне и наблюдали.

Один из 20 ребят, Яков Радунский, сын Леи Сосик, 18-летний крепкий парень, увидев это представление, начал убегать отсюда. Немцы в него стреляли из автоматов, но не попали. Он быстро бежал и почти спасся, но тут попались навстречу крестьяне, они его поймали и передали немцам. Можете представить, что с ним сделали. Немцы его били почти до смерти, потом его бросили в машину, чтобы отвезти в Вилейку. Остальных парней они отпустили, и те вернулись домой. Но его они привезли в лес и били там до смерти и потом бросили в болото. Это рассказали через некоторое время видевшие все это крестьяне.

В среду, 17 марта 1942 года, прибыли гестаповцы из Вилейки, они оцепили местечко со всех сторон. И полиция – местные крестьяне – заняли улицы и начали проводить акцию. Правда, много евреев приготовили убежища, где они могли спрятаться и находиться там длительное время. Но в критический момент это мало помогало. Правда, все же часть евреев спряталась.

Я оделся и хотел выйти на улицу посмотреть. Как раз в этот момент открывается дверь и входят пять человек – три гестаповца в сопровождении двух полицаев. Дети еще спали, они приказали нам одеться и идти с ними на рынок. Моя жена разбудила детей, и из-за сильного мороза она одела их тепло.

Так мы шли в наш последний путь.

Я никогда не забуду ужасные события, которые я видел собственными глазами. Когда мы шли мимо дома Реувена Кагана, оттуда вышла его дочь Шифра с красивым мальчиком на руках. Гестаповец подгоняет ее быстрее, и вдруг Шифра бросает ребенка и начинает убегать. Ребенок остался лежать на снегу, плакал и кричал. Моя жена, которая также шла к своей гибели, не могла видеть несчастного ребенка, она подняла его и понесла к месту общего убийства.

Полицейские стреляли в Шифру, но ей повезло убежать и спрятаться на некоторое время. Позже ее нашли и убили.

Когда мы пришли на рынок, там находились многие, стояли в шеренгах более 400 человек – мужчин, женщин и детей, но этот процесс еще не начался. Позже привезли больных на санках, и так они собрали всех ильянских евреев. Многие из них были одеты в талиты и тфилины[56] и хотели умереть со словами “Шма, Исраэль”[57] на губах. И те полицейские, которые были из местных и хорошо знали всех евреев, отдавали команды, объясняя: “Евреи, это ваши последние минуты”. Позже они избивали каждого палками до крови и требовали деньги и золото. Они действовали психологически, приговаривая каждому еврею, что если он отдаст, то его оставят в живых.

Как только евреи услышали, что есть возможность остаться в живых, они хотели откупиться от своей страшной смерти. Каждый из нас знал, что все прятали свои вещи, и сказали, чтобы их вели домой и они могли бы передать все это. Немцы поверили евреям и приказали провести к нашим домам. Там все отдали, что у кого было. Но позже многих евреев снова вернули на рынок и уничтожили[58].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев"

Книги похожие на "Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Инна Герасимова

Инна Герасимова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Инна Герасимова - Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев"

Отзывы читателей о книге "Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.