» » » » Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие


Авторские права

Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Экономика города: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-406-00031-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика города: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Экономика города: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Анализируется развитие городов разных исторических эпох (от античности до наших дней). Особое внимание уделяется экономическим особенностям функционирования российских городов. Приводится современная классификация населенных мест в России с учетом их экономико-географического положения, развития промышленного производства, специфики демографических процессов. Отдельные главы посвящены вопросам муниципального управления и самоуправления, развитию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетным системам муниципальных образований, целевым программам развития столичного мегаполиса и малых городов, концепциям инновационной политики г. Москвы.

Для студентов строительных и архитектурных вузов.






На следующей ступени цеховой иерархии стояли мастера, работавшие с металлом, стеклодувы, аптекари, портные, ткачи, скорняки и пр.

Несколько ниже стояли представители таких профессий, как гончары, строители, сапожники, люди, работавшие с деревом (плотники, мебельщики, бочары, корзинщики и пр.).

В отличие от большинства других ремесленников, строители, хоть и считались городскими людьми, реально работали не только в городе, а странствовали по всей округе.

Еще ниже в общественном мнении стояли ремесла, связанные с чем-либо «грязным» или «нечистым». Сюда относились кожевенники из-за специфического запаха ингредиентов, употребляемых при обработке кож, золотари и прочие подобные профессии.

В маленьких ремесленных городках людей без определенного рода занятий практически не было вообще – город стремился от них избавиться и при первой же возможности разных сомнительных элементов изгоняли из города. Больше их было в крупных торговых городах, где был достаточный спрос на неквалифицированную рабочую силу – разнообразных слуг, грузчиков и прочих поденщиков.

На самом нижнем уровне неписаной городской иерархии находились всевозможные нищие, бродяги, воры, проститутки и прочие «отбросы общества». Нищих в крупных городах было столько, что они организовывали собственные «братства». А в некоторых городах с «официально нищенствующих» даже брали налоги.

Средневековые города – средоточие товарного производства – оказывали глубокое воздействие на все стороны жизни феодального общества.

Длительный период Средневековья отмечен общим относительным застоем в развитии экономики западноевропейских стран. Производительные силы развивались очень медленно. Только к концу Х в. наметился прогресс в развитии производительных сил, хотя общее экономическое положение оставалось еще тяжелым.

Многие города средневековой Европы обязаны своим происхождением разработке полезных ископаемых. К их числу следует отнести, например, города Зальцкаммергута во главе с Зальцбургом, ставшим значительным центром уже в VIII–IX вв. благодаря добыче в его окрестностях альпийской соли и золота.

Добыча железа, меди, олова, свинца и благородных металлов влекла за собой их обработку, сосредоточившуюся не столько в сельских ремесленных мастерских, сколько в городских, так как при наличии рынка и надежной защиты от нападения город создавал ремесленному производству несравненно более благоприятную обстановку.

Выделкой оружия, домашней металлической утвари и ювелирных изделий и золота и особенно из серебра были заняты ремесленники Нюрнберга, Золингена и ряда других городов Баварии, Тюрингии, Саксонии, Италии, Швейцарии и Восточной Марки. С развитием торгового судоходства металлы в виде сырья и полуфабрикатов стали перевозиться от мест их добычи к низовьям европейских рек, способствуя развитию ремесленного производства в городах Брабанта, Лотарингии, Гольштинии, Мекленбурга и ряда других районов Европы.

Наряду с ремесленным производством, питавшимся разработкой горнорудных богатств, в городах сосредоточились ремесла, имевшие прямую связь с сельским хозяйством. В районах с сильно развитым овцеводством городские ремесленники, получавшие готовую пряжу из деревни, занимались ткачеством и выделкой сукон.

В итальянском сукновальном производстве одно из первых мест заняла Флоренция. Выделкой сукон славились также фламандские и брабантские города Брюгге, Ипр, Лилль, Сент-Омер и др. В городах Англии, и в первую очередь Лондоне, также развивалось производство шерстяных тканей. В Германии первые места по обработке шерсти принадлежали Кельну и Франкфурту-на-Майне. Производство шелка, принесенное в Европу из Византии, сосредоточилось в городах Италии (Палермо, Лукка, Флоренция, Венеция, Генуя), но не получило широкого распространения в Европе, за исключением Парижа и некоторых прирейнских городов (Кельн). В значительно большей степени городские ремесленники североевропейских стран занимались выработкой льняных и бумажных тканей.

Характеризуя экономику средневековых европейских городов, следует отметить, что сельское хозяйство в его чистом виде также имело для города большое значение, особенно на ранних стадиях формирования городского общества. Покинув деревню и переселившись а город, крестьянин не желал (и не имел возможности) окончательно порвать с привычным ему земледелием. Отсюда как непременный признак городов раннего Средневековья было наличие у города общинных выгонов, лесных угодий и пахотной земли, нередко занимавшей обширные территории. В некоторых случаях сельскохозяйственные угодья располагались в черте самого города. Так, например, по словам одного арабского путешественника, «Майнц был частью заселен, а частью засеян»[24]. Для ряда городов южной Франции разведение виноградников было главной отраслью городского хозяйства. В Германии наряду с виноделием, получившим развитие на Рейне, большое значение имело пивоварение, центром которого в районе Гарца был Кведлинбург, а там, где процветали виноделие и пивоварение, неизбежно получало развитие производство хмеля и бондарное ремесло. Таким образом, ремесленная деятельность, связанная с сельским хозяйством, была разнообразной и, кроме того, имела для городов средневековой Европы немаловажное значение.

Однако ремесленное производство не смогло бы превратиться в решающий фактор развития города, если бы не было рынка – главного жизненного центра средневекового города[25]. Рынок являлся местом сбыта продукции городского ремесла. С помощью рынка происходил обмен между городом и деревней и даже между городами одной или нескольких стран. Из рыночного права, регулировавшего взаимоотношения купцов, с течением времени выработалось общегородское право: рыночный суд дал толчок развитию городского суда, рынок оказал огромное влияние на формирование архитектурно-планировочной структуры города. По мере развития торговли рыночная площадь приобрела городские весы, колодец, на украшение которого горожане не скупились, приходскую или соборную церковь, а вместе с ростом политической независимости бюргерства и ратушу.

В экономическом развитии средневековых городов большую роль сыграло установление международных торговых связей, чему способствовали, с одной стороны, крестовые походы, а с другой – международные ярмарки.

К концу Х в. наметился прогресс в развитии производительных сил, хотя общее экономическое положение оставалось еще тяжелым.

Новые города, размеры которых были еще очень невелики, возникали на перекрестках торговых путей. В эпоху раннего Средневековья французский город Арль размещался, например, в развалинах старого амфитеатра, а Париж – на маленьком островке Сите, где находится теперь Собор Парижской Богоматери. Небольшие по размерам средневековые города были обычно окружены высокими каменными, иногда деревянными стенами с башнями и воротами. Плотность застройки была чрезвычайно высокой, высота фахверковых домов с зависшими верхними этажами достигала 25–30 м. Ремесленники одной профессии жили обычно на одной улице.

В эпоху Каролингов и еще позже, до XII в., единственными строителями каменных зданий являлись монахи, причем не только культовых или монастырских, но и «мирских». Впоследствии они передали свои познания прочему люду.

В период раннего Средневековья появляется профессия инженера. Сначала инженер – это человек, который, помимо своих профессиональных умений, обладает еще некоей суммой знаний. Чаще всего зодчий, скульптор или художник мог также сооружать укрепления, строить водопроводы, исполнять множество технических или художественных поручений феодального властителя или бюргерской знати. Кроме того, каждый архитектор обязательно должен был быть также механиком, хотя бы для того, чтобы знать, способны ли выдержать построенные им крепостные стены удары осадной мощи противника. В романский период архитектура понималась как область ремесла. Средневековый писатель Рудольф Пламенный (XI в.) в своей классификации ремесел назвал архитектуру наряду с «уходом за конем». В цехе строителей объединялись каменщики, штукатуры, цементщики. Труд архитектора оплачивался поденно, тогда как труд мастера-строителя – сдельно.

Письменных правил строительства не было, таких, например, как строительные законы, действовавшие в тот же период в Китае. Небольшие размеры городов сочетались с высокой этажностью и чрезвычайно плотной застройкой. Сооружение стен стоило громадных денег, поэтому строители сокращали их длину, застраивая каждый клочок до отказа, а когда все было застроено, город начинал расти в высоту.

Замкнутый характер феодального хозяйства вызывал сокращение строительства и ухудшение качества дорог. Плохое качество дорог чрезвычайно осложняло транспортировку или же вообще исключало применение крупных каменных блоков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика города: учебное пособие"

Книги похожие на "Экономика города: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Черняк

Александр Черняк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Экономика города: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.