» » » » Валерий Маргулис - Куранты про комедианта и колдунью


Авторские права

Валерий Маргулис - Куранты про комедианта и колдунью

Здесь можно купить и скачать "Валерий Маргулис - Куранты про комедианта и колдунью" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентНаписано пером3bee7bab-2fae-102d-93f9-060d30c95e7d, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Маргулис - Куранты про комедианта и колдунью
Рейтинг:
Название:
Куранты про комедианта и колдунью
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-00071-570-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Куранты про комедианта и колдунью"

Описание и краткое содержание "Куранты про комедианта и колдунью" читать бесплатно онлайн.



Романтическая повесть, которую я представляю на суд читателей-зрителей должна, думаю, восстановить несправедливо забытого, а если и вспоминаемого, то до нельзя однобоко, удивительного, многогранного прапращура нашего – Фёдора Волкова. Где по России, не уверен, но в Ярославле любой житель даст вам трафаретный ответ, если спросить про их земляка… «Основоположник русского театра». В Санкт-Петербурге мало кто соотносит Александринский театр с тем, что этот театр и есть предтеча всем русским театрам, выстраданный тем самым основоположником. Своё 250-летие александринцы скромно и не заметили. Шаблоны о жизни «первого русского актёра» как всегда немногоцветны. Науку по заводскому делу постигал в Москве и Питере. Но был-то он и скульптором, и поэтом, и музыкантом, даже композитором… Где? Когда схватывал? И уж совсем редко упоминают его вторую, закулисную жизнь. Да-да, «Первый русский актёр Фёдор Волков» своим интеллектом привлёк внимание сверстницы, Великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины Второй, и как результат их «взаимопонимания» – Фёдор Волков, заводчик по статусу, один из немногих после её воцарения возводится во дворяне, получает земли. Круг его общения – люди темпераментные, неравнодушные: живые энциклопедии Михайло Ломоносов, Григорий Потёмкин (будущий властелин России), княгиня Екатерина Дашкова, братья Орловы… А как не упомянуть международного авантюриста Сен-Жермена? Очень колоритная личность рядом с Фёдором, с первого до последнего дня его жизни в Питере, это и учитель, и коллега – поэт, режиссёр, первый директор русского театра и тоже ушедший безвозвратно в Лету – Александр Сумароков. Тот облик, что мне по крупицам удалось собрать об Александре Петровиче, ну… Владимир Ильич Ленин. Представляете: роста был невысокого, плотный, картавил, темперамент необузданный… Не знаю, мистика ли это, или какое другое заковыристое понятие, но неоднократно и при накоплении материла, а уж тем более при написании, я ощущал себя соучастником событий тех дней, хотя грядёт трёхсотлетие со дня рождения и Фёдора Григорьевича, и Екатерины Алексеевны. Буду рад, если Вам захочется поспорить со мной. Пишите – [email protected] Валерий Маргулис.






Принцип всего маскарада – очерёдность текстов и музыкальных «номеров». Тексты декламируют актёры-образы в соответствующих костюмах, от имени своего образа – «Невежество», «Обман», «Мздоимство», «Мотовство»… Например, «Бахус»: Иной с похмельным лбом и с рожею румяной Шатается и сам, как будто Бахус пьяной; И вместо, чтоб в делах полезных успевать, Он водку водкою изволит заливать: Такой бывает муж посмешищем народным, И будет наконец отечеству негодным.

Очень уж создатели верили в воспитательную силу сатирического изъявления гнусности пороков. Сам сценарий карнавала-маскарада каким-то чудом сохранился, и нет смысла мне его переписывать. Массовость участников-исполнителей необходимо поддержать количеством «смотрителей», которые, как пишут очевидцы, занимали места не только на балконах, но и на крышах, и на деревьях. Частично эту массовку любопытных, даже при достаточном количестве актёров в труппе, можно и нарисовать, а ещё лучше, устроить, вписывая в живых зрителей откровенный кукольный театр восторженных зрителей. Неотрывного «глазения» быть не могло, особенно для молодых, которые всегда найдут миг для поцелуя или какой другой балагурины. Хочу напомнить, что быть ряженным в дни Масленицы, для «улицы» более естественно, чем повседневная наскучившая одежда. Часто встречающиеся «ряжения» – это костюмы животных и птиц: медведи, собаки, лисы, аисты…


На авансцену выбегают скоморохи. (Распределение текста в репетициях.)


Скоморохи:

Что ни лес, ни трава расстилается,
Под ногами лежат расстояньица,
Неоглядны российские стороны,
Ох, и буйны русские головы!
А земля-то духом объятая,
А Россия людьми-то богатая!
Что ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

(Сегодня удалью, «пафосом» скомороха пользуется на арене цирка рыжий.)

Скоморохи:

1 – Народ-простолюдин скомороха завсегда жаловал!

2 – Пляской, песней, шуткой, фокусами, всё, чем промышлял наш брат-скоморох, холопу ли, смерду ли на сердце ложилось.

3 – Без скомороха свадьба – не свадьба! Всяк спляшет, да не всяк скоморох.

4 – Скоморохова жена завсегда весела!

1 – Только вот за глумы наши, чаще про поповскую жизнь, попу скоморох был не товарищ.

2 – «Бог дал попа, а чёрт скомороха».

3 – Такую прибаутку, оно можно было и про мимо ушей пронесть, а как пройдёшь мимо, коли тебя собаками травят?

4 – «Богомерзкое дело – скоморохова хульная потеха».

1 – «Бесовские игрища».

2 – Сказывают, в былое время за те глумы предтечу нашего и на кол сажали.

3 – «Сатанинские дети, одним словом».

4 – И каково же было диво для москвичей, когда на улицах города появились огласки… – «Афишки», говоря сегодняшним языком.

1 – Это ж, почитай, вся Москва «Скоморошней» обернётся?! Недоумевал москвич.

2 – Всё как наизнанку… Только анадысь, намедни полицай разгонял, а как нагряду, огласки, вона – царской милостью тебя уж и зовут.

3 – Отродясь такого ещё свет не видывал!

Скоморох – (Из зрительного зала) А чё «не видывал»? Чё «не видывал»? Большим, чтой-то, чудом мне не показался ваш маскарад…

Скоморох – (На сцене, тональностью рыжего) – Ты в каком веке живёшь?

Из зала – В XXI…

– У тебя электричество в доме есть?

Из зала – Иногда бывает…

– А фантазия?

– Это завсегда, сколько угодно!

– Представь, что ты живёшь двести пятьдесят лет назад, при лучине…

– (Партнёры подсказывают) – Без телевизора!

– Да, что там двести пятьдесят, сто лет назад стояли многочасовые очереди увидеть в кино Чарли Чаплина.

– А покажи сегодня того же Чаплина… Что услышим?

Скоморох – (Из зала) «Эка невидаль…»

– Если всё понял, прибивайся к нашему берегу.

– Да, что там говорить про сам маскарад… Уже пробы-репетиции, стало быть – собирали толпы на улицах Москвы!

– От охочих отбою не было.

– Около четырёх тысяч человек в скоморохах побывало!

– Раздолье!

– Воля!

– Всё можно!

– Все равны!

– Всех мздоимцев ославить можно!

– Буквально: «Луч света в тёмном царстве!»

– Три дня карнавал затихал только на ночь.

– И участники, и смотрители до конца своих дней рассказывали внукам о сказке, в которой они побывали.

– Никогда! Ни до, ни после Россия такого размаха не знала!

– Четыре тысячи участников в стотысячной Москве!

– Через двенадцать лет, на гребне воспоминаний о «Торжествующей Минерве», решено было в июне 1775 года ознаменовать свершившуюся мечту Петра Первого – присоединение Крыма и выход России в Чёрное море – апофеозным праздником!

– Денег было отпущено куда как больше, ан не остался тот праздник в памяти Россиян, как та зимняя Масленица 63 года.

– Так, да не так…

– «Не было с нами Фёдора Григорьевича», – сказала императрица Екатерина…

– Про Фёдора Григорьевича Волкова, про пращура нашего и пойдёт сказ сегодня.

– Вы, поди, уж поняли, что начали мы «куранты» наши с конца…

– Про «куранты», пожалуй, сказать бы. Поди, мало кто помнит, как приживались они на Руси.

– А это первая российская газета, рукописная ещё, что при царе Алексее Михалче, сказы вещать стала.

– Про россиян и заграницу истиной ведала. И звалась та газета «Курантами».

– От неё и часы наши московские «курантами» зовутся, что вещают, мол, нам истину.

– Авось и мы не осрамимся, нареча сказ наш «Курантами»…

– Вещая вам про комедианта Фёдора и колдунью Екатерину!

– Пусть вас не удивляет, что начали мы сагу нашу буквально с последних дней жизни героя нашего…

– Да, да. Его фейерверк фантазии, осветивший тягомотные дни Белокаменной, стоил Фёдору Григорьевичу… жизни…

– Конечно, все мы не вечны, но не хотелось заканчивать нашу добрую сказку трагическим финалом.

– И потому, забегая вперёд, вспомним сейчас:

– В эту зимнюю стужу везде нужен был глаз главного распорядителя, не дававшего отдыха ни себе, ни лошади.

– Разгорячённый, он, сняв шубу, положил её за седло, а потом и вовсе отдал озябшему парнишке.

– В суете не почувствовал, а в результате – обширное воспаление лёгких…

– Императрица, в заботе о своём… ну, скажем так, помощнике… увидев его мокрого на морозе, наказала не шутить здоровьем, а вечером заглянуть к ней, обещая поделиться настоичкой чеснока на водочке. Хорошо, мол, помогает.

– В этот вечер ему было недосуг, а на завтра… уже и поздно…

– О чесноке на водочке. С шутками. Был их последний разговор, после которого он ушёл уже в небытие.

– В тридцать три года… В возрасте Христа…


(Чувствую, чувствую, длинён «пролог». Репетиция подскажет, где длинноты.)

Картина 1

Ерославль 1750 год


В этот зимний вечер в большой горнице, в доме заводчика Полушкина Фёдор Васильевича, отчима Фёдора, накрывали праздничный стол. Спиной к печи сидит «кряж» – хозяин дома. Не шелохнётся, но всё видит. Одет по-европейски, стало быть, без бороды. Напевает, а точнее говоря, гудит сам себе. И вдруг:


Полушкин – Куды же ты, дура-баба, студень тянешь? Давай, вертай!.. Ну, чо стала? Нет башки, право Богу, нет башки!

Баба – А чаво?

Полушкин – Чаво?! Чаво… Народу-то и не слыхать…

Баба – Да уж, поди, скоро будуть…

Полушкин – Народ-то будеть, а студня уж и не будеть… Да ташши ты, баба, в сени его!

Дочь Матрёна – (Войдя с полными руками яств.) Может, я, батюшка, провожу вас до постели, а придуть наши лицедеи – вы и пожалуете.

Полушкин – Ну, чё, Матрёна, болташь? Аль кажен дён братов твоих привечает, чуть не весь Ерославь? Воевода! Хозяин города сулит пожаловать, а я «здрасти вам» – на перине… Яйца кур учат! Ей бо…


Вошли ещё бабы. Суетятся вокруг стола.


Полушкин – (Ворча, достаёт из кармана часы.) Матрён, а Матрён, сбегай, дочка, погляди – скоро ль они? Да не заглядывай по многу, мигом – и назад.

Матрёна – (Радостно.) Ага! (Накинув шаль, радостно выбегает на улицу.)


Суета баб, накрывающих стол, переходит в суетливо-динамичный танец, в хоровод. К женщинам могут присоединиться скоморохи-музыканты.


Полушкин – (После окончания хоровода опять вынимает часы. В сердцах гремит.) Ну, сукина дочь! За смертью, ей бо, за смертью бы ей ходить.

Жена Полушкина, Матрёна Яковлевна, мать Фёдора – (В суете.) Аль много она забав тех видала? Девка чать.

Полушкин – Аль она ту забаву на пробах не видела? Ну, шалавна дочь, абы с дома прочь. Ну, нихрена работать не любит…


С улицы доносятся крики. Нарастает шум.


Первая баба – (Крестясь.) Поди, опять басурманово племя людям козни строит…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Куранты про комедианта и колдунью"

Книги похожие на "Куранты про комедианта и колдунью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Маргулис

Валерий Маргулис - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Маргулис - Куранты про комедианта и колдунью"

Отзывы читателей о книге "Куранты про комедианта и колдунью", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.