» » » » Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа


Авторские права

Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа

Здесь можно купить и скачать "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Описание и краткое содержание "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать бесплатно онлайн.



Эта книга является продолжением темы «Быт и нравы царской России», и здесь представлены новые материалы из дворцовой жизни русских царей и жизни простого русского народа с древнейших времен до начала XX века, включая правление последнего царя. В книге можно найти новые сведения о государственном устройстве, торговле, стоимости товаров в разные эпохи и т. д., а материал книги расположен так, что позволяет легко найти ту информацию, которая интересует читателя.






Когда появлялся заяц, охотники выпускали трех, четырех и более собак. В результате охоты было убито около 300 штук зайцев.

Самые древние русские князья Всеволод I Ярославич, Владимир II Всеволодович Мономах и другие любили звериную охоту, но Василий один из первых завел псовую охоту.

Любили также соколиную охоту. С помощью соколов охотились на лебедей, журавлей и других птиц.

Был у Василия и еще один вид забавы, на которую он приглашал послов. В отдельном доме откармливали медведей. У царя были особые люди, которые с деревянными вилами вступали в борьбу с медведями. Однако если медведь наносил раны бойцу, царь оказывал им милость, лечил их и награждал одеждой и хлебом.


Лекари. Исцеление мощами

Так же как Иван, Василий приглашал полезных иноземцев в Россию. Кроме специалистов в военном деле, он первым из великих князей держал при своем дворе немецких лекарей.

Уже смертельно больного Василия лечили Люев и Феофил. Лекари использовали русские лекарства: муку с медом, печеный лук, мази, горшки и сметанники. Летопись передает нам разговор Василия с лекарем Люевом. «Друг и брат! Ты добровольно пришел ко мне из земли своей и видел, как я любил тебя и жаловал: можешь ли исцелить меня?» «Государь! – Отвечал Люев, – …я оставил отца и мать, чтобы служить тебе; благодеяний твоих не могу исчислить; но, государь, не умею воскрешать мертвых: я не Бог!»

По сведениям летописцев, больных могли исцелять и мощи святых. Например, когда в 1519 г. митрополит Варлаам донес Василию, что многие слепцы, которые целовали руку Алексия, прозрели, мощи митрополита Алексия были утверждены как чудотворные.


Строительство

При Василии было построено четыре крепости с каменными стенами: в Нижнем Новгороде (строил Петр Фрязин), Туле, Коломне, Зарайске. В Москве Фрязин обложил кремлевские рвы кирпичом и устроил в предместьях несколько прудов.

После пожаров в Нижнем Новгороде великокняжеские чиновники стали планировать улицы и площади по типу московских. На церковное строительство в Москве великий князь из собственной казны выделил 3000 рублей. Главным церковным строителем был Фрязин. Построив храм Михаила Архангела, Василий перенес туда останки своих предков и сам определил место для своей могилы возле своего отца.

В 1515 г. Успенский собор украсили такой искусной росписью, что, как говорят летописцы, великий князь, бояре и священники, войдя в церковь, сказали: «Мы видим небеса!»

Среди иконописцев особенно славился россиянин Федор Едикеев, который расписывал церковь Благовещения.


Культура. Максим Грек

После Ивана III осталось множество греческих духовных книг, собранных частично древними великими князьями, частично привезенных в Москву Софьей. Книги лежали в пыли, и никого не интересовали. Великий князь решил перевести книги на славянский язык. Искали переводчика в Болгарии, Македонии, в Фессалонике92, но в этих краях после султанского ига переводчиков найти было трудно. В конце концов, нашлось два образованных инока в Афонском монастыре, Савва и Максим, богословы, которые знали славянский и греческий языки. Савва был стар для путешествия в Москву, Максим же согласился приехать. Максим родился в Греции, образование и воспитание получил в Западной Европе, учился в Париже и во Флоренции, много путешествовал, знал несколько языков и обладал обширными знаниями, приобретенными в лучших университетах и в общении с учеными своего времени. Максим пришел в восторг от нашей библиотеки. «Вся Греция не имеет такого богатства, ни Италия, где латинский фанатизм обратил в пепел многие творения наших богословов…», – воскликнул ученый грек. Он описал неизвестные еще славянам книги, вместе с тремя московитянами перевел по желанию Василия Толковый Псалтырь. Этот перевод прославил Максима и сделал его любимцем великого князя, который держал его возле себя, не хотел отпускать назад в Афонский монастырь и держал его в Москве девять лет. Имея доступ к великому князю, Максим часто ходатайствовал за вельмож и вступался за гонимых, тайно принимая их в своей келье, к неудовольствию и зависти многих, особенно духовенства.

Максима обвиняли в ереси и уверяли Василия, что его нельзя выпускать из России, чтобы он не разгласил нежелательные свойства митрополита и великого князя в чужих землях. В конце концов Максима судили и заточили в один из тверских монастырей как уличенного в ложных толкованиях Св. Писания и церковных догматов.


Cтихийные бедствия и природные явления

Во время двадцатисемилетнего правления Василия III Россия испытала немало природных потрясений. С 1507 по 1509 гг. в Новгороде свирепствовала язва: только за одну осень было похоронено 15 000 человек; зимой 1512 г. во многих местах люди умирали от простуды, а в 1521 и в 1532 гг. в Пскове случилась эпидемия, от которой разбежались все чиновники и которую отвели только употреблением святой воды, присланной архиепископом Макарием, великим князем и митрополитом. В то же время в Новгороде умерло более тысячи жителей от сыпи.

Летописи отмечают также сильные засухи. Говорят, что летом 1525 г. около четырех недель солнце и луна не видны были из-за густой мглы; что в 1533 г. в июле и августе не было ни одного дождя, болота и ключи иссохли, леса горели, люди не видели друг друга из-за дыма и смрада; путешественники не находили дорог, а птицы не могли летать. Летом же 1518 г. около пяти недель шли проливные дожди, реки выступили из берегов, поля были затоплены водой; прекратились сообщения между городами. Народ постами, а великий князь молебнами старались умилостивить природу. После неурожая 1512 г. в Москве стал ощущаться недостаток хлеба: невозможно было купить даже четверти ржи. Цены поднялись настолько, что бедные люди, не имея возможности купить еду, умирали с голода. Все съестное продавалось в десять раз дороже, чем обычно.

Население жаловалось на частые пожары. Пожары бушевали в Москве, Пскове. В Новгороде в 1508 г. сгорело 5314 человек; от огня трескались даже каменные палаты. Народ обвинял в пожарах пороховые заводы.

В 1531 – 1533 гг. наблюдалось появление трех комет, что привело народ в ужас по всей России.

24 августа 1533 г. появилось странное небесное знамение. В первом часу дня солнце казалось будто срезанным, постепенно темнело среди белого дня, и люди с ужасом смотрели на это явление. Это, как говорят летописцы, предвестило смерть Василия.


Глава 8. РОССИЯ ХVI ВЕКА


Россия, Москва и Кремль XVI века. – Доходы российского государства. – Пагубность налогового бремени. – Деньги. – Цены и жалования в XVI веке. – Обеспечение войска в конце XVI века. – Воинская одежда в XVI веке. – Русская преданность. – Природное изобилие. – Внешняя торговля и импорт России. – Русское хлебосольство. – Царские выезды. – Водка в XVI веке. – Лекари и врачевание. – Искусства на Руси XVI веке. – Просвещение. – Природные катаклизмы.


Россия, Москва и Кремль ХVI века.

В начале XVI в. наше государство в официальных документах именовалось по-разному: Русь, Россия, Русия, Российское государство, Московское царство, а в конце XVI в. – Россия. Создание единого государства привело к расширению его территории: 1462 г. – 430 тыс. кв. км. (при Иване III), 1533 г. – 2 млн.800 тыс. кв. км. (при Василии III), 1584 г. – 5 млн.400 тыс. кв. км. (при Иване IV). Если при Иване III в России было 4 млн. жителей, то при Иване IV население составляло уже 6 млн. В XVI в. быстро росли города, посады; в середине XVI в. в Росси было 160 городов. Самый крупный из них – Москва, в которой насчитывалось около 100 тысяч жителей (для сравнения: в Новгороде жило 25 тысяч человек), хотя основной массой населения России XVI в. были крестьяне, жившие в деревнях и селах (от 5 до 50 дворов).

Москва ХVI в. отличалась новыми каменными зданиями, более широкими улицами, вымощенными деревом, а потому и менее грязными. Стали красиво строить и деревянные дома из сосны. Дома эти были с высокими крыльцами, дощатыми крышами, с летними спальнями и каменными кладовыми во дворе. У богатых людей в комнатах стояли изразцовые печи. По высоте дома и величине двора судили о знатности хозяина. Бедные мещане жили в черных избах.

Летом воинские чиновники ежедневно объезжали город и следили за тем, чтобы после приготовления кушаний гасили огонь и таким образом предупреждали пожары. Москва того времени, в которую входили Кремль, Китай город, Царев, или Белый город, Замоскворечье и Дворцовые слободы за Яузой, была по окружности около двадцати верст93. В Москве насчитывалось более 400 церквей, в Кремле было 35 каменных церквей. Колоколов в Москве было не менее 5000. Иноземцы замечают, что во время праздничного звона люди не слышали друг друга. Главный колокол весил 1000 пудов, висел на деревянной колокольне, на кремлевской площади, и звонил, когда царь отправлялся в дальнюю дорогу или возвращался назад, а также когда принимал важных иноземцев. Китай-город был огражден кирпичной стеной и соединялся с Замоскворечьем деревянным и каменным мостами. Китай-город украшали церковь Василия Блаженного и Гостиный двор, разделенный на 20 рядов, где торговали шелковыми тканями, сукнами, серебром и другими товарами. На Красной площади находились две огромные пушки. В этой части города жили знатные сановники, дворяне, именитые купцы и находился арсенал, или пушечный двор. В Белом городе (от выбеленных стен) на берегу Неглинной располагались Литейный двор, Посольский, Литовский, Армянский дворы, а также Конская и Сенная площади, мясной ряд, дома боярских детей, приказных и купцов. Мещане и ремесленники жили в деревянном городе, или Скородоме, т.е. наскоро выстроенном городе (1591). Постройки окружали рощи и сады, огороды и луга, а возле самого дворца косили сено; в самом Кремле были разбиты три больших государевых сада. Совершенно сельскую идиллию представляли мельницы на Неглинной и на Яузе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Книги похожие на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Анишкин

Валерий Анишкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Отзывы читателей о книге "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.