Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"
Описание и краткое содержание "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать бесплатно онлайн.
Эта книга является продолжением темы «Быт и нравы царской России», и здесь представлены новые материалы из дворцовой жизни русских царей и жизни простого русского народа с древнейших времен до начала XX века, включая правление последнего царя. В книге можно найти новые сведения о государственном устройстве, торговле, стоимости товаров в разные эпохи и т. д., а материал книги расположен так, что позволяет легко найти ту информацию, которая интересует читателя.
Россия ежегодно продавала до 50 000 пудов воска, а также мед, который использовали в России на изготовление любимого питья.
Россия изобиловала салом, но мало употребляла его на свои нужды, т.к. зажиточные люди пользовались восковыми свечами, а простой народ лучиной101. Сала продавали за границу до ста тысяч пудов в год. Продавался и тюлений жир. Большой доход царю приносила рыба, и лучшую поставляли Ярославль, Белоозеро, Нижний Новгород, Астрахань, Казань. Нидерландским, французским и английским купцам поставлялась белужья, осетровая, севрюжья и стерляжья икра, которая также шла и в Испанию и в Италию.
На экспорт шли лен, пенька из Пскова, Смоленска, Вязьмы и др., соль, которую варили в Перми, Кинешме, Соловках, а в Астраханских озерах соль добывали после естественного испарения (самосадка).
Из России вывозили деготь, моржовые клыки (рыбьи зубы), из которых делали рукоятки, четки и др. художественные изделия.
В Корелии добывали на продажу слюду, которая употреблялась вместо стекол. Своего стекла в России было мало: до 80 000 – 90 000 «листов» стекла привозилось из Ливонии и Малороссии. Из Европы привозили к нам зеркала и зеркальные стекла. В Карелии, Каргополе, Устюге Железном102 добывали селитру, серу, железо.
В России того времени добывали жемчуг в пресных водах (новгородский жемчуг). Но уже во времена Александра I добыча остановилась ввиду загрязнения водоемов и исчезновения жемчужницы, занесенной в Красную книгу. Европа и Азия платили России своими изделиями и заморскими дарами природы, которых не было в нашей земле. В Архангельск приходили английские, голландские, французские корабли и привозили изумруд или яхонт103, жемчуг, золотую и серебряную пряжу, бархат, атлас, английское сукно, миткаль, деревянное масло, порох, ладан, сандал, хлопчатую и писчую бумагу, а также ртуть, свинец, медь, железо в прутах.
В Москве был построен Английский торговый двор, а в Англии появилась Московская компания.
Кроме перечисленных товаров иноземцы привозили к нам много своего серебра в монетах и платили с них пошлину как с товаров. На одном корабле могли за один раз привезти до 80 000 ефимков. Пошлина была значительной. Нагайцы, например, из вырученных денег за торговлю лошадьми платили в казну по пять рублей со ста и, кроме того, отдавали царю десятую часть своих табунов, а лучший ногайский конь стоил 20 рублей.
Наши купцы были довольны своей торговлей в северных портах, и им не было смысла плавать в другие государства, хотя у нас уже были корабли с нанятыми немецкими матросами и кормчим.
В XVI в. в России стали появляться купеческие династии, например, Строгановы.
Русское хлебосольство
До конца XVI в. церемониал и изобилие царских обедов существенно не изменился, а роскошь по-прежнему сочеталась с большими неудобствами. Сидя за царским столом, английский посол при Иване Грозном Дженкинсон ел с золотых блюд и оценил в 400 фунтов стерлингов два кубка, ходившие по рукам пирующих. Флетчер насчитал 300 служащих за столом, одетых в золотую и серебряную парчу. Царь ел один за столом литого золота. Сразу было принесено сто золотых блюд, но не было ни тарелок, ни приборов, о салфетках уж нечего и говорить. Русские носили у пояса нож и ложку. В 1576 г. императорские послы обратили внимание на то, что перед устроенным для них пиром около 200 приглашенных к обеду отправились в царский гардероб и заменили кафтаны из золотой парчи белыми с горностаевой опушкой одеждами.
В ХVI в. существовал определенный церемониал пиров. Место возле государя занимали его братья или митрополит; дальше садились вельможи и чиновники, среди которых иногда были и простые воины, отличившиеся в войнах. В центре, на высоком столе, стояло множество золотых сосудов, кубков, чаш. Перекрестившись, царь брал себе кусок мяса, нарезанного кравчим, затем давал некоторым важным лицам и смотрел, как подавали кушанья дорогим гостям. Разносящие говорили: «Царь посылает тебе это». Получивший вставал и благодарил. То же повторялось и с напитками. Напитки иностранцам нравились, но приправы из шафрана, кислого молока и огурцов в уксусе они не воспринимали.
Необходимость сидеть за столом пять-шесть часов и пить со всех посылавшихся им царем чаш удручала даже самых выносливых. Кроме того, был обычай после пира посылать почетным гостям кушанья и напитки, которыми они делились с царскими посланными. Один императорский посол зараз получил семь чаш романеи, столько же рейнского вина, мускатного, белого французского, канарского, аликанте и мальвазии, двенадцать ковшей меду высшего качества, семь низшего, восемь блюд жареных лебедей, столько же журавлей со специями, несколько блюд из петухов, жареных кур без костей, глухарей с шафраном, рябчиков в сметане, уток с огурцами, гусей с рисом, зайцев с лапшей, лосиных мозгов, множество пирогов с мясом и сладких, желе, кремов, засахаренных орехов. Все это получил человек, только что вышедший из-за стола!
При дворе, как и у частных лиц, пиры с их ужасным обжорством и неумеренным питьем были необходимым условием всякого празднества и самым любимым развлечением.
Такое изобилие изумляло иноземцев, но русские цари этого удивления и хотели.
Исконное русское хлебосольство отличало не только царские обеды, но и простые дома. Скупость была неуместна, когда хозяин принимал гостей. Самый обидный упрек в неблагодарности у россиян – это когда говорят: «Ты забыл мою хлеб-соль». В России знатные и богатые люди, как правило, выглядели тучными, что считалось достоинством.
Царские выезды
Если пешие выходы знатной женщины обставлялись пышно и сопровождались многочисленной челядью, то, само собой разумеется, выходы и выезды царицы были еще более пышными и церемониальными.
Экипаж царицы сопровождали не только женщины по чину104, но и мужчины. Если выезд или поход был дальний, то состав женского чина значительно увеличивался, и привлекалось к участию большое количество служащих дворовых людей.
Один из чиновников персидского посольства самого начала ХVII в. описал выезд царя и царицы из города в один из монастырей, находящийся в 30 милях от Москвы. Впереди следовал конный отряд численностью в 500 человек, одетых в красные кафтаны. Они ехали по трое в ряд, имея луки и стрелы, сабли у пояса и секиры на бедре. Следом за этим отрядом вели царских коней: 30 для царя и наследника и 20 белых коней для карет царицы. Потом следовал крестный ход в сопровождении патриарха и высшего духовенства. Духовенство сопровождало большую икону и огромный колокол, предназначенные в дар монастырю. За духовенством следовал сам царь, который вел за руку двенадцатилетнего сына. Дальше шла царица, поддерживаемая с обеих сторон пожилыми дамами. Ее лицо, как и лица придворных дам, было густо покрыто белилами и румянами согласно обычаю. Царицу сопровождали до шестидесяти очень красивых женщин, «если только притиранья, которые у них считаются делом религиозным, не обманывали моих глаз», – замечает очевидец. Вся одежда была унизана жемчугом, на голове были надеты белые шляпы с большими лентами по кругу, тоже унизанные жемчугом. Очевидца удивили шляпы, которые не были характерны для России того времени. Дальше ехали три огромные кареты; первая, предназначенная царице, была запряжена десятью прекрасными лошадьми, по две в ряд; вторая восьмью, а третья шестью лошадьми. Кареты были роскошны и великолепны как изнутри, так и снаружи. За каретами царицы ехали кареты вельмож.
Водка в XVI веке.
«Русская водка» впервые упоминается в исторических источниках лишь в 1517 г. и становится популярной среди состоятельных купцов и служилых людей во второй половине XVI в. не без влияния царских кабаков. Пьянство разрушало семьи, пагубно сказывалось на здоровье людей, а власть наживалась на монопольной торговле водкой. При Борисе Годунове стоимость откупов еще увеличилась и казенные напитки резко подорожали.
Это стало причиной того, что в кабаках стали процветать азартные игры («зернь», то есть кости, и карты), проституция, воровство, убийство. Закуску здесь не продавали, «питухи» быстро пьянели и кабатчики, а вместе с ними завсегдатаи заведения (скоморохи, мошенники, воры, блудницы) ловко обирали пьяных, забирая не только оставшиеся у них деньги, вещи, но нередко лишали их и самой жизни. Некий английский капитан Антоний Дженкинсон вспоминал: «Когда я был там (в России, несколько раз с 1557 по 1572 гг.), я слышал о мужчинах и женщинах, которые пропивали в царском кабаке своих детей и все свое добро. Когда кто-нибудь заложит самого себя и не в состоянии бывает заплатить, то кабатчик выводит его на проезжую дорогу и бьет по ногам. Если прохожие, узнав, в чем дело, почему-нибудь пожалеют такого человека, то они платят за него деньги, и тогда его отпускают».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"
Книги похожие на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"
Отзывы читателей о книге "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.