Валерий Анишкин - Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"
Описание и краткое содержание "Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать бесплатно онлайн.
В этой книге представлена дворцовая жизнь русских царей, обычаи и быт царских дворов и русского народа с древнейших времен до начала XX века, включая правление последнего царя. Вместе с рассказом о национальных традициях, обрядах и обычаях в книге широко представлена тема нравственного состояния русского общества. Книга содержит обширный тематический материал и предназначена для самого широкого круга читателей.
И все же Годунов расправился с Шуйскими. По доносу одного из слуг Шуйских их объявили изменниками. Судом Шуйские были осуждены, несмотря на то, что купцы и слуги даже под пытками не подтвердили клеветы доносчика. Шуйских удалили. Главным преступником объявили князя Андрея Ивановича и сослали в Каргополь124, князя Ивана Петровича – на Белоозеро; князя Скопина-Шуйского лишили наместничества в Каргополе, но разрешили жить в Москве. Многих дворян отправили на Вологду, в Сибирь, а московским купцам, участникам заговора против Ирины, Федору Нагаю и шестерым его товарищам отрубили головы. Митрополит Дионисий отказался от прощения, назвал Годунова клеветником и тираном и вместе с крутицким архиепископом Варлаамом был отправлен в монастырь.
В неволе были задушены два главных Шуйских, Андрей Иванович и Иван Петрович.
Коварство Годунова.
Еще при Иване Грозном скончался ливонский король Магнус. Его супруга, Мария Владимировна осталась с двухлетней дочерью Евдокией на руках без средств, без друзей. Годунов пригласил их в Москву, обещая богатство и хорошего жениха самой Марии Владимировне. Однако, опасаясь, что в случае смерти Федора и царевича Дмитрия эта правнучка Ивана может объявить себя наследницей трона, Борис, вместо богатства и жениха предоставил ей выбор между монастырем и темницей. Выбрав монастырь, Мария хотела только одного: чтобы ее не разлучали с дочерью. Евдокия вскоре умерла и, вполне возможно, что это была насильственная смерть. Мать прожила еще восемь лет, тяжело переживая смерть дочери.
Летопись доносит до нас еще одно коварство, которое приписывают Годунову. Так называемый царь и великий князь тверской Симеон125, женатый на сестре боярина Федора Мстиславского в царствование Федора вынужден был покинуть Тверь и уединился в своем селе Кушалине. Князь был набожным и тихим человеком, и не представлял никакой опасности для трона, но Годунов видел опасность в его царском имени.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Геродот (ок.485 – 425 до н.э.) – «отец истории», грек из Галикарнаса, много путешествовал, написал историю греко-персидских войн (до 479 г.) в 9 книгах. Описывая историю греков и персов, Г. дает описание народов, с которыми они вступали в соприкосновение.
2
Прокопий Кессарийский (конец V в. – 562 г.) – византийский историк, автор многих трудов. Особенно ценные сведения о древних славянах он сообщает в труде «История войн».
3
Маврикий Стратег (Псевдо-Маврикий) (VI – VII в.) – византийский писатель VI – начала VII веков, автор военного трактата «Стратегикон». Ранее авторство приписывали византийскому императору Маврикию (582—602), на которого ошибочно ссылается историк.
4
Массагеты – скифское племя, занимавших в VIII – IV вв. до н.э. низовья Сыр-Дарьи и Амур – Дарьи в Средней Азии. В III- I вв. до н.э. вошли в состав других племен и с тех пор о них не упоминают древние источники.
5
В «Истории России» (отв. ред. чл.—корр. А. Н. Сахаров) термин «боярин» объясняется как производное от термина из иранского языка, в котором это значит что-то вроде господина.
6
Ибн Фодлан, Ахмед (г.р. и смерти неизв.) – арабский путешественник и писатель первой половины Х в.; более поздние арабские писатели и путешественники Якут, ибн Абдаллах (1178 – 1229) и Ибн-Баттута, Муххамед (1304 – 1377) тоже упоминали о меновой торговле.
7
Весь – одно из древнейших племен, обитавшее на севере Европейской части России вокруг Белого озера. В Х – ХII веками ассимилировалась с русскими племенами.
8
Нестор (г. рожд. и см. неизв.) – выдающийся древнерусский писатель Х1 —начала Х11 вв. Считается автором памятника древнерусского летописания – «Повести временных лет».
9
Лаврентьевская летопись, т.1. – М.: «Языки русской культуры», 1997 г.
10
Вено – в древнерусском брачном праве плата жениха за невесту. В Древней Руси, до принятия христианства, при многоженстве родня не уступала невесты добровольно и даром. Отсюда возник обычай похищения невесты.
11
Идол (истукан, кумир) – статуя, которой язычники поклоняются как божеству.
12
Ладо – С. М. Соловьев слово «ладо» переводит как свет, красота, любовь, радость. В словаре Ф. А. Брокгауза и И.А Ефрона, а также в БСЭ говорится, что Лада (Ладо) долго считалось именем славянской богини, несостоятельность чего доказал Потебня. В «Слове о полку Игореве» Лада означает «муж».
13
Алтарь – главная часть церкви, отделенная иконостасом. В старину: тоже, что жертвенник.
14
С. М. Соловьев, однако, считает, что в каждом роду был старший, который и выполнял роль жреца: он приносил жертвы, он гадал о будущем.
15
Константин VII Багрянородный (905 – 959) – византийский император 913—959. Больше занимался науками и литературой, чем политикой. Автор нескольких сочинений. Его трактат «Об управлении империей» содержит важные сведения о Киевской Руси.
16
Мордка – разновидность общерусской системы кун. Позже название мордка употреблялось в расчете на серебро: в Новгороде до XV в., в некоторых других местах до начала ХVIII в.
17
Литра – вес и мера. В торговле этой мерой мерили золото и серебро.
18
Порфира – пурпурная мантия монаха.
19
Байер, Готлиб Зигфрид (1694 – 1738) – немецкий историк и филолог. Считается родоначальником норманнской теории. Пытался доказать культурную отсталость Древней Руси.
20
Тиун – низший судья, приказчик, правитель в др. Руси, вообще должностное лицо. В Правде Русской есть тиун сельский и тиун дворский.
21
Вопрос, что такое вече, исследовался ученым Н.Я Фрояновым, который доказывает, что вече было органом народной власти. Но не знати.
22
Нарочитый – значительный, отличный, именитый
23
Некоторые ученые считают, что в основе приписываемой авторству Ярослава первой части Русской правды лежит более древний устав и что остальные части были разработаны его детьми и другими авторами.
24
Вервь – здесь сельская община, занимающая значительную территорию, или вообще общинная территория.
25
Вира – денежный штраф за убийство свободного человека. Взимание виры заменило обычай кровной мести.
26
Гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба. Площадка для молотьбы, ток.
27
Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом.
28
Порок – стенобитное орудие, таран. «Нача же Батий пороки ставити и бити на град»
29
Никоновская летопись- русский летописный свод ХУ1 в. Названа по имени патриарха Никона, который владел одним из списков этого свода. Начальные сведения летописи о русской земле основаны на «Повести временных лет», но в дальнейшем изложении были использованы различные местные источники, легенды и др.
30
Юфть – сорт прочной и мягкой кожи.
31
Ганза – этот союз возглавлял город Любек и существовал до 1669 г.
32
Существует еще один, более поздний договор, Ганзы с Новгородом (1230), но считается, что он не был утвержден Новгородом. Н.М. считает договор, заключенный смоленским князем в 1228 г. более достоверным.
33
Готландия или Геталанд – южная часть Швеции с островами Эланд и Готланд.
34
Антоний Печерский (982 – 1073) – основатель русского монашества.
35
Феодосий Печерский (г.р. неизв. – ум 1074) – церковный писатель Х1 в., один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря. В своих поучениях и посланиях проповедовал основы христианской морали и определял нормы монашеского поведения.
36
Рубище – ветхая, рваная одежда.
37
Вериги – железные цепи, надеваемые на руки и тело аскетами и подвижниками
38
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"
Книги похожие на "Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Анишкин - Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"
Отзывы читателей о книге "Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.