» » » » Сборник статей - Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г.


Авторские права

Сборник статей - Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г.

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О бизнесе популярно, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г.
Рейтинг:
Название:
Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г.
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0372-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г."

Описание и краткое содержание "Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г." читать бесплатно онлайн.



Сборник научных трудов посвящен исследованию отдельных проблем экономики России в современных условиях хозяйствования. В частности, рассмотрены теоретические аспекты функционирования локальных экономических систем, в том числе в период кризиса и смены технологических укладов; проблемы инновационной и инвестиционной деятельности различных хозяйствующих субъектов, подготовки кадров и развития высокотехнологичных отраслей промышленности России. Помимо этого, в сборнике представлены материалы, посвященные отдельным проблемам экономической безопасности и региональной экономики.

Для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами функционирования экономики России.






1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На практике социальное государство лучше всего проявляется в условиях кризиса – когда проблемы предпринимателей сильно ограничивают возможности социальной ответственности бизнеса, и на первый план выходит социальная ответственность государства. Под ней мы будем понимать взятую на себя государства обязанность действовать в интересах всего общества и отвечать за последствия этих действий перед всем обществом. На наш взгляд, можно выделить достаточно большое число критериев, по которым можно верифицировать степень реальной реализации социальной ответственности государства, в том числе – и в международной сфере:

• уровень гарантий свобод граждан страны;

• доля бюджета, направляемая на финансирование социальной сферы;

• уровень неравенства в доходах;

• уровень коррупции;

• средняя продолжительность жизни населения;

• уровень безработицы и т. д.


В условиях кризиса социальное государство через механизмы реализации своей социальной ответственности повышает эффективность рыночной экономики, сглаживая социальные диспропорции и перенаправляя финансовые и трудовые потоки в наиболее уязвимые социальные сферы[13]. Российская Федерация, как социальное государство по положениям Основного закона страны, должно реализовывать свою социальную ответственность. Сравним далее по ряду индикаторов то, насколько в действительности Россия является социальным государством.

Одним из общепризнанных критериев социальной направленности государства является места в рейтинге стран мира по уровню жизни, ежегодно определяемые Организацией Объединенных Наций. Этот рейтинг представляет собой интегральную характеристику качества жизни населения в странах мира. В основу формирования рейтинга положены следующие факторы: продолжительность жизни, уровень здравоохранения и образования, социальная защищенность, экология, уровень преступности, соблюдение прав человека и размер валового национального дохода на душу населения.

Рейтинг стран мира по качеству жизни распределяет страны по четырем группам развития человека: к первой относятся страны с очень высоким уровнем развития, ко второй – страны с высоким уровнем развития, к третьей – со средним уровнем и к четвертой – страны с низким уровнем развития. Россия находится во второй группе (в группе стран с высоким уровнем развития), занимая 57-е место в общем списке стран мира. Беларусь на 53 месте; Казахстан на 70; Украина на 83. Всего в рейтинге 187 стран[14].

На наш взгляд, положение нашей страны в рейтинге не говорит в пользу ее социальной направленности: выше Российской Федерации находятся практически все европейские страны. Учитывая, что по сравнению с предыдущим исследованием положение России в рейтинге не изменилось, а, например, Беларусь поднялась на 1 место выше, то это является наглядным индикатором отсутствия изменений в социальной политике нашей страны, несмотря на наступающий кризис. Проанализируем далее фактическое исполнение бюджета Российской Федерации в разрезе его основных статей (таблица 1)[15].


Таблица 1 – Расходы бюджета РФ, млрд. руб.


На социальную политику Российская Федерация выделяет в среднем 3 трлн. 655 млрд. рублей ежегодно. Фактическое исполнение бюджета показывает, что наибольшие расходы на социальную сферу государство осуществило в 2012–2013 годах, затем в 2014 году расходы на это направление снизились до 3 трлн. 452 млрд. рублей. В 2015 году планируется снова увеличить расходы на социальную сферу – Федеральный бюджет предусматривает выделение почти 4 трлн. рублей. Таким образом, в целом динамика расходов нашего государства на социальную политику восходящая.

Рассмотрим далее структуру расходов Федерального бюджета Российской Федерации, для этого соотнесем с итогами показатели каждой статьи бюджета (таблица 1). В результате получим следующую таблицу (таблица 2).


Таблица 2 – Структура расходов бюджета РФ, млрд. руб.


Показательно, что расходы на большую часть Федерального бюджета социальную политику занимают – в условиях кризиса Россия готова сохранять приоритет социальной сферы по сравнению с национальной обороной и безопасностью. Четверть бюджета в 2015 году будет потрачена на социальную политику. На наш взгляд, структура Федерального бюджета и динамика его основных статей свидетельствует о том, что Правительство РФ придерживается заложенных в Конституции РФ принципов социального государства. В то же время, интерес представляет то, насколько эффективны расходы государства на социальную политику, действительно ли они улучшают материальное благосостояние граждан страны, снижают социальную напряженность, обеспечивают справедливое перераспределение национального дохода от наиболее богатых к наиболее бедным в условиях рыночной экономики. Иными словами, эффективна ли фактически социальная политика Российской Федерации.


Рисунок 2 – Динамика коэффициента Джини


Официальной статистики за 2014 год по дифференциации доходов населения Росстат на момент написания статьи не опубликовал. В то же время, анализ динамики изменения коэффициента Джини, который характеризует степень расслоения социума страны по какому-либо признаку (в нашем случае – по общему объему денежных доходов), за период 20002013 гг. демонстрирует тенденцию все увеличивающегося неравенства в нашей стране (рисунок 2)[16]. Следует отметить, что с 2000 года величина коэффициента Джини остается на высоком уровне и ниже 39,0 % не снижается. Отсюда мы можем ожидать и в 2014, и в 2015 годах высокие значения коэффициента Джини (на уровне 41 %-42 %). А чем ближе данный показатель к 100 %, тем сильнее концентрация доходов в руках отдельных групп населения. Вывод: значения коэффициента Джини свидетельствуют о неэффективности социальной политики России.

С другой стороны, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, если брать период с 2000-го года по 2013 год, практически постоянно снижается; также снижается и доля этой категории населения в общей численности населения Российской Федерации (таблица 3)[17].


Таблица 3 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума


Еще одним важным практическим критерием социальной ответственности государства является уровень коррупции. Это связано с тем, что коррупция существенно затрудняет эффективность выполнения государством своих социальных функций[18]. Одним из наиболее известных показателей, позволяющих оценить и сравнить уровень коррупции в разных странах, является Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index). Этот показатель рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International. В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора.

В 2014 году Российская Федерация находилась в рейтинге «The Corruption Perceptions Index» на 136-м месте с 27 баллами из 100 возможных. За последние 3 года положение нашей страны в рейтинге практически не изменялось[19]. Таким образом, уровень коррупции в России очень высокий, что естественным образом отрицательно влияет на социальную ответственность государства.

Подводя итоги, можно констатировать, что рассмотренные нами индикаторы социальной ответственности Российской Федерации носят противоречивый характер. С одной стороны, государство выделяет значительный объем бюджетных средств на реализацию социальной политики и постепенно снижает количество граждан, находящихся за чертой бедности. С другой стороны – относительно низкое качество жизни людей, очень высокий уровень коррупции и сильное неравенство различных групп населения по доходам не дают нам оснований для подтверждения эффективности социальной политики властей страны. Очевидно, что действующие в Российской Федерации механизмы социальной ответственности государства эффективно не работают, что может обострить социальные противоречия в условиях кризиса.

На наш взгляд, для повышения социальной ответственности государства основные усилия властей в настоящее время должны быть направлены на снижение уровня коррупции: тогда выделяемые средства федерального бюджета будут без лишних препятствий достигать своей цели. Также представляется необходимым разработать эффективные механизмы социальной политики, позволяющие уменьшить неравенство в доходах различных групп населения России. Это позволит более оперативно преодолеть текущий кризис и приблизиться к формированию действительно социального государства – не по целевым ориентирам и законодательной базе, а по фактическим результатам деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г."

Книги похожие на "Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г."

Отзывы читателей о книге "Актуальные проблемы развития экономических систем. Теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 25 ноября 2014 г.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.