» » » » Светлана Куценко - Региональная экономика и управление


Авторские права

Светлана Куценко - Региональная экономика и управление

Здесь можно купить и скачать "Светлана Куценко - Региональная экономика и управление" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Куценко - Региональная экономика и управление
Рейтинг:
Название:
Региональная экономика и управление
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0374-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Региональная экономика и управление"

Описание и краткое содержание "Региональная экономика и управление" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены основные положения теории территориальной организации экономики и возможные методы укрепления экономики регионов. Рассмотрен вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие региональной экономической науки, разработки ее показателей, методов анализа и моделирования. Важное внимание уделяется государственному регулированию регионального развития. Рассматриваются модели и стратегии развития регионов в западных странах и в России. Ряд тем изложены с учетом опыта практической деятельности авторов по разработке проектов социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований Севера и Арктики России.

Особое внимание уделено новому объекту государственного регулирования – Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), занимающей важное место в системе обеспечения стратегических национальных интересов России в области экономики, транспорта, охраны окружающей природной среды, инноваций, обороны и геополитики.

Для бакалавров направлений «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика».






По мнению М.К.Бандмана, Г.М.Лаппо и Я.Г. Машбица, проблемный регион – это регион, который не в состоянии сам (без помощи государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. При таком понимании городские и сельские поселения выпадают из рассмотрения, что вряд ли оправдано, так как предметом особой государственной заботы могут быть и отдельные "точки роста”, обеспечивающие технологический прорыв или решение других задач, например, муниципальные образования, переживающие кризис в развитии градообразующих объектов[18].

Следует признать, что проблемные регионы не являются однородными, а имеют свою специфику, связанную с характером и сочетанием на их территории различных экономических и социальных проблем. Это, в свою очередь, предопределяет соответствующие особенности методов и механизмов их государственной поддержки.

Вопросам типологизации проблемных регионов в последнее десятилетие уделяется значительное внимание со стороны ученых-регионалистов. В частности, данные вопросы системно рассматривались в работах А. Г. Гранберга, В.Н. Лексина[19], Б.М. Штульберга [20] и других исследователей. Типологизация строится с учетом тех факторов и признаков, которые играют определяющую роль в характеристиках регионов, отвечающих конкретным задачам исследования, как-то: инвестиционный рейтинг регионов, инновационная активность регионов, рейтинг конкурентоспособности, группировка по индексу развития человеческого потенциала, устойчивого развития и т. д. В таких исследованиях термины «депрессия» и «кризис» заменяются на «низкий», «ниже среднего» и другие.

Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические, а также ряд других проблем и их сочетания.

Наиболее существенным признаком, определяющим перспективы стабильного экономического развития регионов, является общий уровень состояния хозяйства. Именно это, фактически, определяет реальные возможности того или иного региона самостоятельно преодолевать кризисное состояние экономики и социальной сферы на основе мобилизации внутренних резервов и источников экономического развития.

Для регионов, располагающих определенными конкурентными преимуществами, решающее значение имеет крупномасштабная экономическая помощь со стороны государства. Речь идет о федеральных трансфертах в региональные бюджеты на цели текущего потребления и выделении федеральных средств на инвестиционные проекты, имеющие ключевое значение для экономики данных регионов.

Безусловно, развитие исследований типологии регионов и ее использование в государственном регулировании территориального развития позволит повысить результативность методов федеральной поддержки проблемных регионов, сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на решении ключевых задач их развития, в том числе преодолении кризисных тенденций.

Основные типы проблемных регионов России можно свести к трем главным, по отношению к которым целесообразно применять особые методы государственного регулирования: отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные. Особо выделяются приграничные регионы.[21]

Идентификация слаборазвитых регионов основана на ряде признаков:

• крайне низкий общий уровень интенсивности хозяйственной деятельности;

• значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, а также уровню развития отраслей социальной сферы;

• общая неразвитость хозяйственной структуры региона, низкий уровень ее диверсификации с преобладанием сырьевых отраслей промышленности и (или) сельскохозяйственного производства;

• крайняя неразвитость всех основных типов региональных рынков;

•относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории.

А.Г. Гранберг относил к группе экономически слаборазвитых регионов территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.[22]

Активная региональная политика в отношении рассматриваемого типа территорий должна предусматривать их ускоренный экономический и социальный подъем и заключаться в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране.

Актуальны задачи предотвращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуация и острым проявлениям депопуляции населения, экономического и социального возрождения и, прежде всего, сельских населенных пунктов.

Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость и т. п. Очевидно, что масштабы такой экономической поддержки не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов и необходимость ее оказания значительному числу регионов. Единственно возможное направление развития – инновационное, на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ. Неоднородность размещения природных ресурсов и производственных комплексов на территории России и острый экономический кризис в процессе рыночных реформ привели к усилению межрегиональной дифференциации и появлению депрессивных территорий, характеризующихся устойчивым и глубоким спадом в основных отраслях экономики и резким снижением уровня жизни населения.

Депрессивные территории большинством исследователей относятся к проблемным регионам Российской Федерации, но по своему внутреннему потенциалу они вполне могут в течение относительно короткого времени перейти в состояние устойчивого саморазвития. При наличии эффективной правовой и организационной помощи федерального центра эти территории в состоянии задействовать имеющийся потенциал, переориентировать и модернизировать производство, и преодолеть тем самым возникшие трудности.

Важно учитывать, что экономическое положение отдельных депрессивных территорий напрямую зависит от ситуации в сферах, входящих в предметы ведения федерального центра (например, для территорий, где основной отраслью экономики являются предприятия оборонного комплекса, производства, связанные с обеспечением экономической безопасности страны и т. д.). Ряд из них, с особо глубокой степенью депрессии, должны стать объектами Федеральных целевых программ (ФЦП).

Таким образом, преодоление депрессивности является одним из наиболее реальных и эффективных способов снижения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов и уменьшения количества дотационных территорий.

В настоящее время не существует нормативно-правовых актов, определяющих понятие депрессивной территории, формы и методы поддержки таких территорий. Это приводит к определенному субъективизму в распределении финансовых средств, мешает комплексному решению проблем преодоления депрессивности.

Депрессивными территориями, как объектами государственной поддержки, могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне.

Таким образом, под депрессивными территориями следует понимать, территорию субъекта РФ, территорию нескольких муниципальных образований или территорию одного муниципального образования, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления социальных услуг и т. п. выше среднероссийских. Степень депрессивности есть показатель аномальной остроты проблемы и одновременно приоритетности ее решения.

К числу основных признаков депрессивности территории относятся:

а) сравнительно большая глубина и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике;

б) устойчивость кризисных процессов во времени, связанная, как правило, с отсутствием или слабостью внутренних стимулов к активизации инновационной и инвестиционной деятельности даже в условиях макроэкономической стабилизации;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Региональная экономика и управление"

Книги похожие на "Региональная экономика и управление" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Куценко

Светлана Куценко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Куценко - Региональная экономика и управление"

Отзывы читателей о книге "Региональная экономика и управление", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.