» » » » Светлана Куценко - Региональная экономика и управление


Авторские права

Светлана Куценко - Региональная экономика и управление

Здесь можно купить и скачать "Светлана Куценко - Региональная экономика и управление" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Куценко - Региональная экономика и управление
Рейтинг:
Название:
Региональная экономика и управление
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0374-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Региональная экономика и управление"

Описание и краткое содержание "Региональная экономика и управление" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены основные положения теории территориальной организации экономики и возможные методы укрепления экономики регионов. Рассмотрен вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие региональной экономической науки, разработки ее показателей, методов анализа и моделирования. Важное внимание уделяется государственному регулированию регионального развития. Рассматриваются модели и стратегии развития регионов в западных странах и в России. Ряд тем изложены с учетом опыта практической деятельности авторов по разработке проектов социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований Севера и Арктики России.

Особое внимание уделено новому объекту государственного регулирования – Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), занимающей важное место в системе обеспечения стратегических национальных интересов России в области экономики, транспорта, охраны окружающей природной среды, инноваций, обороны и геополитики.

Для бакалавров направлений «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика».






К числу основных признаков депрессивности территории относятся:

а) сравнительно большая глубина и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике;

б) устойчивость кризисных процессов во времени, связанная, как правило, с отсутствием или слабостью внутренних стимулов к активизации инновационной и инвестиционной деятельности даже в условиях макроэкономической стабилизации;

в) обусловленность глубокими кризисными процессами в профилирующих отраслях народного хозяйства региона, составляющих основу его хозяйственной специализации;

г) локализация явлений депрессивности, как правило, на ограниченной территории (города, административного района, части области, края, республики и т. д.)

д) системный характер последствий депрессивного состояния экономики проявляющийся, в частности, в резком снижения уровня и качества жизни населения, росте безработицы, нарастании негативных демографических процессов и общем повышении социальной напряженности[23].

Весьма сложной представляется идентификация конкретных депрессивных территорий с целью оказания им федеральной помощи. Явления депрессивности в экономике, как правило, локализуются на ограниченной территории части отдельных субъектов РФ. Однако до настоящего времени отсутствуют нормативно-правовые условия признания в качестве основного объекта федеральной поддержки муниципальное образование или группу сопредельных муниципальных образований. По нашему мнению, депрессивными можно считать сколь угодно большие территории. Однако конструктивное решение проблемы депрессивности, целесообразно сосредоточить на компактных территориях – муниципальных образованиях, которые являются действительно точками наиболее острого депрессивного напряжения.

«Точки депрессии» могут и должны стать предметом особой государственной поддержки вне зависимости от того, находятся ли они на территории «депрессивного» или просто «нуждающегося» региона. Важным является лишь то, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, Арктической зоны Российской Федерации, национально-этнических конфликтов и т. д.) будут признаны недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер.

Россия занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ (60,9 тыс. км), так и по числу стран (16), с которыми имеет общую границу. Приграничные регионы, играющие особо важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества, также нуждаются в государственной поддержке.

Определяющей характерной чертой приграничных регионов является расположение их вне зоны экономической активности, относительно низкий уровень доходов населения, сравнительно высокая безработица и, соответственно, низкая бюджетная обеспеченность за счет собственных источников доходов[24].

Понятие “приграничный регион” подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная.

В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится главная роль в международном экономическом сотрудничестве. Они призваны играть роль лидеров в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повышая их рыночную конкурентоспособность. Вместе с тем очевидно, что в интересах обеспечения единого экономического пространства страны приграничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, а должны поддерживать активные экономические связи с внутренними регионами.

В приграничных районах, возникших в результате крупных геополитических и экономических трансформаций, а также в целях укрепления конкурентоспособности российской экономики на арктическом направлении, повышения эффективности работы Северного морского пути первоочередного внимания требует решение следующих задач:

• создания и обустройства с использованием инновационных технологий новых транспортно-распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных пунктов, в том числе развития пунктов пропуска через государственную границу в Арктике;.

• формирования центров активной приграничной производственно-торговой коммерческой деятельности, создание свободных экономических зон (СЭЗ) или территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР);

• содействия развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственно-кооперационных связей между предприятиями приграничных субъектов РФ и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические схемы;

• регулирования потоков и размещения беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с федеральными и региональными миграционными программами;

• создания новых рабочих мест и расширения социальной инфраструктуры в расчете на потенциальных переселенцев из зарубежья.

Реализация этих направлении региональной политики основывается не только на административно-правовом регулировании, но и механизмах финансово-кредитной, налоговой систем и государственно-частном партнерстве.

Особого внимания и первоначальной поддержки со стороны государства заслуживают кризисные территории. Понятие «кризис» (krisis в пер. с греч. – решение, поворотный пункт, исход) означает резкое изменение, крутой перелом[25] или «переворот, решительная пора переходного состоянья».[26] Согласно определению современного экономического словаря «депрессия возникает после и в результате экономического кризиса… Депрессия после кризиса свидетельствует, что экономический кризис перешел в завершающую фазу и следует ожидать оживления, а затем и подъема экономики».[27] Исходя из данной формулировки можно утверждать, что кризисные территории являются некими предшественниками депрессивных. Иначе говоря, «кризисность» и «депрессивность» являются стадиями одного и того же процесса проблемности региона.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

Кризисные территории характеризуются очень сильными, катастрофическими деформациями, в которых наблюдаются резкое сокращение численности населения, высокий уровень безработицы, высокий уровень бедности, неблагополучная экологическая обстановка.

Кризисные регионы представляют серьезную угрозу экономической и социальной безопасности страны (по состоянию уровня жизни, научно-технического потенциала, финансов, правопорядка и т. д.).

К числу основных критериев выделения “кризисных” территорий следует отнести:

1) Относительно высокий уровень падения объемов производства и услуг.

Целесообразность введения показателя объема производства (услуг) объясняется не только тем, что этот показатель отражает уровень развития промышленности. Не менее существенно, что состояние таких объектов оказывает непосредственное влияние на занятость населения и его доходы, уровень безработицы, поступления в бюджет и соответственно – на возможность нормального функционирования муниципального жилья, социальных учреждений (школы, больницы и т. д.).

2) Высокий уровень безработицы.

3) Сокращение численности населения, за счет вынужденной миграции, роста смертности, сокращения рождаемости.

4) Показатель экологической напряженности.

Наиболее сложная ситуация складывается в значительной части муниципальных образований (МО) с узкой, нередко односторонней специализацией хозяйства, представленной 1–3 предприятиями, на которых занята преобладающая часть трудоспособного населения. Снижение объемов производства на таких предприятиях или их остановка приводят практически к параличу МО. Высокий уровень безработицы, в том числе и скрытой, отсутствие или крайняя ограниченность иных сфер приложения труда, что в сочетании с неразвитостью рынка жилья и невозможностью смены места жительства усугубляет ситуацию.

Низкий уровень доходов части населения не позволяет поддерживать минимальный уровень жизни, существенно ухудшается ситуация с пенсионерами и нетрудоспособными категориями населения, которым ранее предприятия оказывали реальную помощь. Кроме того, предприятия испытывают финансовые сложности, а администрация МО, в связи с сужением доходной части бюджета, не в состоянии обеспечить надлежащее функционирование муниципальных объектов. Обнищание части населения и в целом сокращающаяся платежеспособность жителей приводят к сокращению занятости в сфере обслуживания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Региональная экономика и управление"

Книги похожие на "Региональная экономика и управление" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Куценко

Светлана Куценко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Куценко - Региональная экономика и управление"

Отзывы читателей о книге "Региональная экономика и управление", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.