» » » Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение


Авторские права

Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение

Здесь можно купить и скачать "Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение
Рейтинг:
Название:
Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-406-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Описание и краткое содержание "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" читать бесплатно онлайн.



В книге представлен всесторонний анализ психологического консультирования как особой профессиональной области. Описаны принципы, основные понятия, цели и задачи, методы и навыки, этические проблемы и требования к личности консультанта. Дан обзор современного состояния консультирования и перспективы его развития. Автор подробно рассматривает процесс работы консультанта, его этапы и феномены, принципы организации терапевтического пространства. Как установить и поддерживать контакт с клиентом? Как избежать «ловушек консультирования»? Что делать с переносом и контрпереносом? Как обрести индивидуальный стиль консультирования? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге.

Особое внимание уделено нравственным проблемам, встающим перед консультантом в процессе оказания психологической помощи, а также проблемам обучения консультированию.

Книга написана образно и эмоционально, проиллюстрирована примерами из консультативной практики. В конце каждой главы приводятся творческие задания, которые способствуют обучению начинающих консультантов.

Издание адресовано практикующим психологам, психотерапевтам, а также студентам психологических факультетов вузов и всем, кто обучается или обучает консультированию.






Ко всем вышеназванным свойствам следует еще добавить «толерантность к неопределенности». Психологи начали изучать этот феномен в 40-е годы ХХ в. В исследованиях зарубежных авторов под толерантностью к неопределенности понимают способность личности принимать конфликт и напряжение, которое возникает в ситуации двойственности, умение противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное и не чувствовать себя неуютно при столкновении с неопределенностью. Отечественные исследователи определяют это качество как: а) способность к принятию решений и размышлению над проблемой даже в ситуациях, когда неизвестны все факты и возможные последствия; б) социально-психологическую установку, обладающую аффективным (осознаваемое или неосознаваемое переживание неопределенности внешней среды), когнитивным (уровень осознания неопределенности внешней среды) и поведенческим (тенденция реагировать на неопределенность каким-либо образом) компонентами (Луковицкая, 1998); в) способность человека испытывать позитивные эмоции в новых, неструктурированных, неоднозначных ситуациях, воспринимая их не угрожающими, а содержащими вызов (Лушин, 2002); г) способность выдерживать напряжение кризисных, проблемных ситуаций (Оконешникова, 2006).

Наиболее близким к содержанию работы психолога-консультанта является определение этого понятия, данное болгарской исследовательницей К. Стойчевой, которая видит в этом феномене характеристику индивидуальной саморегуляции в неопределенных ситуациях, базирующуюся на креативных способностях личности (Оконешникова, 2006).

Зачем консультанту это качество? Во-первых, никогда не известно, с чем придет на сессию клиент. Принесет ли он новый запрос и актуальную тему или решит продолжить предыдущий диалог – консультант не может сказать наверняка. Поэтому подготовка к сессии в виде составления плана или списка вопросов, хотя и создаст ощущение безопасности у самого психолога, при этом может ему совершенно не пригодиться (разумеется, если речь не идет о каком-либо специальном интервью).

Во-вторых, как бы ни хотелось, нельзя спрогнозировать ни изменения темы в ходе беседы, ни эмоциональные переживания, которые при этом могут возникнуть. Начинающие консультанты часто пугают себя именно этой неопределенностью: «Что я буду делать, если клиент разрыдается? Разозлится? Если он задаст вопрос, на который я не могу ответить?». Эти вопросы свидетельствуют о необходимости внутренней работы консультанта над своей толерантностью к неопределенности.

Развитие этого качества снижает тревожность и повышает стрессоустойчивость терапевта. Увеличивается его способность рисковать в межличностных отношениях – задавать неожиданные вопросы, давать честную обратную связь, встречаться с сильными чувствами клиента, в том числе и с агрессией по отношению к себе. С такими ситуациями психологу помогает справиться наличие устойчивой профессиональной позиции, в частности умение доверять своей интуиции и уверенность в адекватности своих чувств, убежденность в правильности принимаемых в ходе терапевтического процесса решений{ Адекватность чувств связана с «проработанностью» терапевта и наличием представлений о том, какие эмоции обычно являются реакцией на те или иные раздражители, – к примеру, нормально злиться, когда происходит нарушение психологических границ, нормально чувствовать печаль, когда заканчиваются отношения, и т. п. Убежденность в правильности принимаемых в ходе проведения терапии решений касается задавания тех или иных вопросов, высказывания интерпретаций, вступления в конфронтацию и т. п. и опирается на терапевтический опыт и интуицию.} и способность рисковать. Кроме того, способность терапевта быть толерантным к неопределенности помогает уменьшить количество ожиданий в отношении клиента, в том числе в отношении необходимости и скорости наступления определенных изменений в его жизни. При этом снижается степень разочарования консультанта в ситуации, когда эти ожидания не оправдываются.

Так выглядит более или менее полный список личностных характеристик эффективного консультанта. Психолог, стремящийся стать эффективным консультантом, должен понимать всю важность этих требований и осознавать свои возможности развития этих качеств. Разработка своеобразного плана собственного профессионального роста может стать первым шагом на пути к развитию профессиональной эффективности консультанта.

Все вышеназванные свойства в совокупности и составляют модель личности эффективного консультанта.

С точки зрения развития личности эффективный консультант – прежде всего, зрелый человек. Чем разнообразнее его личная и профессиональная жизнь, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда психотерапевт может позволить себе больше слушать, выражая свои чувства, иногда – вступать с клиентом в конфронтацию, достигая определенности в отношениях. Когда-то он может быть директивным и структурированным, а когда-то – разрешить себе вести мягкую и немного хаотичную беседу. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться своей интуицией и ситуацией. Р. Кочюнас называет эту установку важнейшей в жизни зрелого терапевта (Кочюнас, 1999, с. 32).

Р. Кочюнас приводит выделенные К. Шнейдером три важнейших постулата, на которые опирается зрелость консультанта как личностная характеристика.

1. Личная зрелость консультанта. Консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. Невозможно быть зрелым всегда и везде (цит. по: Кочюнас, 1999, с. 32).


Итак, свойства и качества личности эффективного консультанта перечислены. Возможно, они составляют некий портрет «идеального» успешного человека, независимо от того, представителем какой профессии он является. Но может ли быть таким в действительности реальный живой человек? Таким осознанным, зрелым, искренним, терпимым, ответственным, принимающим, естественным, продуктивным, обладающим развитым чувством юмора и интуицией? Скорее, это «идеальная» модель личности, которая может стать ориентиром и для самого консультанта, и для его клиентов. В этом случае появление свойств, присущих эффективному консультанту, у его клиента будет являться показателем высокой эффективности психологического консультирования.

§ 3. Ценности консультанта и их проявление в консультировании

В наиболее общем виде ценности можно определить как любые объекты человеческих влечений, стремлений, желаний. Такими объектами могут быть идеи, идеалы, предметы, цели. Являясь частью структуры личности, ценности ориентируют человека в жизни и регулируют его поведение в социуме. Ценности могут изменяться с течением времени, в результате получения определенного жизненного опыта или в результате творческой деятельности, как изменяются и сами люди. То, что было в определенный момент для человека главным, может стать менее значимым и даже изменить свою полярность – позитивная ценность может стать негативной или наоборот. Кроме того, человек в современном обществе является членом множества различных социальных групп, ценности которых могут не совпадать и даже вступать в противоречия друг с другом.

Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, статус, уважение, безопасность, знания, деньги, вещи, свобода, здоровье и др.); внутригрупповые (политические, религиозные, семейные); индивидуальные (личностные). Упорядоченные по важности относительно друг друга, ценности объединяются в систему, которая представляет собой определенную иерархическую структуру, изменяющуюся с возрастом и под влиянием жизненных событий. Реализуясь в поведении и жизни человека, ценности не ограничены ситуациями и конкретными действиями, а значит – они трансцендентны{ Например, ответственность как ценность будет проявляться в самых различных сферах жизни человека – в отношениях в семье и на работе, в творчестве и труде, в увлечениях и домашних делах, в отношении к себе и другим людям, к природе и обществу и т. п., т. е. ценность может быть обнаружена в любых человеческих отношениях.}.

Существуют различные классификации ценностей. Обычно ценности разделяют на предметные (объективные), к которым относят: социальное добро и зло, прогрессивную или реакционную значимость исторических событий, культурное наследие прошлого (сокровища науки, искусства), моральное добро и зло в человеческих отношениях, в поведении, в поступках, сакральные предметы религиозного культа и т. д.; и ценности сознания (субъективные): общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы, выражающиеся в форме мыслей, чувств, понятий, представлений, суждений. Одной из первых классификаций ценностей стала теория Г. Олпорта, который выделил теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические и религиозные ценности (Олпорт, 2002).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Книги похожие на "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Мартынова

Елена Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Отзывы читателей о книге "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.