» » » Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение


Авторские права

Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение

Здесь можно купить и скачать "Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение
Рейтинг:
Название:
Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-406-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Описание и краткое содержание "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" читать бесплатно онлайн.



В книге представлен всесторонний анализ психологического консультирования как особой профессиональной области. Описаны принципы, основные понятия, цели и задачи, методы и навыки, этические проблемы и требования к личности консультанта. Дан обзор современного состояния консультирования и перспективы его развития. Автор подробно рассматривает процесс работы консультанта, его этапы и феномены, принципы организации терапевтического пространства. Как установить и поддерживать контакт с клиентом? Как избежать «ловушек консультирования»? Что делать с переносом и контрпереносом? Как обрести индивидуальный стиль консультирования? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге.

Особое внимание уделено нравственным проблемам, встающим перед консультантом в процессе оказания психологической помощи, а также проблемам обучения консультированию.

Книга написана образно и эмоционально, проиллюстрирована примерами из консультативной практики. В конце каждой главы приводятся творческие задания, которые способствуют обучению начинающих консультантов.

Издание адресовано практикующим психологам, психотерапевтам, а также студентам психологических факультетов вузов и всем, кто обучается или обучает консультированию.






Выбор метода консультирования и философской основы персональной теории консультирования отражает нравственные воззрения консультанта: его взгляды на природу человека, на структуру личности, на условия ее развития, условия формирования патологических симптомов и т. д. Несомненно, они отражают также его стиль жизни и философию. «Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно “вносим” в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни», – утверждает Р. Кочюнас (1999, с. 33). Этой же точки зрения достаточно жестко придерживается Дж. Кори. Он отвергает саму возможность последовательной реализации нейтрального отношения консультанта к ценностям, появляющимся в ходе терапевтических отношений, называя ее неадекватной (Кори, 2003, с. 103).

Встречаясь с человеческими проблемами, консультант часто оказывается в ситуациях, где он должен четко понимать, какова его позиция и на чем она основана. Можно привести несколько примеров.


На приеме – молодой мужчина, женатый, ответственный за благосостояние своей пока еще небольшой семьи. У семьи нет отдельной квартиры, и все мысли, переживания клиента связаны с этой проблемой. Он жалуется на то, что ему не хватает денег на покупку собственного жилья, хорошего автомобиля, дорогой одежды для жены. Выход он видит в организации некой «финансовой аферы» и обращается к консультанту за психологической поддержкой в этом процессе.

Замужняя женщина среднего возраста, мать двоих детей-школьников, рассказывает о своих семейных проблемах. Она не удовлетворена ни отношениями с мужем, ни браком в целом. Муж страдает «алкоголизмом выходного дня»{ «Алкоголизмом выходного дня» в современной медицине стали называть сильную потребность в алкогольном опьянении в конце рабочей недели. При этом опьянение растягивается на все выходные дни, начинаясь вечером в пятницу и заканчиваясь в обед воскресенья; в начале новой рабочей недели человек снова способен к труду. При этом обычно в середине недели такие люди не пьют.}. Однако он неплохо зарабатывает, и жена с детьми финансово зависят от него. Женщина хочет иметь отношения с мужчиной на стороне. «Помогите мне сделать это так, чтобы я не чувствовала стыда за свои измены! Ведь я заслуживаю хоть немного женского счастья!» – просит она консультанта.

Молодая девушка забеременела от случайного знакомого. «Что делать? – в слезах спрашивает она. – Оставить ли ребенка? Но я не люблю этого парня. Не хочу за него замуж! Да и не будет он никогда хорошим отцом. А как же учеба в институте? Или сделать аборт? А как тогда потом мне жить? А вдруг у меня больше не будет детей?» – такие вопросы она задает на консультации.


Как бы ни хотелось консультанту самоустраниться от подобных ситуаций, но именно к нему за помощью в таких случаях приходят клиенты. Иногда психолог может быть единственным человеком, к кому вообще решится обратиться в такой ситуации человек. В каждом из подобных случаев консультант должен ответить (прежде всего, самому себе) на целый ряд ценностных вопросов. Вот примеры так их вопросов.

Что вообще думает консультант об обмане? Есть ли честность среди его ценностей? Всегда ли честен сам консультант? В каких ситуациях он допускает (если допускает) возможность обмана и лжи? Как он относится к финансовым махинациям? Верит ли в «честный бизнес»?

Что консультант думает об изменах, об их допустимости? Что думает о разводе и браке, о роли отца и матери в семье, о положении в семье детей? Как понимает зависимость и как к ней относится? Насколько оправданным и целесообразным считает сохранение семьи с зависимыми отношениями?

Как консультант относится к случайным связям? К случайной беременности? К абортам? Согласен ли с тем, что у женщины есть право самой решать, рожать ребенка или нет? Какова его точка зрения на то, как распределяется ответственность за возникшую беременность между партнерами?

Консультанту в любом случае придется ответить на все эти и многие другие вопросы ценностного и морального плана. От его ответов будет зависеть многое: и то, как будет протекать процесс консультирования, и его эффективность, и возможный результат, и, как следствие, – выбор, который сделает клиент.

Наряду с темами, которые предполагают наличие разных позиций у разных людей, есть темы, в отношении которых консультант должен иметь четкую и недвусмысленную позицию. Важнейшими из этих тем Дж. Кори называет религию и духовность, семейные и сексуальные трудности, проблемы абортов и разводов, наркотики (Кори, 2003, с. 104). Понимание собственной позиции по этим вопросам является важнейшей задачей, а может быть, даже долгом консультанта. При этом существование у консультанта определенной позиции не предполагает наличия «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы. И это важно донести до клиента. В процессе консультирования, отмечает Р. Кочюнас, психолог должен помочь клиенту наиболее полно выявить систему его ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение о том, каким образом он может изменить поведение или даже сами ценности. Консультант только поднимает вопросы, а ответы на них ищет сам клиент, ориентируясь на собственную ценностную иерархию (Кочюнас, 1999, с. 36).

Например, консультант может относиться к аборту как к убийству, но при этом, работая с клиенткой, забеременевшей в результате изнасилования и желающей сделать аборт, поддерживать ее в этом решении. В таком случае консультант может сказать клиентке: «Я понимаю вас и отношусь с принятием к вашему решению. Хотя я лично противник абортов, я поддержу вас. Вы абсолютно точно имеете на это право». Другой пример: консультант признает право женщины самостоятельно решать, быть или не быть зачатому ребенку; и в ситуации, когда мать двоих детей случайно забеременела третьим ребенком и хочет оставить его (при недостатке у семьи и материальных, и эмоциональных ресурсов для уже родившихся детей), консультант может сказать: «Вы имеете право становиться матерью столько раз, сколько захотите, и я поддержу ваше решение, хотя, с моей точки зрения, в подобной ситуации важнее давать любовь вашим уже родившимся детям».

Опорой консультанта при взаимодействии с ценностями клиента может и должно быть прежде всего уважение. Уважительное отношение психотерапевта к тому, о чем говорит клиент, к его мыслям, идеям, размышлениям, чувствам, потребностям, ценностям проявляется в его интонациях, невербальных реакциях, формулировках и содержании вопросов, в тех чувствах, которые терапевт привносит в пространство консультирования.

Представление консультантом клиенту своих личных ценностей и того, как они реализуются в его жизни, позволяет клиенту сравнить собственную ценностную иерархию с позицией консультанта, оценить, насколько его (клиента) поведение, размышления, переживания соответствуют заявленным им ценностям, и увидеть противоречия, если они есть. В этом смысле жизнь консультанта становится «эталоном» для клиента, идеальным образцом, к которому он может стремиться.

Зачастую клиенты декларируют некоторые ценности, не реализуя их в своей жизни. Например, рассказывают о том, как значима для них семья, как дóроги отношения с супругом, и при этом имеют длительные любовные отношения на стороне. Или, разведясь с партнером-алкоголиком, отношения с которым были травматичными и разрушающими, провозгласив ценность свободы от созависимости, регулярно имеют с ним интимные отношения, объясняя это тем, что «тело просит». Или рассказывают о том, как важна для них любовь, и проявляют при этом жестокость и равнодушие к близким. Во всех этих ситуациях явно обнаруживается несоответствие между словами и поступками человека. Если такое противоречие выявляется в ходе психотерапии, то можно предполагать, что у клиента, несмотря на все его заявления, на самом деле отсутствует устойчивая система ценностей. Если у личности существует прочная система ценностей, ее поступки и поведение будут ей соответствовать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Книги похожие на "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Мартынова

Елена Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Отзывы читателей о книге "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.