» » » » Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии


Авторские права

Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии

Здесь можно купить и скачать "Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Формы непосредственной демократии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формы непосредственной демократии"

Описание и краткое содержание "Формы непосредственной демократии" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие по спецкурсу "Непосредственная демократия в РФ" логично дополняет курсы конституционного и муниципального права России, конституционного права зарубежных стран. Учебное пособие состоит из краткого лекционного курса по основным темам учебной дисциплины; учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Формы непосредственной демократии» и проверочных тестов и ответов на них. Изучение спецкурса непосредственной демократии в Российской Федерации имеет как познавательное, так и научно-практическое значение. Эта дисциплина позволяет студенту осмыслить систему форм непосредственного волеизъявления, их значимость во всей системе властеотношений России, повышает политическую и правовую культуру студента, уровень его теоретической и профессиональной подготовки. Работа предназначена преподавателям, студентам и аспирантам юридических вузов и факультетов, а также сотрудникам органов государственной и муниципальной власти, исследователям и журналистам.






Нация, как субъект непосредственного народовластия не может быть названа по следующим причинам: во-первых, в России сейчас невозможно выделить ни одной нации, которая была бы представлена как целое на какой-либо конкретной территории, при отсутствии на ней представителей других наций. Во-вторых, для реализации национального суверенитета необходимо обладание рядом неотъемлемых качеств, которыми обладает далеко не каждая нация в Российской Федерации. В-третьих, право наций на самоопределение вовсе не обязательно может быть реализовано исключительно через обладание ею суверенитетом.

Необходимо отметить наличие определенного соотношения понятий «народ» и «избирательный корпус», поскольку в литературе встречается отождествление этих понятий, происходит подмена одного понятия другим55. В этой связи уместно заметить, что еще И. П. Трайнин отмечал: «Голосует не народ, не все взрослое население, а лишь те, кто пользуется избирательным правом»56.

Государство, наделяя гражданина избирательными правами, не может не считаться с политической целесообразностью его участи в избирательном процессе. Если под избирательным цензом понимать всякое условие, которым закон ограничивает участие в выборах, то нет избирательной системы, в которой не имелся бы избирательный ценз. Современные правовые системы знакомы с этим институтом избирательного права, а различные виды цензов рассмотрены в работах многих авторов. Общепризнанной считается классификация И. М. Гессена, который разграничил две категории цензов: «…одни конструируют избирательную способность (или неспособность) отдельного индивида как такового; другие признают избирательную способность (или неспособность) за определенной общественной группой или классом»57.

Первые устраняют от участия в выборах индивида, независимо от принадлежности к тому или иному общественному классу; вторые – определенную, более или менее многочисленную группу. С началом всеобщего избирательного права совместимы индивидуальные избирательные цензы и не совместимы избирательны цензы, имеющие классовый характер.

К первой категории относятся цензы: гражданства «как политическое право оно принадлежит не человеку, а гражданину; оно имеет свой источник в государственном праве, которое его дарует и его регламентирует»58; возрастной – установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста59; оседлости60; способности к осуществлению общественных функций (общегражданской дееспособности)61; личной независимости избирателя62; личностный; квартирный; образовательный63.

Что касается групповых (классовых) избирательных цензов, то они не часто воспринимаются законодателями и носят по преимуществу экономический характер. К этой группе цензов можно отнести: имущественный (с точки зрения автора, отнесение данного ценза к индивидуальному или групповому зависит от размера ограничения); пола64; принадлежность к определенному вероисповеданию65.

Таким образом, избирательный корпус – это такая конституционно-правовая категория (юридически обособленная совокупность людей, отражающая социальную структуру гражданского общества), которая обладаем правом через непосредственное и окончательное волеизъявление формировать высшие органы государственной власти и решать вопросы государственной и общественной жизни от имени народа и нации Что же касается понятия «народ», то с юридической точки зрения оно отождествляется с понятием «граждане» и определяется принадлежностью данной совокупности людей к соответствующему государству. Следовательно, понятия «народ» и «избирательный корпус» взаимонезаменяемы, и их отождествление недопустимо.

Институт ограничения избирательного права знаком как дореволюционной, так и современной России. Так, основы думского избирательного права были заложены Положением о выборах от августа 1905 г., которое предусматривало некоторые ограничения избирательного права.

Вполне объяснимо лишение избирательного права «воинских чинов, бродячих инородцев и опороченных по суду». Но явно не демократическим делением стало ограничение прав женщин и студентов Указом от 11 декабря 1905 г. К выборам допускались рабочие, которым первоначально было отказано в праве голоса. Показательно отстранение от выборов лиц, стоявших на низкой ступени гражданского развития, поскольку избирательное право является общественной функцией, для осуществления которой необходима соответствующая подготовка. Этим в какой-то мере мотивируется введение имущественного ценза, так как лица, достигшие определенного хозяйственного успеха, обладали, как правило, общественно-политическими знаниями.

Развитие правовых норм даже при полной смене общественно-политического устройства невозможно без сохранения обеспечивающих историческую связь элементов развития. К 1917 г., к моменту создания советской избирательной системы, народы России имели более чем полувековой опыт формирования земских учреждений, которые создавались на принципах выборности и были повсеместно распространены. Так, Положением о выборах августа 1905 г. предусматривалось многое из того, что было впоследствии заимствовано советским избирательным законодательством. К примеру, был сохранен ценз неопороченности, не позволявший голосовать осужденному или подследственному. Этот принцип получил развитие в институте лишения избирательных прав по приговору суда.

Необходимо заметить, что и в советском государстве вплоть до 1936 г. действовали такие групповые цензы, как гражданский и классовый (например, для кулачества, духовенства) и политический (в России – это служба в бывшей полиции, особом корпусе жандармерии и в охранных отделениях). Конституция РСФСР 1936 г. их отменила.

Новое в отношении круга избирателей и лишенцев в документах периода становления законодательства об избирательной правосубъектности заключалось в расширении числа избирателей в отдельных местностях за счет снижения избирательного возраста с 18 до 16 лет (Саратовский горсовет)66и за счет включения в состав избирателей не упомянутой в Конституции категории – организованных кустарей (Тульская губерния)67.

Круг избирателей расширялся также за счет более точных формулировок, отгораживавших середняка от неправильного лишения избирательного права (Самарская, Олонецкая губернии)68. Положением о производстве выборов в Московский Совет от 9 февраля 1920 г. и Инструкции «О порядке производства перевыборов Московского и районного Советов» от 11 апреля 1921 г. домохозяйки, инвалиды, отстранялись от выборов, что сужало круг голосовавших69.

Эти документы перечисляют меньшее количество категорий лиц, обладавших правом голоса, нежели ст. 64 Конституции 1918 г. Здесь не называются командиры Красном Армии, крестьяне, кустари.

Все остальные ранее существовавшие и иные действующие цензы в России относятся к группе индивидуальных. Так, до 1958 г. лишение избирательных прав было возможно только за совершение тяжких преступлений, причем в качестве дополнительного наказания преступникам судом устанавливался и срок этого лишения. В 1958 г. было отменено лишение избирательного права по суду.

Избирательного права лишались только лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными. Неопределенность и неправомерный характер данной меры очевиден. Оценку психического состояния личности мог дать и суд, и медицинский орган. Но и то обстоятельство, что человек страдает психическим заболеванием, еще не говорит о том, что он недееспособен и не может участвовать в выборах. На практике это приводило к тому, что избирательные комиссии порой не допускали к голосованию вполне способного на осознанные действия больного. В 1988 г. в Конституцию СССР были внесены новые изменения. Ст. 96 устанавливала условия неучастия в выборах и голосовании психически больных лиц, признанных судом недееспособными, лишенных свободы по приговору суда, содержащихся под стражей в порядке уголовно-процессуального законодательства. Такой порядок лишения применялся при выборах народных депутатов СССР.

Законом РСФСР от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР»70закреплялось, что в референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Однако ст. 32 Конституции РФ 1993 г. установлено следующее ограничение избирательного права: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Категория психически больных граждан, признанных судом недееспособными, исключена.

Конституционную формулировку ограничения избирательного права воспроизводили действующие в тот момент Федеральный закон от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации»71; Федеральный закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»72.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формы непосредственной демократии"

Книги похожие на "Формы непосредственной демократии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Комарова

Валентина Комарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии"

Отзывы читателей о книге "Формы непосредственной демократии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.