» » » » Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии


Авторские права

Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии

Здесь можно купить и скачать "Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Формы непосредственной демократии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формы непосредственной демократии"

Описание и краткое содержание "Формы непосредственной демократии" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие по спецкурсу "Непосредственная демократия в РФ" логично дополняет курсы конституционного и муниципального права России, конституционного права зарубежных стран. Учебное пособие состоит из краткого лекционного курса по основным темам учебной дисциплины; учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Формы непосредственной демократии» и проверочных тестов и ответов на них. Изучение спецкурса непосредственной демократии в Российской Федерации имеет как познавательное, так и научно-практическое значение. Эта дисциплина позволяет студенту осмыслить систему форм непосредственного волеизъявления, их значимость во всей системе властеотношений России, повышает политическую и правовую культуру студента, уровень его теоретической и профессиональной подготовки. Работа предназначена преподавателям, студентам и аспирантам юридических вузов и факультетов, а также сотрудникам органов государственной и муниципальной власти, исследователям и журналистам.






Публично правовой институт, в котором воплощаются как личный интерес каждого конкретного гражданина, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах референдума и формировании на этой основе политического направления власти и окончательного решения наиболее важного вопроса государственного и местного значения. В свою очередь, в публично-правовом институте выделяют референдумное право и референдумный процесс84.

В предмет референдумного права включаются две условно разграничиваемые группы общественных отношений. Одну из них можно обозначить как сущностные (материального характера), посредством которых выявляется предназначение референдума. Это, прежде всего, соотношение в системе народовластия – непосредственных и представительных способов осуществления власти, власти государственной и местной, – отношения межинституционального характера; а также отношения, которые призваны определить место референдума в системе непосредственного народовластия.

Вторая группа отношений – это организационные, процессуальные отношения – референдумные процедуры, референдумный процесс, то есть тот круг отношений, которые можно было бы определить как собственно, референдумный процесс.

Закрепление понятия референдум в федеральном законодательстве

Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено, передано) можно определить как: высшую форму непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательное для исполнения.

Следует отметить, что в действующем законодательстве эти три аспекта учтены в определении, данном законодателем.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»85дается три определения референдума:

– «референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

– референдум местный (местный референдум) – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

– референдум Российской Федерации – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

– референдум субъекта Российской Федерации – референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации».

Законодатель в рамочном законе, определяя институт референдума в России, проводит различие по следующим критериям:

– территории проведения;

– нормативному регулированию;

– кругу участников;

Объекту – вопросам, выносимым на референдум. При чем последний аспект – вопросы референдумов, уточняются в специальных статьях рамочного закона и в специальном законодательстве, регулирующем отдельные виды референдумов.

ФКЗ 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» определяет референдум, как «всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения».

ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) указывает, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Законодательством субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований даются определения референдумов, в основном, в рамках определений данных федеральным законодателем.

Виды референдумов.

Оснований для классификации референдумов в современной научной литературе предложено несколько: по обязательности решения, принятого на референдуме; по способу проведения; по содержанию; по времени проведения; в зависимости от территории, на которой проводится референдум; по инициатору, по субъекту назначения.

Классификация референдумов по обязательности решения, принятого на референдуме. По этому основанию можно выделить консультативный и императивный референдумы.

Деление референдумов на консультативные и императивные является одним из важнейших, принципиальных вопросов классификации этой формы непосредственной демократии. В ее основе лежит различие последствий проведения референдума или, иными словами, обязательность, правовая сила его решений.

Классификация референдумов по способу проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные.

Обязательным признается референдум, проводимый в соответствии с установленными законом условиями, несоблюдение которых означает принятие нелегитимного решения.

Факультативные референдумы проводятся, в отличие от обязательных, по тем вопросам, которые считают необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане, в то время как обязательные проводятся в четко определенных законом случаях. Таким образом, факультативные референдумы предполагают избирательность применения этой формы волеизъявления к тем или иным проблемам общественной жизни.

В таком виде данный вид референдума закреплен законодательством большинства стран мира, в том числе – России.

На федеральном уровне ФКЗ 2004 г. предусматривается обязательное проведение референдума в том случае, если он предусмотрен международным договором. Во всех иных случаях референдумы на федеральном уровне факультативны.

На региональном уровне в Российской Федерации, с принятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»86(ст. 11) появился новый вид обязательного референдума.

В субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях, так же встречаются обязательные и факультативные референдумы. Например, в ст. 77 Конституции Республики Алтай устанавливается обязательный референдум для изменения правового статуса и границы территории Республики, при этом устанавливается, что решение считается принятым, если за него проголосовало более двух третей избирателей, принявших участие в референдуме.

Классификация референдумов по содержанию. На этом основании референдумы делятся на нормативные, результатом которых является нормативно- правовой акт (которые, в свою очередь, можно подразделить на конституционные, законодательные, международно-правовые, на нормативно-правовые); административно-территориальные и иные.

В действующем законодательстве России закреплены различные виды референдумов: конституционные (уставные), международные, административно-территориальные и иные.

В субъектах РФ активно закрепляются различные виды референдумов. Например, Конституция Мордовии закрепляет конституционный референдум. Устав Кемеровской области, Устав Чукотского автономного округа предусматривают возможность референдума по принятию и изменению уставов соответствующих субъектов Российской Федерации.

В Уставе Амурской области устанавливается законодательный референдум. В Уставе Липецкой области предусмотрен административно-территориальный и нормативно-правовой референдум.

Классификация референдумов по времени проведения. На этом основании могут быть выделены дозаконодательные и послезаконодательные референдумы. В основу данного деления положено расположение этапа проведения голосования – до или после рассмотрения парламентом законопроекта. Вопрос о времени проведения голосования связан с правовыми последствиями референдума.

Голосование по законопроекту после его принятия парламентом является послезаконодательным референдумом. Его целью является поддержка народом закона и тем самым придание ему особого значения: закон, одобренный таким путем, отменяется или изменяется только референдумом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формы непосредственной демократии"

Книги похожие на "Формы непосредственной демократии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Комарова

Валентина Комарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Комарова - Формы непосредственной демократии"

Отзывы читателей о книге "Формы непосредственной демократии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.