» » » Елена Федорович - История музыкального образования


Авторские права

Елена Федорович - История музыкального образования

Здесь можно купить и скачать "Елена Федорович - История музыкального образования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Федорович - История музыкального образования
Рейтинг:
Название:
История музыкального образования
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-7673-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История музыкального образования"

Описание и краткое содержание "История музыкального образования" читать бесплатно онлайн.



В пособии освещаются вопросы истории зарубежного и отечественного музыкального образования с точки зрения становления музыкально-образовательных учреждений и авторских школ. Анализируется опыт выдающихся представителей отечественного профессионального музыкального образования. Предназначено для студентов высших музыкальнопедагогических и музыкально-исполнительских учебных заведений.






Клавесин (таково наиболее принятое в России общее наименование многочисленных клавишных струнно-щипковых инструментов) по своей природе значительно отличается от струнных, духовых и ударных инструментов. Если последние имеют естественное происхождение, и даже сложный инструмент орган ведет свою природу от духового – авлоса, то клавесин и его потомок фортепиано – инструменты целиком искусственные. «Родителями» клавесина в конце XV в. стали клавишно-пневматический инструмент – орган и струнно-щипковый инструмент – лютня. Соединение возможностей двух столь разных на первый взгляд инструментов породило явление, получившее названия: клавесин (Франция), верджинал (Англия), чембало или клавичембало (Италия), флюгель (Германия). Даже названия свидетельствуют о распространении этого инструмента по всей Европе. В названиях отражен принцип действия (клавесин – от слова клавиша, клавис, т. е. ключ) и его внешний вид (флюгель – крыло). Английское название «верджинал» (девичий) свидетельствует о том, что играть на нем было привилегией девушек из высших слоев общества.

Другой разновидностью клавишных инструментов стал клавикорд, отличавшийся ударным принципом звукоизвлечения, который сопровождался чрезвычайно тихим звучанием.

Клавесин и клавикорд имели множество внешних модификаций и, помимо прочего, выполняли функцию предметов роскоши. Это также способствовало распространению моды на эти инструменты. Такая мода распространялась концентрически: от аристократических кругов она постепенно спускалась, расширяясь, к представителям более широкого круга имущих людей, а затем – и к среднему классу. Этот процесс в Западной Европе шел на протяжении нескольких столетий.

В 1528 г. был написан знаменитый трактат Б. Кастильоне «Придворный» – своего рода кодекс великосветского поведения. В нем указывалась на то, что владение пением и музыкальным инструментом служит приметой душевной утонченности и истинно светского воспитания. К просвещенным любителям – исполнителям на музыкальных инструментах – предъявлялись очень высокие требования.

Однако только модой, диктовавшейся высшими слоями общества, нельзя объяснить широкое распространение светского музицирования и, в частности, обучения игре на музыкальных инструментах, начавшееся в западной Европе в XIV столетии и продолжавшееся не только в течение всей эпохи Возрождения, но и в последующем. Это прежде всего являлось выражением духовной потребности людей, которую перестала целиком удовлетворять церковная музыка. Распространение светского музицирования и соответствующей традиции музыкального образования, продолжавшееся вплоть до конца ХIХ столетия, отчасти заменяло в тот период общее музыкальное образование, во всяком случае – для детей имущих и среднеобеспеченных слоев населения.

Среди музыкальных инструментов, пользующихся особой популярностью, следует в первую очередь назвать клавесин и его преемника – фортепиано. Развитие этого инструмента, а также теория и практика обучения игре на нем представляют отдельную страницу в истории музыкального образования. Совершенствование клавесина привело к его коренной модификации – созданию молоточкового фортепиано (1709). Это, как и дальнейшее развитие – от прямострунного (моцартовского) фортепиано к современному фортепиано – отражало потребности и концертного музицирования и виртуозно-исполнительских школ, и широкого музыкального образования, в истории которого клавишные музыкальные инструменты сыграли особую, во многом уникальную роль.

Универсальность фортепиано и безграничность его возможностей по сравнению с другими музыкальными инструментами отмечались неоднократно. Это не только создает тембровые, гармонические, фактурные и прочие возможности для музыкантов-профессионалов (хотя и этого одного было бы уже достаточно, чтобы выделить фортепиано в ряду музыкальных инструментов), но и позволяет активно вовлекать людей в процесс общего музыкального образования и просвещения. Вот как объясняет исключительную роль фортепиано в развитии личности обучающихся Г. М. Цыпин: – во-первых, многоголосие фортепиано дает ему значительно более широкие возможности по сравнению со всеми другими музыкальными инструментами, включая человеческий голос. Многоголосие делает возможным воплощение в звучании любых, самых сложных структур, воспроизведение практически неисчерпаемых комбинаций звуков. Владеющему фортепиано доступно все в мире музыки. Отсюда – и богатство фортепианной литературы по сравнению с литературой для других инструментов, и возможности исполнения любых переложений; – во-вторых, играющий на фортепиано знакомится с музыкой не умозрительно, а посредством практической деятельности. В соответствии с закономерностями психологии «подкрепление» интеллектуальных операций деятельностью, связанной с практическим воспроизведением усваиваемого материала, оказывается наиболее плодотворным; – в-третьих, исключительно широкими развивающими возможностями обладает сама литература для фортепиано, его учебно-педагогический репертуар, охватывающий множество самых различных художественно-стилевых явлений и категорий [5. С. 61].

Перечисленные возможности фортепиано, имеющие большое значение для развития личности обучающихся, служат основой той особой роли, которую фортепиано играет в общем музыкальном образовании и просвещении. Кроме этого, необходимо назвать еще следующее: – относительный демократизм фортепиано. В эпоху, когда не существовало звукозаписи, концертная жизнь была относительно скудной и являлась принадлежностью крупных городов, а передвижения были затруднены, позволить себе регулярно посещать концерты (тем более содержать оркестры и капеллы) могли только очень состоятельные люди. Фортепиано давало возможность исполнить и прослушать оперу, симфонию или произведения для хора в домашних условиях; – относительная простота начального обучения на фортепиано. Закрепленный темперированный строй фортепиано не требует от начинающих учащихся столь тонкого звуковысотного слуха, как струнные, духовые инструменты или пение. В то же время даже невысокий уровень владения фортепиано, в основном доступный любителям, позволяет значительно расширять свой музыкальный и общий кругозор, формировать эстетические запросы; – в соответствии с новейшими исследованиями (Г. М. Цыпин), искусственность происхождения фортепиано, породившая его «надиндивидуальный» звук (в отличие от звука инструментов, имеющих естественное происхождение – струнных и духовых и, тем более, человеческого голоса) активно вовлекает в процесс обучения и исполнения аналитическое мышление обучающегося.

Это, в сочетании с активным задействованием различных отделов мозга, которое обусловливается полифоничностью фортепианной литературы, является основой сильного развивающего воздействия фортепианного обучения.

Данные особенности фортепиано еще в период его распространения в Западной Европе привели к тому, что фортепианная (клавирная) педагогика была направлена на три основные вида деятельности: 1) профессиональное исполнительство со значительными виртуозными достижениями; 2) любительское музицирование, распространенное вначале среди высшего, а затем и среднего социального слоя; 3) приобщение широкого круга учащихся к музыке средствами фортепиано, закладывающее фундамент общего музыкального образования. Основу развития клавирной педагогики заложили мастера клавесинного искусства XVI – XVIII вв.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2. М., 1988.

2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989.

3. Немыкина И. Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. Екатеринбург, 1993.

4. Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения. М., 1985.

5. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

Тема 4. Музыкальное образование эпохи Просвещения. Музыкально-педагогические концепции мастеров клавирного искусства XVI – XVIII вв

В XVI-XVII вв. в Западной Европе происходило оформление музыкальной педагогики в самостоятельную отрасль знания. Это было связано с философией Просвещения, выдающие представители которой отмечали значительную роль музыки в формировании гармонических взаимоотношений личности и общества (Р. Декарт, Ж. -Ж. Руссо). В соответствии с такой позицией первоочередное внимание обращалось на подготовку профессиональных музыкантов, а также развитие культуры и вкусов слушателей. Философы и музыканты эпохи Просвещения рассматривали музыку прежде всего с позиций ее воздействия на нравы слушателей, как на искусство, способствующее совершенствованию человека. Это свидетельствовало о расширении представлений об общественной роли музыки и музыкального образования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История музыкального образования"

Книги похожие на "История музыкального образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Федорович

Елена Федорович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Федорович - История музыкального образования"

Отзывы читателей о книге "История музыкального образования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.