» » » Леонид Харченко - Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы


Авторские права

Леонид Харченко - Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы

Здесь можно купить и скачать "Леонид Харченко - Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Харченко - Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы
Рейтинг:
Название:
Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9830-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы"

Описание и краткое содержание "Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы" читать бесплатно онлайн.



В монографии обосновывается авторская концепция и модель программы подготовки преподавателя высшей школы в системе непрерывного высшего образования. Монография предназначена для организаторов высшего образования, руководителей и преподавателей вузов, аспирантов и соискателей ученых степеней по педагогике, исследователей инновационных процессов в образовании.






Осуществленный нами анализ, позволил сделать вывод о том, что процесс диверсификации современной системы высшего образования приводит к необходимости внесения изменений в их классификацию (типологию) и уточнению их предназначения (миссии). Более того, происходящая в настоящее время модернизация вузов, приводит к концептуализации такой вузовской системы, как «вуз переходного периода», научно-педагогические кадры которого способны решать актуальные для современного переходного типа государственного строя и общества задачи (117).

Большинство современных вузов, используя новые возможности российского федерализма, большую степень автономности, формирующиеся рыночные отношения, пошли на значительную диверсификацию основных направлений деятельности, освоили стратегический менеджмент, маркетинг рынка труда и образовательных запросов различных демографических, профессиональных и социальных групп регионального сообщества, научились лоббировать свои интересы в органах законодательной и исполнительной власти.

В 90-е годы прошлого столетия, в жестких условиях самовыживания, в которые были поставлены российские вузы, происходил поиск и определение ими своего места на рынке образовательных услуг. Одним из результатов этого стало повышение статуса вузов, преобразование институтов и академий в университеты, т.е. «университетизация» системы высшего профессионального образования, которая отмечается исследователями (235, 255, 261 и др.) как отражение тенденции общемировых процессов.

Это обусловлено наибольшими возможностями современных университетов для формирования необходимого образовательного базиса, на основе которого происходит постоянное обновление знаний и переобучение, что особо актуально в условиях «образования длинною в жизнь» и «образования шириною в жизнь». В соответствии с этим университеты нарастили большой набор услуг в сфере непрерывного образования и расширения дополнительных квалификаций. Кроме того, университеты являются центрами эффективных научных исследований и культуры, экономического и социального развития региона, на их базе формируются научно-производственно-образовательные комплексы (261). Поэтому в нашем исследовании, при описании сущности диверсифицированного вуза, мы будем иметь в виду, прежде всего, современный университет.

Понятие «современный» трактуется как «относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем – , или чем-нибудь; стоящий на уровне своего века, не отсталый» [182. С. 731]. Таким образом, в нашей интерпретации, современный вуз – это образовательная организация высшего образования, реализующее разноуровневые образовательные программы (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и др.) и отвечающее современным требованиям со стороны государства, общества, личности в части качества образовательныхуслуг.

Одновременно с «университетизацией» происходила и происходит «регионализация» университетов, о которой речь шла в параграфе 1.1., а развитие информационно-коммуникационных технологий и адаптация их к системе образования, привело к появлению вузов, оказывающих образовательные услуги, как в обычном, так и дистанционном режиме (бимодальный тип образовательного учреждения). Кстати отметить, что в Японии уже более 30-ти лет функционируют, так называемые «киберуниверситеты», работающие исключительно в дистанционном режиме. С нашей точки зрения, дистанционное образование возможно для определенной категории людей (обладающих способностью к самостоятельному обучению, или уже имеющие определенный уровень образования), по отдельным программам подготовки, до определенного уровня подготовки.

Некоторые исследователи (А. Барблан, Р. Барнетт, Д. Б. Джонстон, К. Керр, Т. Парсонс и др.) к числу основных функций современного вуза относят: экспертно-эпистемологическую (знаниевую) функцию, функцию коммуникационного центра, функцию воспроизводства интеллектуальной элиты, функцию трансферта знаний и технологий из вуза в экономику, функцию развития территории размещения и др.

Кроме того, наряду с традиционными функциями современной вуз приобретает и реализует инновационнопроектные функции. Например, Е. П. Белан к ним относит: функцию обеспечения условий для профессионального становления обучающихся – получение новых, инновационных знаний, создание и трансферт новых технологий; подготовку бакалавров, магистров, переподготовку и повышение квалификации специалистов, включающую разнообразные формы инновационной деятельности; функцию формирования личностно-ориентированной инновационной образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному развитию обучаемых; научно-методическую, проектировочную, медиаторскую (коммуникативную), креативную, внедренческую, менеджерскую, коммерческую, экспертную функции, а также дистанционную информационно-педагогическую поддержку и сопровождение образования (18).

Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что диверсифицированная модель современного вуза характеризуется полифункциональностью (вуз выполняет социальную, культурно-воспитательную, обучающую, профессиональную, научно-исследовательскую, инновационную, коммерческую, сервисную и др. функции) и динамичностью (вуз постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих под воздействием конъюктуры рынка, конкуренции, изменения экономических отношений) (255).

Проведенный нами целенаправленный анализ научной литературы (12, 183, 240, 245, 255, 256 и др.), позволил выделить несколько прототипов университетов, в основу организации которых, наряду с образованием, положены такие базовые процессы, как фундаментальные исследования; прикладные исследования и разработка технологий; исследования и разработки в области гуманитарных и общественных наук, востребованные государственными и муниципальными организациями; работа на глобальном, массовом рынке образовательных и научно-исследовательских услуг. В соответствии с этим, в мировом образовательном пространстве происходит диверсификация университетов, основанная на различном понимании их сущностных основании и приводящая к формированию различных моделей (прототипов) университетов.

Университет, в котором ключевыми являются образовательный процесс и ведение фундаментальных исследований – это исследовательский университет (или научно-университетский комплекс, специализирующийся в области фундаментальных исследований). Стратегия такого университета призвана обеспечить получение значимых результатов в области фундаментальных исследований. Организационная структура должна включать в себя большое число лабораторий, центров, ведущих фундаментальные исследования. Сотрудники университета тратят на исследования сопоставимое с ведением занятий количество времени. Руководство университета стремится привлечь к работе наиболее сильных, известных исследователей в мире.

Внешние условия необходимые для эффективной работы университета такого типа: наличие значительного финансирования фундаментальных исследований (как правило, государственные программы и гранты). Основным заинтересованными пользователями являются государство и крупные транснациональные компании, обладающие собственным видением приоритетов развития фундаментальных исследований. Университет Западной Австралии, занимающий ведущую позицию в подготовке высших исследовательских квалификаций, является ярким примером такого университета.

В основе другого прототипа университета находятся образовательный процесс и ведение прикладных исследований, разработка технологий. Такой тип высшего учебного заведения – инновационный (инновационнотехнологический) университет. Стратегия университета должна обеспечивать процесс проведения максимально быстрых, эффективных и результативных прикладных исследований, завершающихся оформлением и передачей заказчику разработанной технологии. При этом использование технологии должно создавать для заказчика значимые конкурентные преимущества.

В организационную структуру университета входят технологические парки, центры трансфера технологий, мощные прикладные лаборатории. Сотрудники университета и студенты совместно работают в группах по инновационной тематике. Заказы на прикладные разработки обеспечиваются в рамках партнерского взаимодействия с фирмами и предпринимателями.

Внешние условия, позволяющие подобному университету эффективно работать, включают в себя факторы, обеспечивающие восприимчивость экономики к инновациям. Это: нормативно-правовая база, наличие организационной культуры, способствующей укоренению инноваций, эффективность работы общественных служб и организаций, наличие развитого рынка внутренних потребителей, степень развития деловой инфраструктуры, активно работающих ассоциаций предпринимателей и т.д. В качестве примера следует привести технологический университет Квинсленда в Австралии, который готовит наибольшее число бакалавров в Австралии, его образовательные и исследовательские программы адекватны требованиям промышленности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы"

Книги похожие на "Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Харченко

Леонид Харченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Харченко - Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы"

Отзывы читателей о книге "Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.