» » » » Олег Девлетов - История отечественного предпринимательства


Авторские права

Олег Девлетов - История отечественного предпринимательства

Здесь можно купить и скачать "Олег Девлетов - История отечественного предпринимательства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Девлетов - История отечественного предпринимательства
Рейтинг:
Название:
История отечественного предпринимательства
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3081-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История отечественного предпринимательства"

Описание и краткое содержание "История отечественного предпринимательства" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В учебнике прослеживается эволюция делового мира России – с момента возникновения государства у восточных славян в IX в. до возрождения деловой активности в новой России на рубеже XX—XXI вв. Автор раскрывает все основные этапы и периоды в истории российского предпринимательства. Особое внимание уделяется основным типам предпринимателей, характерным для каждой из исторических эпох. Важное место отводится вопросам конфессионального предпринимательства, развитию благотворительности и меценатства, социально-экономической и политической активности российской буржуазии на рубеже XIX—XX вв. Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «История отечественного предпринимательства» в Гуманитарно-экономическом и информационно-технологическом институте.






Кроме больших транзитных торговых путей существовало множество дорог, имеющих местное значение, связывавших крупные города с мелкими городскими и сельскими пунктами, торгами и торжками.

Средневековые пути сообщения были трудны и опасны не только примитивным состоянием дорог и транспорта. Немало забот для путешественников представляли набеги всевозможных разбойных людей с целью ограбления. Поэтому путешествовать в одиночку было рискованно. Этим в значительной степени объясняется присоединение купцов к дипломатическим посольствам, которые имели достаточно надежную охрану. Посольские дела содержат массу свидетельств о торговых людях в составе иностранных посольств. Послы и торговцы объединялись в большие караваны доходящие до 500 судов. Но несмотря на многочисленность этих караванов, нападения на них и грабежи товаров были очень часты. Документы сохранили многочисленные жалобы купцов на ограбления во время переездов.

Все перечисленные трудности заставляли средневековых купцов быть одновременно и торговцами, и дипломатами, и воинами. Гость XVI в. настолько же купец, насколько и воин; он в равной мере владеет и веслом и мечом; он настолько же опытен в торге, как и в ратном деле.

Правительство пыталось организовать на некоторых дорогах постоянную охрану путешественников от разбойных людей. Еще при Василии III Россия совместно с Турцией предпринимает меры для охраны Донского пути. Султан послал для «донского бережения три судна с пушками и пищалями». Им навстречу должны были двигаться русские охранные суда. На Волге русский царь держал отряды стрельцов для охраны посольских и торговых караванов. Но, несмотря на все эти меры, нападения на торговые и посольские караваны были очень часты и считались обычным делом на русских средневековых дорогах.

В XVII в. роль северного торгового направления еще более усиливается. Через Архангельский порт и Архангельскую ярмарку идут основные товарные потоки из стран Западной Европы в Россию и обратно. Поэтому торговый путь из Москвы в Архангельск становится основной транспортной артерией.

Путь из Москвы в Архангельск пролегал частично по суше и частично по реке. На первом этапе путь вел по суше из Москвы через Переяславль-Залесский, Ростов и Ярославль на Вологду. Летом перевозка товаров по этому маршруту обходилась дорого и была медленной, поскольку товар приходилось перевозить на телегах. Зимой товар перевозили на санях, что было быстрее и дешевле.

Второй, водный этап торгового пути из Москвы в Архангельск начинался в Вологде и проходил сначала по реке Вологде, а далее – на северо-восток по реке Сухоне через Тотьму и Великий Устюг, затем – еще 600 верст по Северной Двине к Холмогорам и Архангельску. Летом купеческий товар перевозился на речных судах, а зимой, когда реки замерзали и покрывались льдом, на санях.

Недалеко от Великого Устюга начинался еще один торговый путь вверх по реке Вычегде к Уралу, а далее через Уральские горы – в Сибирь, где он все более дробясь, терялся в бесконечной тайге. Купцы Великого Устюга везли из Сибири меха, а обратно – зерно и соль. В сентябре и октябре в Великом Устюге разворачивались большие пушные торги, на которых сибирские меха скупали купцы, приезжавшие из Вологды и Москвы.

Вологда была важнейшим перевалочным пунктом между сухопутной и водной частями торгового пути из Москвы в Архангельск. Весной и осенью дороги были непроходимыми из-за слякоти, а реки весной – из-за ледохода, так что и товары, и людей перевозить можно было лишь летом и зимой. При регулярной перемене лошадей путешественники зимой могли преодолеть все расстояние от Москвы до Архангельска в течение всего 14 дней. Перевозка товара проходила много медленнее. Если товар доставлялся в северном направлении на санях зимой, то в Вологде приходилось ждать, пока лед на реке растает и можно будет продолжить перевозку на речных судах. А когда товары из Архангельска прибывали летом, в Вологде ожидали, пока слой снега станет достаточным, чтобы можно было продолжить перевозку на санях.

3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере

Новым явлением стало развитие государственного предпринимательства в производственной сфере – участие государства в организации ряда отраслей производства, непосредственно удовлетворявших его нужды. В 1479 г. в Москве было основано крупное государственное предприятие (по сути, мануфактура) по производству огнестрельного оружия – Пушечный двор, где наряду с пушками отливали и колокола. К 1547 г. относится первое упоминание об Оружейной палате, где работало несколько десятков мастеров, изготавливавших стрелковое и холодное оружие. Государственными отраслями хозяйства в XVI в. являлись строительное дело (все крупные строительные работы в стране выполнялись под руководством Приказа каменных дел) и «государево полотняное дело», находившееся в управлении Дворцового приказа. Государственное промышленное предпринимательство XVI в. было организовано по принципу мануфактуры рассеянного типа.

К примеру, в Тульской оружейной слободе, учрежденной царской грамотой от 1595 г., казенные мастера-оружейники жили в окруженной крепостной стеной части города, освобождались от податей и повинностей, за что должны были выполнять государственные заказы по изготовлению стрелкового оружия. Подобным образом было организовано и полотняное дело. Полотно для царского двора изготовлялось жителями дворцовых слобод и сел – Кадашовской слободы под Москвой, тверской Хамовной слободы, двух сел Ярославского уезда. Каждая слобода (или село) должна была поставлять для нужд двора «оброк» – определенное количество ткани установленного ассортимента, – который в действительности таковым не являлся, так как за него выдавалась определенная плата. Каждый хозяин выполнял часть общей работы – «дело». Помимо освобождения от государственных повинностей за каждое «дело» он получал «хлебное жалованье» (т.е. бесплатное продовольствие) и определенную денежную сумму.

Частное же промышленное предпринимательство, по существу, не развивалось вследствие монополизации государством этого вида деятельности, а также ввиду отсутствия как реального потребительского рынка, так и собственных разрабатываемых месторождений цветных и благородных металлов. Одним из немногих исключений была монополия частного предпринимательства на добычу и сбыт соли. Из-за постоянного и высокого спроса наряду с интенсивной разработкой старых месторождений соли на протяжении XVI в. заметно увеличивалось число ее вновь открытых месторождений. В Восточном Поморье крупнейшим центром ее добычи стал Сольвычегодск. Именно там, в XVI в. развернулась предпринимательская деятельность Строгановых, которые олицетворяли собой образ типичного промышленника-купца эпохи Ивана Грозного. Только в Сольвычегодске они вываривали до 400 тыс. пудов соли в год.

Строгановы – выходцы из поморских крестьян – поселились в Вычегодском крае еще в 70-е гг. XV в. Основателем династии стал Аникий Строганов, который, согласно записи устюжского летописца, в 1515 г. завел в Сольвычегодске солеваренный промысел. Наиболее же известным представителем этой династии стал Григорий Строганов, который в 1558 и 1564 гг. получил от царя жалованные грамоты на освоение земель на реках Кама и Чусовая, а в 1572 г. – привилегию добывать не только железную руду, но и цветные металлы (медь, олово, свинец). В 1581 г. Строгановы снарядили на освоение Сибири отряд казаков под командованием атамана Ермака, который разбил хана Кучума и занял столицу Сибирского ханства Искер.

Обширной была и география торговых операций Строгановых. Их приказчики везли пушнину в Архангельск, обменивая ее на европейские товары, совершали торговые поездки в Стокгольм и другие города Европы. На строгановских верфях около Архангельска строились морские суда по западному образцу. Строгановы выполняли поручения царя Ивана IV по закупке и доставке продовольствия и пушнины. К ним же царь обращался и за деньгами – Строгановы были его «банкирами». Ими ежегодно уплачивались налоги на фантастические по тем временам суммы – до 23 тыс. руб.

Династия Строгановых внесла весомый вклад в развитие русской культуры. В их иконописных мастерских зародилась знаменитая Строгановская школа иконописи. В начале XII в. их личная библиотека насчитывала около двух тысяч книг, а на книжном рынке появились каллиграфически оформленные, писанные в их мастерских книги.

Таким образом, применительно к XVI в. можно говорить лишь о первых шагах в развитии отечественного промышленного предпринимательства. И здесь инициатива принадлежала казне, располагавшей необходимыми финансовыми средствами для учреждения мануфактур. Что касается частного предпринимательства, то оно зарождается в основном в добывающих отраслях и под контролем государства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История отечественного предпринимательства"

Книги похожие на "История отечественного предпринимательства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Девлетов

Олег Девлетов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Девлетов - История отечественного предпринимательства"

Отзывы читателей о книге "История отечественного предпринимательства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.