» » » » Ирина Казаринова - Библиотерапия


Авторские права

Ирина Казаринова - Библиотерапия

Здесь можно купить и скачать "Ирина Казаринова - Библиотерапия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Казаринова - Библиотерапия
Рейтинг:
Название:
Библиотерапия
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2552-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Библиотерапия"

Описание и краткое содержание "Библиотерапия" читать бесплатно онлайн.



Учебно-практическое пособие «Библиотерапия» предназначено для студентов гуманитарных вузов. В первую очередь пособие рассчитано на студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, студентов библиотечных техникумов и колледжей, а также библиотекарей-практиков, в особенности для специалистов психологических и библиотерапевтических служб и центров. Материал пособия может быть полезен представителям смежных областей: педагогики, психологии, акмеологии, медицины, психотерапии, криминологии, конфликтологии, валеологии и других. История становления и развития библиотерапии как междисциплинарной науки впервые представлена на основе акмеологического подхода.






Библиотерапия как наука

Библиотерапия – это наука о закономерностях читательского развития личности в стрессовых условиях, ситуациях, состояниях.

Объект библиотерапии – читатели, находящиеся в стрессовых ситуациях.

Предмет библиотерапии – закономерности читательского развития личности, находящейся в стрессовой ситуации.

История формирования библиотерапии свидетельствует, что она имеет междисциплинарный характер. Библиотерапия как междисциплинарная наука находится на стыке ряда наук. Длительное время господствовал подход считать эту науку составной частью библиотековедения и психотерапии; отголоски стереотипов профессионального сознания и сегодня наблюдаются среди теоретиков и практиков, несмотря на очевидный факт, что ряд направлений библиотерапевтической деятельности не укладывается в эти рамки.

Теория саморегуляции читательской деятельности личности

Теория саморегуляции читательской деятельности личности в стрессовых ситуациях, разработанная автором пособия может послужить стержнем разработки теории библиотерапии как междисциплинарной науки. Основные структурные элементы или аспекты теории саморегуляции читательской деятельности личности: понятие саморегуляция читательской деятельности личности, системообразующие факторы, условия для продуктивной читательской деятельности в стрессовых ситуациях, компоненты индивиуального читательского опыта личности, ключевые жизненные и читательские этапы, опроы выхода из стрессовых ситуаций, закономерности путей выхода из стрессовых ситуаций, тенденции формирования моделей круга чтения элитарных и массовых читателей, функции и направления библиотерапии. Для определения понятия «саморегуляция читательской деятельности личности» потребовалось проведение терминологического анализа и операционализации понятий, результаты которых позволяют представить сущность библиотерапии с позиций акмеологического подхода.

Эти понятия на современном этапе оказываются тесно связаны между собой и с теми социальноэкономическми условиями, в которых осуществляется путь к вершинами профессионализма и развития. В свою очередь, достижение вершин в любом виде деятельности человека напрямую связано с достижением вершин читательского развития. Любые стрессовые ситуации на пути читательского развития являются и той лакмусовой бумажкой, позволяющей увидеть всю суть читателя, и тем трамплином, который выводит на новый уровень развития, к новым вершинам.

Особенности проведения библиотерапевтической работы общедоступных библиотек в 21 веке тесно связаны с обеспечением информационно-психологической безопасности личности. Одна из составляющих этого понятия – информационно-психологическая защита личности, другая составляющая – информационная свобода. Гармонию духовной системы человека и общества обеспечивает гармония информационная. Гармония информационная невозможна без информационной защиты, на которую человек имеет такое же право, как и на информационную свободу, зафиксированную в кодексах этики библиотекарей России и ближнего зарубежья, что особенно значимо в эпоху информационных войн.

Как совместить целенаправленность воздействия – функции изначально присущей библиотерапии, с правом личности на информационную свободу и информационную защиту и полноценное читательское развитие личности – функциям не менее важным, а на современном этапе и ключевым в библиотерапевтической деятельности. Эта проблема не только не решена специалистами по библиотерапии, но по сути дела и не звучала в такой постановке в профессиональной печати. Информационно-психологическое воздействие или влияние с помощью определенной литературы (а именно так чаще всего в библиотерапии именовалась эта функция) в стрессовых для личности ситуациях и информационно-психологическая защита или информационно-психологическая безопасность читателя – это две противоположных по содержанию функции библиотерапии. В свою очередь проблема обеспечения информационно-психологической безопасности читателя с одной стороны может и должна рассматриваться в контексте проблемы информационно-психологической безопасности личности в целом, а с другой – это обеспечение информационного здоровья нации. Задачи библиотек по обеспечению информационного здоровья читателей можно обозначить как: 1. знание документального потока по проблеме ИПБ и соответственно рекомендация соответствующих уровню подготовленности читателя источников, 2. знание и информация читателей о способах манипуляции, 3. знание приемов и способов информационно-психологической защиты и обучение им читателей, 4. развитие навыков анализа различных текстов, 5. развитие умений прогнозировать возможное влияние информации из разных источников на уровне своего читательского «Я». В свою очередь, это является важной составляющей саморегуляции читательской деятельности личности. Термин «информационно-психологическая безопасность читателя» пока еще не устоялся в библиотековедении. Ряд авторов включают его как составную часть информационно-психологической безопасности личности, что совершенно справедливо с позиций проблемы ИПБ как общегосударственной и общемировой, но не затрагивает специфику библиотечную. С позиций теории саморегуляции читательской деятельности личности информационно-психологическую безопасность читателя можно обозначить как информационно-психологическую безопасность читателя и самого процесса чтения на традиционных и нетрадиционных носителях информации от воздействия негативных факторов, влияющих( а также тормозящих или деформирующих) на полноценное читательское развитие личности.

Несмотря на огромный поток литературы по проблеме информационно-психологической безопасности личности в целом, информационно-психологическая защита читателя не получила должного освещения на страницах профессиональной печати и в особенности в регламентирующих библиотечную деятельность официальных документах.

Саморегуляция читательской деятельности личности подразумевает, по нашему мнению, единство этих двух составляющих: информационную свободу и информационную защиту, составляющих гармонию информационную при опоре на собственный читательский опыт и использование возможностей библиотек для успешного читательского развития, исходя из основных этапов жизненного пути личности и преодоления кризисов личности. Это верхний уровень иерархии данного понятия. Системообразующими факторами являются акмеологические принципы отношения к личности как субъекту, развития, двойной детерминации. Ведущей характеристикой читателя становится его активность, в первую очередь в достижении информационной гармонии, затем в выборе оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций.

Поэтому иерархия второго порядка подразумевает решение задачи компенсации для личности утраты ценностей и эмоциональных переживаний, адаптацией к изменяющимся социальным условиям. Не случайно, одна из самых серьезных деформаций духовной жизни личности и общества связывается психологами именно с потерей чувств, утратой эмоций, особенно позитивных, нравственных потерях. Так, психолог – акмеолог К. А. Абульханова-Славская видит один из выходов в сохранении тех структур в обществе, «где люди общаются лично, где возможно сохранение нормальных полноценных человеческих отношений, где имеет место реальный человеческий контакт». Здесь особенно важны такие характеристики личности, как: активность, специфичность, избирательность.

Именно это и является характерной особенностью мероприятий библиотеки и важной составляющей библиотерапевтической работы в целом. Подобные задачи практически всегда решали библиотекари разных типов библиотек, проводя библиотерапевтическую работу, не имея, по сути дела, ни теоретических, ни методических разработок, опираясь на интуицию и потребности своих читателей. В конце 20 века ведущим теоретическим принципом библиотечного обслуживания становится индивидуализация подхода к читателям с позиций субъект-субъектного подхода. Практики акцентируют внимание на создание оптимальных возможностей для выявления творческого потенциала читателей. Таким образом, читатель – это в первую очередь активная самостоятельная личность, обладающая своим уникальным индивидуальным читательским опытом, что особенно значимо для развития теории библиотерапии.

Не менее важным является соотношение понятий читательсаморегуляция читательской деятельности. В акмеологии личность определяется как системообразующий фактор или как движущая сила развития, а саморегуляция рассматривается как механизм, что справедливо и по отношению читателю в библиотерапевтической деятельности и в узком и в широком понимании термина саморегуляция на первом уровне иерархии. Читатель входит одновременно в различное число малых групп, но наиболее важной для него является референтный круг общения, что зависит от включенности и активности в межличностном общении, в особенности в стрессовых условия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Библиотерапия"

Книги похожие на "Библиотерапия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Казаринова

Ирина Казаринова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Казаринова - Библиотерапия"

Отзывы читателей о книге "Библиотерапия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.