» » » » Ирина Казаринова - Библиотерапия


Авторские права

Ирина Казаринова - Библиотерапия

Здесь можно купить и скачать "Ирина Казаринова - Библиотерапия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Казаринова - Библиотерапия
Рейтинг:
Название:
Библиотерапия
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2552-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Библиотерапия"

Описание и краткое содержание "Библиотерапия" читать бесплатно онлайн.



Учебно-практическое пособие «Библиотерапия» предназначено для студентов гуманитарных вузов. В первую очередь пособие рассчитано на студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, студентов библиотечных техникумов и колледжей, а также библиотекарей-практиков, в особенности для специалистов психологических и библиотерапевтических служб и центров. Материал пособия может быть полезен представителям смежных областей: педагогики, психологии, акмеологии, медицины, психотерапии, криминологии, конфликтологии, валеологии и других. История становления и развития библиотерапии как междисциплинарной науки впервые представлена на основе акмеологического подхода.






– на информационно-психологическую защиту личности;

– решение различных проблем и выход из ситуации психологического дискомфорта;

– коррекция ассоциальной направленности личности, девиантного и деликвентного поведения;

– помощь тем читательским группам, чья социально-профессиональная деятельность традиционно связана с сильными стрессогенными факторами, усилившими свое влияние на личность в нынешних условиях;

– работа с различными читательскими группами по смягчению влияния негативных жизненных условий на читательскую деятельность личности;

– коррекция и самокоррекция возрастных, личных кризисов, кризисов социализации, профессиональных деформаций личности;

– компенсация утраты ценностей и позитивных эмоциональных переживаний, адаптация к изменяющимся жизненным условиям;

– повышение стрессоустойчивости личности;

– преодоление информационной дисгармонии;

– творческая гармонизация личности;

– социальная защита личности.

В индивидуальном читательском опыте группы элитарных читателей содержатся предпосылки саморегуляции читательской деятельности. Обобщение этих данных позволило выделить наиболее характерные пути выхода из кризисных и дискомфортных состояний, а именно:

– одновременное преодоление физиологических и психологических барьеров, вызванных болезнью через чтение с выписками.

Пример – читательница Л. Психологически наиболее близкими в момент кризиса и болезни явились стихи А. Ахматовой и проза И. С. Тургенева, произведения Ч. Диккенса и искусствоведческая литература. Преодолевала головокружение, делая выписки при чтении.

– параллельное чтение двух книг одновременно (серьезной, требующей интеллектуальной работы, и легкой – для отдыха).

Пример – читатель П. Для него легче читать произведения тех авторов, которые четко структурируют текст, применяют образные выражения, наглядные примеры. По его мнению особенно ярко это видно в произведениях Р. Роллана, В. Гроссмана, Д. Андреева.

– отождествление себя с героем литературного произведения, особенно в тех случаях, когда он ассоциируется с идеалом читателя.

Пример – читательница Г. Герой Г. Гессе близок ей мотивом одиночества. В переломные периоды жизни, особенно при переоценке ценностей усиливал адаптационные возможности. Шри Ауробиндо и Кришнамурти послужили образцом идеального читателя и побудили к поиску методик рационального чтения и стремлению совершенствовать себя как читателя.

– нахождение в определенных произведениях или авторах методики тренировки чувств или выходов из кризисной ситуации.

Пример – читательница Х. Методику тренировки чувств в неблагоприятных ситуациях и выход из состояния душевного кризиса она нашла в философско-фантастическом романе «Дюна» Ф. Херберта. Одновременно она использовала для коррекции своих состояний чтение по контрасту: сказки и классика, классика и фантастика, литература по археологии и киноискусству и сказки, а также перечитывание любимых ранее – Теккерея, Голсуорси, Джером К. Джерома, романтическую литературу, готический роман, английскую классическую литературу.

– пассивный путь представляет такую ситуацию, когда мотивы, потребности, интересы богаче реального чтения, но реализуются успешно при помощи дополнительных стимулов. Например, под влиянием ближайшего окружения, межличностного общения, библиотечных мероприятий.

Пример – читатель С. Обращение к поэзии С. Есенина и литературе о нем и об этом историческом периоде под влиянием вечера поэзии. Переосмысление собственной жизни, ошибок и неудач, пробуждение творческих импульсов, обращение к музыке.

В той или иной степени данные разновидности работы с читателями реализуются в ряде библиотек, чутко откликающихся на потребности своих читателей. Целесообразность и актуальность некоторых, как например, социальная защита населения как вид библиотечной работы зафиксирована исследователями. Важно сделать эту работу четкой и эффективной применительно к различным читательским группам.

Одно из важнейших направлений библиотерапии на современном этапе – изучение влияния происходящих в обществе изменений.

Чтение в процессе библиотерапии или библиотерапевтичекское чтение должно быть ориентировано на существующие в человеке возможности и способности саморазвития. Такой вид чтения может рассматриваться сам как вид психологической защиты личности в экстремальных условиях, как вид социальной адаптации и как вид, своего рода, читательского аутотренинга. Задача библиотеки – сделать, чтобы читатель четко мог выявить, осознать свои возможности и возможности библиотеки для преодоления реальных или возможных кризисов личности через читательское развитие личности соответственно этапам развития личности, представляющим с позиций психологии последовательное чередование адаптации, индивидуализации и интеграции.

Актуальность этого диктуется потребностями общества, т.к. на современном этапе человек оказывается подвержен неблагоприятным воздействиям внешней среды (внешних конфликтов) и внутренних (внутренних конфликтов), усиливающих друг друга.

Подходы к формированию теории и методологии

В целом, как свидетельствует история библиотерапии, теория и методология библиотерапии еще окончательно не сложились. Существует в настоящее время несколько кардинально отличающихся теоретических подходов. Библиотерапия как междисциплинарная наука находится все еще на описательном уровне. Предпринимаются попытки подхода к измерительному и обобщающему периодам, развитие которых, равно как и дальнейшее развитие библиотерапии тормозится вследствие методологического диссонанса. До настоящего времени не разработаны методологические принципы проведения библиотерапевтических исследований ни в одной из вышеперечисленных наук, где так или иначе формировалась теория библиотерапии, что показал проведенный анализ данных исследований. Реально на протяжении двух столетий библиотерапевтические исследования проводились в рамках методологий тех наук, которые занимались разработкой теории и методики библиотерапии ( как библиотековедение, культурология, отчасти педагогика и психология) или же предлагались результаты наблюдений, отдельных эмпирических фактов из практики библиотерапии ( в психотерапии и теории медицины, криминологии, дефектологии, педагогике, психологии, книговедении, эстетотерапии, валеологии, конфликтологии, библиотечном обслуживании).

Диссонансный, а не резонансный принцип проведения библиотерапевтических исследований, наряду с доминированием применения в качестве методов исследования опроса в определенной степени блокировал или тормозил развитие библиотерапии как науки и, соответственно, библиотерапевтической практики. Применяемые в библиотерапевтических исследованиях методы, ориентированные на выявление мнений, высвечивали в результате лишь поверхностные слои проблем, не позволяли установить реальное состояние изнутри и дать оценку и прогноз. Тормозом являлось неравномерное развитие методологии двух наук – библиотековедения и медицины, в рамки которых «загоняли» библиотерапию специалисты как в плане формирования методологических принципов библиотерапевтических исследований, так и применяемых методов исследования, грешивших односторонностью и субъективизмом. Серьезным тормозом оказался методологический кризис, охвативший большинство перечисленных выше наук, за исключением библиотековедения, где , напротив, имело место опережающее развитие методологии библиотековедческих исследований. Нечетко определялись и направления библиотерапевтической работы, а зачастую просто сужались до помощи в преодолении неврозов. Это также связано с узостью трактовки самого термина «библиотерапия» как лечебное воздействие книги. Для развития библиотерапии необходим не просто междисциплинарный подход, а синтез на уровне методологии. Именно это становится возможным при ориентации исследователей на акмеологический подход. Появление парадигм, стыкующих разные науки позволяет надеяться на новый подъем исследовательской деятельности в области библиотерапии и дальнейшее развитие библиотерапии как науки.

Этапы формирования библиотерапии в историческом контексте: теория, исследования, практика

Основы формирования библиотерапии в древности

Путь к вершинам мастерства в любом виде деятельности, путь к вершинам в ноосферном пространстве, достижение информационной гармонии, гармонии во внутреннем мире личности в целом, успешное разрешение личностных проблем, помощь в горе и болезни тесным образом связаны с вершинами читательского развития, что является главной целью библиотерапии нового века.

С древности известно, что человек в стрессовых условиях показывает максимум своих возможностей и прогноз своего дальнейшего развития, что справедливо и по отношению к чтению, к читательскому развитию личности. Чтение в ситуации психоэмоционального напряжения, вызванного различными причинами от общественных до личных, с одной стороны является зеркалом внутренних конфликтов личности и общества, с другой стороны одновременно служит средством их преодоления и выхода на новые ступени развития. «Смутное состояние души» – характерная черта любой эпохи перемен – неизбежно сопровождается потребностью информационной гармонии, что было подмечено еще древними. Ученые древности также определили, что информация способна вызвать в организме человека различные физиологические реакции, а количество и качество этой информации во многом определяет развитие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Библиотерапия"

Книги похожие на "Библиотерапия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Казаринова

Ирина Казаринова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Казаринова - Библиотерапия"

Отзывы читателей о книге "Библиотерапия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.